• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На летней школе ребята играли в наполеоновские войны и писали конституцию

Впервые в Высшей школе экономики прошла Летняя профильная школа для старшеклассников распределенного лицея, базовых и партнерских школ Университетского образовательного округа НИУ ВШЭ. Занятия проходили в учебном центре «Вороново» с 8 по 16 августа 2015 года. Участниками школы стали ученики 9-11 классов из разных регионов России.

Лекции, деловые игры, дебаты и экскурсии — далеко не полный перечень активностей, в которых принимали участие школьники. Каждый день был посвящен одной из дисциплин: юриспруденции, политологии, международным отношениям, истории, экономике и менеджменту. За неделю ребята успели организовать предвыборную кампанию, написать сценарий работы с потребителем и даже подготовить проект конституции вымышленного государства. Участники школы работали как в командах, состав которых постоянно менялся, так и индивидуально. Мероприятия начинались с самого утра и заканчивались поздним вечером. Такая интенсивность, по мнению организаторов, только добавила школьникам азарта, они научились быстро анализировать причины побед и поражений, менять на ходу тактику поведения. Ежедневно в первой половине дня ребята слушали тематические лекции преподавателей НИУ ВШЭ, а сразу после этого пробовали применять полученные знания на практике.

«Наша позиция: знать — значит, уметь сделать. Это то, чему учат студентов в Вышке, и это главный принцип работы нашей школы. Мы учили ребят пользоваться лекционным материалом не для того, чтобы воспроизвести услышанное и получить оценку, а для того, чтобы воспользоваться знанием в реальности, в нашем случае — решить общую командную задачу, — рассказывает эксперт дирекции общего образования НИУ ВШЭ Денис Лозинг. — Иногда школьники рассуждают так: «я математик и гуманитарные предметы мне не важны» или «я будущий историк и не буду уделять много времени изучению экономики». Участвуя в нашей школе, дети с подобной позицией пересматривают свое отношение к наукам, не касающимся выбранного ими направления. Например, ребятам, ориентированным на гуманитарные предметы, мы показываем, что математика присутствует в каждой сфере нашей жизни. А знание гуманитарных предметов обогащает людей с техническим складом ума. Кроме того, мы стимулируем школьников делать осознанный выбор профессии и университета, они понимают, какие пробелы в знаниях нужно восполнить для достижения своих личных и профессиональных целей. Помогаем им развить аналитические и организаторские способности, приобрести навыки планирования, прогнозирования и учим отстаивать свою точку зрения».

Участников отбирали по конкурсу. В качестве заявки рассматривалось эссе «Я и моя будущая профессия. Как стать профессионалом?» и успехи претендентов, в том числе, результаты олимпиад, участие в конференциях, средний бал ОГЭ. Лучшие получили приглашения в «Вороново». А в конце обучения школьникам вручили сертификаты, которые могут стать хорошим дополнением к их персональному портфолио. Но и не это главное, отмечают организаторы. Перед отъездом домой каждый школьник написал план своего развития на ближайшие два года. «Это отличная мотивация для самообразования и личностного роста», — говорит Денис Лозинг.

В этот раз Высшая школа экономики приняла у себя на площадке 70 школьников. В следующем году число участников будет увеличено. В планах — расширить сеть партнерских школ НИУ ВШЭ по всей стране с 253 до 450. Ожидается, что в дальнейшем учащиеся смогут на постоянной основе принимать участие и в проекте факультета довузовской подготовки НИУ ВШЭ «Интернет-школа».

«Если такая многосторонняя система работы со школьниками будет непрерывной, то со временем у нас появится не только база лучших образовательных учреждений России, но и старшеклассников, фактически готовых к учебе в передовых вузах страны», — уверены организаторы.

А вот что рассказали о своих впечатлениях участники летней школы этого года.

 

Варвара Минеева

9 класс, МОУ лицей №7, г. Саранск, Республика Мордовия

Каждый день мы сталкивались с разными задачами, ни одна из них не повторилась. Запомнилось участие в двух видах дебатов. Сначала защищали проект конституции игрового государства. А затем всей командой создавали предвыборную программу кандидата и выбирали лидера партии, который ее презентовал. Поскольку я мечтаю стать дипломатом, очень яркие впечатления у меня остались после штабной игры «Наполеоновские войны». Школа помогла мне лучше понять себя. Окончательно определиться с выбором будущей профессии теперь станет легче.

 

Кирилл Толкачев

11 класс, лицей № 230, г. Заречный, Пензенская область

Я впервые нахожусь в таком большом коллективе детей, собравшихся из разных уголков России. Мне было очень приятно со всеми общаться.

Преподаватели Вышки прочитали нам увлекательные лекции. Бывали моменты, когда мы что-то не понимали, и нам приходилось добывать знания самим. Так мы получили практические навыки поиска информации. Одной из самых запоминающихся была штабная игра «Наполеоновские войны». Здесь каждый смог понять свою роль в коллективе, а лидер выявлялся сам по мере решения стратегических задач. Пока я не определился с будущим направлением своей учебы. Скорее всего, это будут международные отношения либо государственное и муниципальное управление. Думаю, теперь я точно сделаю правильный выбор.

 

Камилла Гареева

11 класс, лицей №2, г. Альметьевск, Республика Татарстан

Я хочу стать филологом, но мне интересно постоянно расширять свой кругозор, поэтому я выбрала эту школу. И не пожалела. Например, у меня было предвзятое отношение к экономике. Мне казалось, что для моей будущей специальности знания в этой области не так важны и шансов развиваться в этом направлении у меня нет. После лекции « Чем занимаются экономисты, и как экономика помогает улучшить мир» я поняла, что была не права. Экономика меня увлекла.

Мы сразу включались в атмосферу университетской жизни. Например, когда тебе читают лекцию, ты уже сам выбираешь, что записывать. Это очень полезно, теперь я знаю, к чему готовиться при поступлении в вуз.

Кроме лекций и работы в аудиториях мы участвовали в экскурсиях. Так, мы посетили музей-заповедник «Бородинское поле» и побывали в корпусе НИУ ВШЭ на Мясницкой улице в Москве.

 

Егор Алексеев

10 класс, лицей №4, г. Рязань

Мне всегда хотелось попробовать себя в разных дисциплинах: экономике, праве и политологии. В той или иной степени знания по этим предметам пригодятся мне в будущей работе. На летней школе в Вышке мы постоянно были чем-то заняты. Думал, быстро устану, но этого не произошло. Занятия оказались очень полезными. Все это время нас учили ставить цели и их добиваться.

За эти дни я больше узнал о Высшей школе экономики. Например, что в ее составе есть факультет компьютерных наук. Мне понравилось, что изучение компьютерных дисциплин, естественных и точных наук здесь сочетаются с бизнес-образованием. Возможно, буду рассматривать этот факультет при поступлении.

Конечно, очень жаль, что школа так быстро закончилась. Со многими ребятами надеюсь встретиться уже в качестве студентов Вышки.

 

Даниил Иванов

10 класс, лицей №44, г. Чебоксары, Чувашская республика

Я выбрал социально-экономический профиль и хочу поступать в Вышку. Школа помогла мне понять свои сильные и слабые стороны. Например, я понял, что мне нужно совершенствовать навыки выступления перед большой аудиторией. Открытия в себе помогли сделать и деловые игры. Мы учились развивать лидерские качества, продумывать свои ходы наперед.

Несмотря на плотный график, я не чувствовал переутомления. И даже нашел время для занятий спортом. Мы с ребятами вставали пораньше и делали пробежки. Таким образом мы чередовали физическую и умственную нагрузку.

 

Зия Юсифзаде

10 класс, лицей НИУ ВШЭ, г. Москва

Я решил участвовать в летней школе, чтобы убедиться в правильности своего решения выбрать экономическое направление в Вышке и понять, что я хочу от жизни. Но даже не предполагал, что мне настолько понравятся другие дисциплины. Например, я не представлял, что политология может быть мне так интересна. Я даже стал задумываться о смене профиля в лицее.

Участвуя в школе, я понял, какие качества мне бы хотелось в себе развивать. Узнал, что мои ораторские навыки не так уж плохи. Нашел много новых друзей, с которыми действительно интересно общаться. И получил новый опыт, который вряд ли смог бы приобрести в других условиях. Например, ощутил радость участника партии, победившей на выборах в парламент.

Проект «Университетский образовательный округ» (УОО НИУ ВШЭ) создан в марте 2015 года. Его цель — объединить усилия университета и партнерских школ для развития общего образования и подготовки компетентных абитуриентов, способных успешно учиться в лучших современных университетах. Проект предусматривает программы повышения квалификации для учителей, руководителей учебных учреждений и обучение старшеклассников. Программа для учеников старших классов состоит из трех составляющих — модулей: проектного, учебного и исследовательского. Летняя профильная школа — часть проектного модуля, она ориентирована на профессиональное самоопределение школьников и решение проектных задач в бизнесе и экономике, политике и праве, истории и международных отношений. Куратор проекта — Дирекция общего образования Высшей школы экономики.

 

Вам также может быть интересно:

Лето с пользой: как ученикам 8–11-х классов стать участниками летних школ Вышки

В этом году в рамках проекта «Расти с Вышкой» НИУ ВШЭ проведет пять летних школ и выступит в качестве партнера еще одной. Все эти школы очные, рассчитаны на выпускников 8–10-х, а в ряде случаев также 11-х классов, увлеченных проектной и исследовательской деятельностью, нацеленных на обучение в университете. Участие в них платное, есть возможность получить скидку, но в любом случае необходимо пройти конкурсный отбор.

«Анализ данных используется во многих сферах далеко за пределами IT»

На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике состоялась лекция экспертов Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Представители методической комиссии и члены жюри ВсОШ обратили внимание учителей, сопровождающих школьников-олимпиадников, на востребованность навыка работы с информацией в различных сферах и рассказали, как помочь ученикам выстроить свой путь в этом направлении.

«Программирование плюс реальная жизнь»: подведены итоги олимпиады PROD

В Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения дипломантов олимпиады PROD. Это новая и первая в России олимпиада по промышленной разработке для учеников 9–11-х классов, организованная НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральным университетом. В отборочном этапе приняли участие около 4 тыс. человек из 89 регионов России, а также из Казахстана, Беларуси, Армении, Китая, Туркменистана. Победителями и призерами олимпиады стали 43 человека.

При участии ВШЭ состоялась Открытая олимпиада школьников по программированию

В марте в учебном центре компании «1С» прошла Открытая олимпиада школьников по программированию. В этом году она проводилась на четырех площадках: в Москве, Перми, Липецке и Тегеране (Иран). Организаторами соревнования выступили Департамент образования и науки города Москвы, МФТИ и НИУ ВШЭ в партнерстве с «1С», «Яндексом» и Центром педагогического мастерства.

«Чтобы попасть в сборную России по информатике, старшеклассникам приходится пройти сложный путь»

Филипп Грибов, эксперт Центра студенческих олимпиад и ассистент департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук Вышки, получил Премию Президента Российской Федерации заподготовку победителя 4-й Международной олимпиады по информатике. Филипп Грибов входит в состав тренерского штаба сборной России по информатике и более пяти лет тренирует одаренных школьников для участия в соревнованиях в области компьютерных наук.

«Взять от учебы всё»: в Вышке стартовала серия встреч со школьниками

В Большом зале Центра культур НИУ ВШЭ состоялась встреча учеников школ Москвы и других регионов с представителями Приемной комиссии и пяти факультетов университета. В ней приняли участие около 400 человек, и это начало серии очных встреч, которые пройдут в Вышке в период до 11 апреля. Об образовательных программах бакалавриата и специалитета, особенностях студенческой жизни, карьерных перспективах выпускников НИУ ВШЭ и многом другом смогут узнать потенциальные абитуриенты от Калининграда до Якутска и Владивостока.

В НИУ ВШЭ учеников предпрофессиональных классов посвятили в будущие профессионалы

8 февраля, в День российской науки, 20 тысяч учеников 10-х предпрофессиональных классов школ Москвы прошли посвящение в будущие профессионалы на площадках более 30 столичных вузов. Одним из них стала Высшая школа экономики — в мероприятиях приняли участие более тысячи учеников предпринимательских, инженерных, ИТ- и медиаклассов. Они ознакомились с исследовательскими и образовательными возможностями университета, побывали на лекциях и интерактивных занятиях, пообщались с преподавателями.

Участники DANO написали задачный тур заключительного этапа

Завершился задачный тур заключительного этапа Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Участниками стали 296 человек. В этот раз школьникам предстояло не тестовые задания решать, а работать над практическими задачами, которые требовали знания основ теории вероятностей и математической статистики.

«Находить интересные и нестандартные ходы»: завершилась Математическая регата для 11-го класса

25 ноября в НИУ ВШЭ на Покровском бульваре состоялся заключительный тур Математической регаты для 11-классников — интеллектуального состязания, входящего в число олимпиад Вышки. В нем приняли участие 70 команд, победителем стала команда из московской школы № 2086, оставившая далеко позади всех своих соперников. Еще 15 команд заняли вторые и третьи места.

«Проектная школа»: в Вышке стартовал новый образовательный проект для учителей

Школа коммуникаций ВШЭ и Центр взаимодействия с регионами ВШЭ запустили образовательный курс для учителей «Проектная школа». Его цель — знакомство педагогов с особенностями творческих конкурсов и подготовка старшеклассников к участию в них. Первый трехдневный интенсив для педагогов партнерских школ прошел в учебном центре Вышки «Вороново».