• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НИУ ВШЭ занял шестое место в ежегодном рейтинге «Эксперт РА»


Итоги рейтинга были представлены 7 июня на торжественной церемонии, в которой приняли участие ректоры ведущих вузов. В ходе дискуссии ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал о росте качества образования в области социальных наук, о роли университета в развитии местных сообществ и об онлайн-обучении.

Как и в предыдущие годы, в рейтинге агентства RAEX (Эксперт РА) вузы оценивались по трем критериям: условиям для получения качественного образования, уровню востребованности выпускников работодателями, уровню научно-исследовательской деятельности. В прошлом году ВШЭ также находилась в этом рейтинге на 6-м месте.

По результатам опроса, проведенного авторами рейтинга, ВШЭ также была отмечена специальным дипломом «Высокая репутация в академических кругах». В рейтинге вузов по количеству выпускников в составе правления крупнейших компаний России за 2017 год, также выполненном RAEX, ВШЭ заняла 17-18 место (32 выпускника).

Экономисты в почете

Как сообщили авторы рейтинга, наибольшее продвижение в этом году — у вузов, где готовят экономистов и менеджеров. Спрос абитуриентов смещен в сторону ведущих экономических вузов, их выпускники после окончания обучения зарабатывают на 28% больше, чем выпускники других университетов из топ-30 RAEX.

Наше образование в области социальных наук получает признание и за рубежом. Ярослав Кузьминов напомнил, что ВШЭ вошла в топ-100 предметного рейтинга QS по экономике, социологии и политологии, а также в топ-150 предметного рейтинга по финансам. По его мнению, через 10 лет в топ-100 предметных рейтингов по социальным наукам устойчиво войдут 3-5 российских вузов. Устойчивость этой тенденции объясняется тем, что в России выросло новое поколение ученых и профессионалов, включенных в глобальные профессиональные сообщества. Кроме того, Россия — исключительно интересный объект для исследований экономистов, социологов и политологов как страна, находящаяся в состоянии глобальной трансформации, с нестабильными институтами и повышенной ролью инноваций.

Опорные университеты и онлайн-курсы

Отвечая на вопрос, изменялись ли приоритеты программ развития ведущих российских вузов, Ярослав Кузьминов ответил, что приоритеты, которые легли в основу программы повышения международной конкурентоспособности 5-100, тесно связаны с задачами, которые стоят перед университетами в разных странах. Российская программа 5-100 не уникальна, в мире она седьмая или восьмая по счету (первая была запущена в Китае), и международная цитируемость, количество иностранных преподавателей и студентов — это всего лишь индикаторы, показывающие развитие научного потенциала университета.

В конце XX —– начале XXI века во многих странах охват молодых людей университетским образованием вырос примерно в 5 раз, и сейчас в среднеразвитых странах в университетах учатся 40-50% возрастной когорты, в развитых странах — 70-80% (для сравнения — в 1940-е годы этот показатель в среднем составлял 10%). И это разные люди с разными установками, не всегда совпадающими с задачами академического развития и исследований. Произошло размывание миссии университетов, они стали массовыми, что привело к снижению качества образования. И тогда в большинстве западных стран были предприняты попытки вернуться к модели исследовательского (гумбольдтовского) университета, акцентировав сильные стороны лучших вузов — двигателей науки и формирующих научно-профессиональную элиту.

Сегодня Россия участвует в 5-6% передовых исследовательских фронтов (США и Китай — в 40%), и нужно наверстывать упущенное — при том что ни одна страна не охватывает всего поля исследований. Акцент на глобализацию естественен. Но предстоит новый этап развития университетов — они станут центрами инноваций в регионах, в локальных сообществах. В России этому тренду соответствует только что разработанная программа развития опорных университетов, которые группируют вокруг себя инновационные кластеры регионов, помогают своим студентам стать инноваторами, а не только чему-то научиться. Это новый ориентир для российской высшей школы на 2022-2025 годы.

Еще один ориентир — развитие университета как ядра системы онлайн-курсов, формирование новых сетей и взаимное признание этих курсов, процесс аналогичный формированию библиотек после появления печатной книги. Онлайн-курсы колоссально увеличивают возможности каждого человека, который хочет учиться.

ВШЭ выделяет средства на развитие онлайн-курсов, и их запись для преподавателя — работа тяжелая и некомфортная. Ведь главное для него — контакт с аудиторией, а тут он вынужден читать лекцию перед камерой. Тем не менее большинство коллег в Вышке этой работой увлеклись, записано 80 онлайн-курсов, в ближайшее время их будет 120. До конца десятилетия практически все курсы ВШЭ, кроме отдельных авторских, читаемых разово, будут размещены в онлайн — по аналогии с Массачусетским технологическим институтом.

В современном университете преподаватель включен в Learning Management System, он дает задания в сети, ведет форум для студентов, и если студентов много, ему помогают ассистенты. Для высшей школы это еще один вызов. Ректор ВШЭ сравнил современного преподавателя с популярным актером театра, который стал сниматься в кино. Съемки могут отнимать много времени и приносить значительный доход, но университет, как хороший театр, все равно останется точкой притяжения.

Третья миссия

По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, в ближайшее время будет опубликован еще один рейтинг, который учредили Российский союз ректоров и РАН, — «Три миссии университета» (имеются в виду преподавание, наука, служение обществу). В связи с этим участники дискуссии рассказали о своем понимании содержания третьей миссии — служения обществу.

Ярослав Кузьминов считает, что разделять эти три миссии нельзя, и в перспективе они будут еще теснее примыкать друг к другу, что хорошо видно на примере ВШЭ.

Во-первых, ВШЭ является экспертом власти и общества, предлагая решения на основе исследований и профессионального опыта.

Во-вторых, университет занимается не только обучением своих студентов, но и массовым просвещением, и здесь пример — открытые онлайн-курсы, хотя одновременно они являются частью учебного процесса.

В-третьих, Вышка ищет таланты в школьной среде, и это тоже взаимодействие с обществом, но одновременно — инвестиции в будущих студентов.

Вам также может быть интересно:

1 место

занял англоязычный сайт Высшей школы экономики по результатам исследования сайтов университетов, составленного Российским советом по международным делам (РСМД). Рейтинг оценивал сайты 67 университетов из России.

ВШЭ сохранила свои позиции в топ-40 рейтинга молодых университетов QS

ВШЭ заняла 39 место в рейтинге молодых университетов QS, сохранив свои позиции в топ-40, не смотря на растущую конкуренцию в этой категории университетов.

ВШЭ стала одним из шестидесяти лучших молодых университетов мира в рейтинге ТНЕ

Высшая школа экономики продемонстрировала взрывной рост на 24 позиции и заняла 60 место в рейтинге молодых университетов Times Higher Education. ВШЭ — единственный российский вуз в топ-100 этого рейтинга.

ВШЭ увеличила количество предметов в Шанхайском рейтинге

ВШЭ сохранила свои позиции в топ-100 по социологии и математике​ Шанхайского рейтинга,​ улучшила результат по политическим наукам и осталась в той же группе по экономике. При этом по менеджменту ВШЭ переместилась в следующий диапазон и вошла в новые предметные области — психологию и деловое администрирование. ВШЭ — единственный российский вуз по 4 предметам: социология, менеджмент, деловое администрирование, политические науки, а также лидер в России по экономике и находится в одном диапазоне с МГУ по математике.

Вышка улучшила свои позиции в рейтинге QS

Университет в этом году продвинулся в рейтинге на 21 позицию, заняв 7-е место среди российских вузов. Это произошло благодаря значительному улучшению показателей академической репутации и высокой оценке выпускников работодателями.

Репутация российских вузов в институциональном рейтинге QS стабильно растет благодаря Проекту 5-100

За последние 5 лет российские вузы показали заметную динамику по вхождению в топ-500 институционального рейтинга QS, увеличив свое представительство в полтора раза (с 9 до 16) в основном благодаря участникам Проекта 5-100. Этот показатель является одним из основных ориентиров федерального проекта «Молодые профессионалы».

ВШЭ в лидерах рейтингов RAEX и Интерфакс

ВШЭ вошла в ежегодный рейтинг лучших вузов России агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика) и устойчиво занимает в нем 5-е место, а по показателю востребованности выпускников находится на 3-м месте. Также в X ежегодном Национальном рейтинге университетов группы «Интерфакс» ВШЭ поднялась на 1 позицию и заняла 4–е место среди российских вузов.

«Возможность стать ведущим должна быть у каждого вуза»

31 мая в Высшей школе экономики состоялось общее собрание членов Ассоциации «Глобальные университеты». Ректоры вузов обсудили перспективы развития Проекта 5-100, возможности законодательного закрепления понятия «ведущий вуз» и предложили создать прозрачную национальную систему экспертизы результатов научных исследований.

Эксперты Вышки помогают региональным вузам внедрять цифровые технологии

Институт образования НИУ ВШЭ провел в регионах пилотный цикл обучающих семинаров, посвященных формированию единого цифрового пространства вуза. В них приняли участие сотрудники Орловского государственного университета, Тольяттинского государственного университета и Воронежского государственного технического университета.

Влияние исследований качества образования на политику не стоит переоценивать

На семинаре, прошедшем в НИУ ВШЭ в рамках Дней Международной академии образования в Москве, профессор Университета штата Аризона Густаво Э. Фишман сравнил международные сравнительные исследования качества образования с лошадиными скачками и заявил, что они не столь значительно влияют на образовательную политику, как принято считать.