• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«В Москве подобное практически невозможно»

1 марта завершается набор студентов ГУ-ВШЭ в Летнюю школу «Сравнительное государственное управление. Опыт Великобритании», проводимую London Metropolitan University. О проекте рассказывает заместитель декана факультета государственного управления, права и международных отношений London Met, директор Школы Пат Грэй.

— Профессор, это уже шестая Школа, которую вы организуете для российских студентов. Что их ждет в Лондоне в этом году?

— Мы всегда стремимся придумать для них что-то новое, стремимся варьировать программу их пребывания в Великобритании. Каждый год — и нынешний не станет исключением — в дополнение к основному курсу обучения мы планируем познакомить студентов с жизнью страны за пределами Лондона. Прежде мы организовывали поездки в Оксфорд, сейчас, возможно, отправимся в Кембридж или Брайтон. Многие студенты хотят поближе познакомиться с политическим устройством Великобритании, и такую возможность они тоже получают. Каждый год мы посещаем Палату общин, иногда — Казначейство, некоторые министерства. А, например, участники прошлогодней Школы имели возможность посетить строящиеся олимпийские объекты — для них это был потрясающе интересный опыт. Посмотрим, что именно мы сможем устроить для них в этом году: многое зависит от того, в какие учреждения мы сможем получить доступ. Бывает, что студенты говорят нам, какие места они хотели бы посетить самостоятельно — мы стараемся им в этом помочь, дать практические советы относительно учреждений, в которые они собираются отправиться.

— За те годы, что вы работаете с российскими студентами, вы составили себе их общий портрет? В чем заключаются их основные достоинства и чего, как вам кажется, им больше всего не хватает?

— Это очень интересный вопрос. Конечно, мне следует сказать, что они все замечательные и практически идеальные студенты. Вы же не думаете, что я скажу о них что-то плохое? Но если говорить серьезно, то меня впечатляет, насколько российские студенты — во всяком случае, это я замечаю в Летних школах — дисциплинированы, как они могут быть поглощены проектами, над которыми трудятся. Они очень тщательно подходят к проработке всех деталей, не позволяя себе схалтурить даже в мелочах, и продолжают искать ответы там, где многие английские студенты уже сдались бы. Мне кажется, что они в принципе больше ценят образование. Хотя наследие советской системы обучения сказывается на том, как они воспринимают информацию. Мы призываем студентов мыслить свободно, опираться на факты, принимать во внимание разные взгляды на одну проблему и допускать, что ответов на вопрос может быть несколько. Российским студентам бывает трудно с этим согласиться.

Но это не значит, что они зациклены только на учебе — они очень любят веселиться и с большим энтузиазмом принимают участие в различных мероприятиях, которые мы предлагаем им во время Летней школы.

— А как вы оцениваете их уровень владения английским языком?

— Он различается. Некоторые фантастически владеют английским, другие хорошо понимают английскую речь, но сталкиваются с некоторыми трудностями, когда участвуют в дискуссиях. Мы не устанавливаем формального барьера для участников Летней школы, но нужно понимать, что без знания языка программа занятий окажется бесполезной. Поэтому мы приветствуем, когда студенты заранее проходят тесты по английскому языку на уровне IELTS 6.0 или, в крайнем случае, IELTS 5.5.

— К чему в целом следует готовиться студентам, когда они окажутся в Лондоне?

— Во-первых, к насыщенному графику. Работа в Летней школе начинается в 10.00, и мы обычно продолжаем заниматься до 15.30, конечно, с перерывом на ланч. Мы стараемся сделать занятия для студентов более неформальными, как правило, мы предлагаем им поработать над решением какой-нибудь проблемы. Лекции, которые читают приглашенные эксперты, обычно небольшие и не занимают много времени.

Что же касается организации проживания, то мы обеспечиваем вполне комфортные и в тоже время привычные для студентов условия. Это современные номера, расположенные близко к центру Лондона, примерно в десяти минутах на метро от Оксфорд-стрит или Вест-Энда, так что проблем с перемещением по городу у студентов не будет. К тому же мы предоставляем им студенческие проездные билеты на все время их пребывания в Лондоне, что дает им право проезда на всех видах общественного транспорта без ограничений. Важно, чтобы они не забыли взять денег на еду, так как за питание им придется платить самостоятельно.

— Могут ли студенты столкнуться с проблемой безопасности на улицах Лондона?

— Лондон — город многонациональный и мультикультурный. Возможно, некоторые студенты испытают «культурный шок», обнаружив на улицах такое количество чернокожих людей, но важно, чтобы они понимали — это обычные британские граждане, долгие годы и даже десятилетия живущие в Лондоне. Не нужно пугаться их, особенно вечером. Вообще Лондон — безопасный город с довольно низким уровнем преступности, в том числе и в ночное время. За те пять лет, что мы организуем Летние школы, с их участниками произошел только один небольшой инцидент, да и тот стал результатом скорее недопонимания и не повлек сколько-нибудь серьезных последствий.

— Российская и британская политические системы и традиции сильно различаются. Реально ли, на ваш взгляд, в таких условиях научиться чему-нибудь друг у друга?

— Сама идея Школы и заключается в том, чтобы найти ответ на этот вопрос. Мы предлагаем студентам подумать о том, какие практики, применяемые в Великобритании, могут быть перенесены на российскую почву, а где наши различия фундаментальны. Особое внимание при обсуждениях мы стремимся уделить традиции транспарентности (прозрачности) публичной власти в Великобритании. С этой целью мы посещаем заседания советов местных органов власти, на которых принимаются важные административные решения. Российским студентам очень важно и полезно увидеть, насколько открытым и прозрачным может быть этот процесс. Они на вполне конкретных примерах понимают, как работает демократия.

Одним из самых ярких таких впечатлений стали слушания о лицензировании баров и ночных клубов, на которых мы со студентами присутствовали два или три года назад. Владелец одного бара, которого многие подозревали в связи с криминалом, добивался продления своей лицензии. Но против него выступили местные жители, и бар был закрыт. Как говорили мне потом студенты, представить нечто подобное в Москве практически невозможно.

— В Летней школе принимают участие только студенты, изучающие государственное и муниципальное управление?

— Большинство из них действительно с этого факультета Высшей школы экономики, но к нам также приезжают и будущие социологи, и политологи. Им тоже есть над чем поработать в рамках курсов, которые мы предлагаем в Летней школе. К нам подключаются и некоторые студенты из Московского государственного университета и Финансовой академии при Правительстве России. Иногда к нам обращаются аспиранты, но на такие специализированные курсы Летняя школа все-таки не рассчитана.

— Вполне понятно, как такие программы помогают российским студентам. Но почему London Metropolitan University заинтересован в этом сотрудничестве?

— London Met имеет давние связи с Высшей школой экономики. Мы совместно участвовали во многих проектах, включая проект Tempus, и имеем схожие интересы, в частности, в области изучения государственного управления. Для нас также очень ценна работа со студентами такого хорошего университета, как Высшая школа экономики, да и наш персонал получает от этого взаимодействия большое удовлетворение. К тому же это сотрудничество — возможно, вы удивитесь — приносит нам деньги, пусть и небольшие. Так что это не благотворительность с нашей стороны.

— Позвольте теперь спросить вас, профессор, о британских студентах. Принимают ли они какое-либо участие в работе Летних школ?

— Непременно. Обычно мы задействуем их для организации «культурного досуга» — экскурсий, прогулок по городу, шоппинга и, конечно, вечерних мероприятий. Уж по части осведомленности о ночной жизни Лондона они нам, профессорам, точно дадут фору. Вполне вероятно, что нынешняя Летняя школа будет более масштабной, чем обычно — мы ждем участников и из других европейских университетов. Я думаю, такая мультикультурность еще больше расширит границы общения между нашими студентами.

— Но насколько британские студенты интересуются Россией, российской политической и административной системой?

— В London Met есть программы и учебные модули, посвященные политическому и социальному устройству стран Восточной Европы, российско-европейским отношениям. Мы пытаемся подстегнуть своих студентов принимать участие в Летних школах в России, но пока особо не преуспели в этом. Все-таки это очень дорогое удовольствие, и организационных проблем с получением визы тоже хватает — впрочем, с теми же проблемами сталкиваются и многие россияне, пытающиеся попасть в Великобританию, так что здесь мы в равных условиях.

Напоследок хотел бы пригласить студентов ГУ-ВШЭ принять участие в нашей Летней школе 2010 года и записаться в группу, которая в настоящее время формируется на факультете государственного и муниципального управления.

Дополнительная информация о Летней школе

Олег Серегин, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Отдых с умом: летние школы НИУ ВШЭ начинают набор старшеклассников

Традиционные летние школы НИУ ВШЭ — это питательная интеллектуальная среда плюс отдых в компании единомышленников. В новом сезоне ребят ждут 13 школ по разным направлениям: от химии до разработки мобильных приложений. Одарённые школьники, продемонстрировавшие выдающиеся результаты, победители известных олимпиад и конкурсов прошедшего учебного года получают скидки при оплате.

Руководители Вологодской области приступили к учебе в Высшей школе экономики

На факультете социальных наук НИУ ВШЭ завершился первый модуль дополнительной профессиональной программы «Специалист по государственному и муниципальному управлению – Master of Public Administration (МРА)», разработанной специально для руководителей Вологодской области. В течение десяти дней высшие государственные и муниципальные чиновники региона изучали экономические, управленческие и специальные дисциплины. Весь курс обучения рассчитан на 2,5 года.

Летняя школа на Соловках — 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.

Первокурсников-математиков подготовили к учебе в Вышке

С 22 по 30 августа на факультете математики ВШЭ прошла летняя школа для студентов первого курса, поступивших на бакалаврские программы «Математика» и «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ». На занятиях они разобрали темы, которым в школах не всегда уделяют внимание, но без которых изучение математики в университете затруднено.

«Проекты, построенные на сотрудничестве вузов и бизнеса, очень важны»

В Вышке проходит Всероссийская летняя школа Мастерчейн. В ее рамках студенты впервые получают опыт работы с этой платформой за пределами банков и создают проекты для решения реальных бизнес-задач в сфере финтеха.

«Эти дети понимают нас с полуслова»

24 мая в Образовательном центре «Сириус» в Сочи завершилась программа по математике и информатике, реализованная при научно-методическом и кадровом сопровождении Высшей школы экономики. Она длилась 24 дня, в ней приняли участие почти 100 десятиклассников, увлеченных математикой и информатикой, из 34 регионов.

11 летних школ ВШЭ для одаренных детей, на которые еще можно подать заявки

Летние школы и выездные лагеря, которые организует Вышка, — это сочетание занятий с отдыхом. Их проводят для школьников преподаватели и студенты университета. В программе — лекции и семинары, интеллектуальные и деловые игры, дискуссии, театральные постановки, конкурсы и, конечно, неформальное общение.

Как я провел лето: студентка МИЭМ НИУ ВШЭ прошла стажировку в ЦЕРН

Елена Орлова, студентка 4-го курса образовательной программы «Прикладная математика» МИЭМ НИУ ВШЭ, приняла участие в работе летней студенческой школы в ЦЕРН. В составе команды разработчиков программного комплекса GeantV она занималась моделированием прохождения элементарных частиц через вещество с использованием методов машинного обучения.

Сетевой анализ: методы для решения актуальных задач

С 24 по 28 июля в Москве состоялась восьмая международная летняя школа «Теория и методы сетевого анализа», организованная Международной лабораторией прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ для студентов и исследователей. В ее работе принял участие научный руководитель лаборатории Стэнли Вассерман из Университета Индианы.

По проекту студентов первой летней школы GS Group и НИУ ВШЭ в Гусеве создадут культурное пространство

В Калининграде прошла первая летняя школа «Город и бизнес: согласованное управление в эпоху технологий» — совместный стратегический образовательный проект холдинга GS Group и Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ при участии БФУ им. И. Канта.