• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

На летней школе ребята играли в наполеоновские войны и писали конституцию

Впервые в Высшей школе экономики прошла Летняя профильная школа для старшеклассников распределенного лицея, базовых и партнерских школ Университетского образовательного округа НИУ ВШЭ. Занятия проходили в учебном центре «Вороново» с 8 по 16 августа 2015 года. Участниками школы стали ученики 9-11 классов из разных регионов России.

Лекции, деловые игры, дебаты и экскурсии — далеко не полный перечень активностей, в которых принимали участие школьники. Каждый день был посвящен одной из дисциплин: юриспруденции, политологии, международным отношениям, истории, экономике и менеджменту. За неделю ребята успели организовать предвыборную кампанию, написать сценарий работы с потребителем и даже подготовить проект конституции вымышленного государства. Участники школы работали как в командах, состав которых постоянно менялся, так и индивидуально. Мероприятия начинались с самого утра и заканчивались поздним вечером. Такая интенсивность, по мнению организаторов, только добавила школьникам азарта, они научились быстро анализировать причины побед и поражений, менять на ходу тактику поведения. Ежедневно в первой половине дня ребята слушали тематические лекции преподавателей НИУ ВШЭ, а сразу после этого пробовали применять полученные знания на практике.

«Наша позиция: знать — значит, уметь сделать. Это то, чему учат студентов в Вышке, и это главный принцип работы нашей школы. Мы учили ребят пользоваться лекционным материалом не для того, чтобы воспроизвести услышанное и получить оценку, а для того, чтобы воспользоваться знанием в реальности, в нашем случае — решить общую командную задачу, — рассказывает эксперт дирекции общего образования НИУ ВШЭ Денис Лозинг. — Иногда школьники рассуждают так: «я математик и гуманитарные предметы мне не важны» или «я будущий историк и не буду уделять много времени изучению экономики». Участвуя в нашей школе, дети с подобной позицией пересматривают свое отношение к наукам, не касающимся выбранного ими направления. Например, ребятам, ориентированным на гуманитарные предметы, мы показываем, что математика присутствует в каждой сфере нашей жизни. А знание гуманитарных предметов обогащает людей с техническим складом ума. Кроме того, мы стимулируем школьников делать осознанный выбор профессии и университета, они понимают, какие пробелы в знаниях нужно восполнить для достижения своих личных и профессиональных целей. Помогаем им развить аналитические и организаторские способности, приобрести навыки планирования, прогнозирования и учим отстаивать свою точку зрения».

Участников отбирали по конкурсу. В качестве заявки рассматривалось эссе «Я и моя будущая профессия. Как стать профессионалом?» и успехи претендентов, в том числе, результаты олимпиад, участие в конференциях, средний бал ОГЭ. Лучшие получили приглашения в «Вороново». А в конце обучения школьникам вручили сертификаты, которые могут стать хорошим дополнением к их персональному портфолио. Но и не это главное, отмечают организаторы. Перед отъездом домой каждый школьник написал план своего развития на ближайшие два года. «Это отличная мотивация для самообразования и личностного роста», — говорит Денис Лозинг.

В этот раз Высшая школа экономики приняла у себя на площадке 70 школьников. В следующем году число участников будет увеличено. В планах — расширить сеть партнерских школ НИУ ВШЭ по всей стране с 253 до 450. Ожидается, что в дальнейшем учащиеся смогут на постоянной основе принимать участие и в проекте факультета довузовской подготовки НИУ ВШЭ «Интернет-школа».

«Если такая многосторонняя система работы со школьниками будет непрерывной, то со временем у нас появится не только база лучших образовательных учреждений России, но и старшеклассников, фактически готовых к учебе в передовых вузах страны», — уверены организаторы.

А вот что рассказали о своих впечатлениях участники летней школы этого года.

 

Варвара Минеева

9 класс, МОУ лицей №7, г. Саранск, Республика Мордовия

Каждый день мы сталкивались с разными задачами, ни одна из них не повторилась. Запомнилось участие в двух видах дебатов. Сначала защищали проект конституции игрового государства. А затем всей командой создавали предвыборную программу кандидата и выбирали лидера партии, который ее презентовал. Поскольку я мечтаю стать дипломатом, очень яркие впечатления у меня остались после штабной игры «Наполеоновские войны». Школа помогла мне лучше понять себя. Окончательно определиться с выбором будущей профессии теперь станет легче.

 

Кирилл Толкачев

11 класс, лицей № 230, г. Заречный, Пензенская область

Я впервые нахожусь в таком большом коллективе детей, собравшихся из разных уголков России. Мне было очень приятно со всеми общаться.

Преподаватели Вышки прочитали нам увлекательные лекции. Бывали моменты, когда мы что-то не понимали, и нам приходилось добывать знания самим. Так мы получили практические навыки поиска информации. Одной из самых запоминающихся была штабная игра «Наполеоновские войны». Здесь каждый смог понять свою роль в коллективе, а лидер выявлялся сам по мере решения стратегических задач. Пока я не определился с будущим направлением своей учебы. Скорее всего, это будут международные отношения либо государственное и муниципальное управление. Думаю, теперь я точно сделаю правильный выбор.

 

Камилла Гареева

11 класс, лицей №2, г. Альметьевск, Республика Татарстан

Я хочу стать филологом, но мне интересно постоянно расширять свой кругозор, поэтому я выбрала эту школу. И не пожалела. Например, у меня было предвзятое отношение к экономике. Мне казалось, что для моей будущей специальности знания в этой области не так важны и шансов развиваться в этом направлении у меня нет. После лекции « Чем занимаются экономисты, и как экономика помогает улучшить мир» я поняла, что была не права. Экономика меня увлекла.

Мы сразу включались в атмосферу университетской жизни. Например, когда тебе читают лекцию, ты уже сам выбираешь, что записывать. Это очень полезно, теперь я знаю, к чему готовиться при поступлении в вуз.

Кроме лекций и работы в аудиториях мы участвовали в экскурсиях. Так, мы посетили музей-заповедник «Бородинское поле» и побывали в корпусе НИУ ВШЭ на Мясницкой улице в Москве.

 

Егор Алексеев

10 класс, лицей №4, г. Рязань

Мне всегда хотелось попробовать себя в разных дисциплинах: экономике, праве и политологии. В той или иной степени знания по этим предметам пригодятся мне в будущей работе. На летней школе в Вышке мы постоянно были чем-то заняты. Думал, быстро устану, но этого не произошло. Занятия оказались очень полезными. Все это время нас учили ставить цели и их добиваться.

За эти дни я больше узнал о Высшей школе экономики. Например, что в ее составе есть факультет компьютерных наук. Мне понравилось, что изучение компьютерных дисциплин, естественных и точных наук здесь сочетаются с бизнес-образованием. Возможно, буду рассматривать этот факультет при поступлении.

Конечно, очень жаль, что школа так быстро закончилась. Со многими ребятами надеюсь встретиться уже в качестве студентов Вышки.

 

Даниил Иванов

10 класс, лицей №44, г. Чебоксары, Чувашская республика

Я выбрал социально-экономический профиль и хочу поступать в Вышку. Школа помогла мне понять свои сильные и слабые стороны. Например, я понял, что мне нужно совершенствовать навыки выступления перед большой аудиторией. Открытия в себе помогли сделать и деловые игры. Мы учились развивать лидерские качества, продумывать свои ходы наперед.

Несмотря на плотный график, я не чувствовал переутомления. И даже нашел время для занятий спортом. Мы с ребятами вставали пораньше и делали пробежки. Таким образом мы чередовали физическую и умственную нагрузку.

 

Зия Юсифзаде

10 класс, лицей НИУ ВШЭ, г. Москва

Я решил участвовать в летней школе, чтобы убедиться в правильности своего решения выбрать экономическое направление в Вышке и понять, что я хочу от жизни. Но даже не предполагал, что мне настолько понравятся другие дисциплины. Например, я не представлял, что политология может быть мне так интересна. Я даже стал задумываться о смене профиля в лицее.

Участвуя в школе, я понял, какие качества мне бы хотелось в себе развивать. Узнал, что мои ораторские навыки не так уж плохи. Нашел много новых друзей, с которыми действительно интересно общаться. И получил новый опыт, который вряд ли смог бы приобрести в других условиях. Например, ощутил радость участника партии, победившей на выборах в парламент.

Проект «Университетский образовательный округ» (УОО НИУ ВШЭ) создан в марте 2015 года. Его цель — объединить усилия университета и партнерских школ для развития общего образования и подготовки компетентных абитуриентов, способных успешно учиться в лучших современных университетах. Проект предусматривает программы повышения квалификации для учителей, руководителей учебных учреждений и обучение старшеклассников. Программа для учеников старших классов состоит из трех составляющих — модулей: проектного, учебного и исследовательского. Летняя профильная школа — часть проектного модуля, она ориентирована на профессиональное самоопределение школьников и решение проектных задач в бизнесе и экономике, политике и праве, истории и международных отношений. Куратор проекта — Дирекция общего образования Высшей школы экономики.

 

Вам также может быть интересно:

От секвенирования к разработке кардиопанели: как прошла летняя школа по кардиогенетике

С 19 по 29 августа Центр непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН, Институтом спектроскопии РАН и компанией «Синтол» провел летнюю школу «Кардиогенетика: от секвенирования к разработке кардиопанели». Школа проводилась в рамках Федеральной научно-технической программы развития генетических технологий на 2019–2027 годы (проект 15.ИП.21.0004).

Школа по ML в биоинформатике: «отличная возможность для нетворкинга и изучения нового материала»

Факультет компьютерных наук НИУ ВШЭ провел ежегодную летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике, слушателями которой стали более 300 человек из разных университетов, институтов и организаций. Всего на событие зарегистрировались более 800 человек. Трехдневная программа включала в себя лекции и семинары.

Летняя школа по аналитике и Data Science в НИУ ВШЭ собрала более 400 слушателей

В конце августа в Центре культур Вышки прошла Летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. Более 400 участников слушали выступления спикеров из «Яндекса», Ozon, X5 Group, VK, МТС, «Авито», Альфа-Банка, «Купера», ecom.tech, Wildberries, «Вкусно — и точка», «Эйч», а также сотрудников ФКН.

Говорим о важном: российские школьники узнали о возможностях НТО

О возможностях Национальной технологической олимпиады (НТО) ученикам российских школ рассказали 2 сентября на первых в новом учебном году уроках «Разговоры о важном». Принять участие в самых масштабных в стране командных инженерных соревнованиях приглашаются школьники 5–11-х классов и студенты вузов и колледжей. Регистрация на десятый сезон НТО открыта на сайте.

Курсы по возобновляемой энергии, кунг-фу и китайскому языку: что еще студенты Вышки изучали на летних школах вузов КНР

24 студента бакалавриата и магистратуры Международного института экономики и финансов НИУ ВШЭ на каникулах побывали в Китае, где приняли участие в летних школах ведущих университетов. Учебные заведения предоставили десятки разнообразных курсов на выбор: от экономики и права до танцев и спорта. Сегодня студенты делятся впечатлениями от обучения и поездки.

«Это незабываемые впечатления, я сохраню их навсегда»: как проходит Международная летняя школа Питерской Вышки

Международная летняя школа Питерской Вышки в самом разгаре — именно сейчас зарубежные студенты из 12 стран активно посещают лекции и наслаждаются культурной программой. Поговорили с некоторыми из них о самых ярких впечатлениях.

В учебном центре «Вороново» завершилась Летняя проектная школа по коммуникациям ВШЭ

Факультет креативных индустрий и Центр взаимодействия с регионами НИУ ВШЭ запустили новую совместную смену в рамках проекта «Академия школьников» — Летнюю проектную школу по коммуникациям. Она прошла в формате выездного образовательного курса по коммуникациям и проектной работе и объединила старшеклассников из Москвы, Московской области, Екатеринбурга, Тольятти, Сургута и Махачкалы.

«Ценим готовность педагогов совершенствовать профессиональные знания и навыки»

Каждый год Центр взаимодействия с регионами ВШЭ организует курсы повышения квалификации для учителей и администраторов школ Университетского образовательного округа. На этот раз в традиционной летней школе приняли участие 573 слушателя. Занятия проходят онлайн, что позволило пройти обучение специалистам, находящимся в самых разных часовых поясах.

«Навсегда в моем сердце»: участники ЛМШ-2024 открыли новые грани предпринимательства

Завершилась Летняя многопрофильная школа «Грани предпринимательства», организованная Дирекцией по работе с одаренными учащимися НИУ ВШЭ. Ее программу подготовили и реализовали преподаватели Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ при участии ведущих российских компаний. Участниками ЛМШ, которая прошла с 4 по 14 июля на базе подмосковного санатория «Буран», стали 100 выпускников 8–10-х классов из 22 регионов России.

«Почувствуйте Север»: в Мурманске завершилась Арктическая летняя школа

Правительство Мурманской области, Высшая школа урбанистики имени А.А. Высоковского (ВШУ) факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ и Мурманский арктический университет (МАУ) провели Арктическую летнюю школу. Две недели 18 студентов двух университетов под руководством тьюторов работали с несколькими районами Мурманска, подробно анализируя их территории, проводя полевые исследования и готовя проектные предложения по их развитию в синхронизации с разрабатываемым мастер-планом агломерации.