• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НИУ ВШЭ занял шестое место в ежегодном рейтинге «Эксперт РА»


Итоги рейтинга были представлены 7 июня на торжественной церемонии, в которой приняли участие ректоры ведущих вузов. В ходе дискуссии ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал о росте качества образования в области социальных наук, о роли университета в развитии местных сообществ и об онлайн-обучении.

Как и в предыдущие годы, в рейтинге агентства RAEX (Эксперт РА) вузы оценивались по трем критериям: условиям для получения качественного образования, уровню востребованности выпускников работодателями, уровню научно-исследовательской деятельности. В прошлом году ВШЭ также находилась в этом рейтинге на 6-м месте.

По результатам опроса, проведенного авторами рейтинга, ВШЭ также была отмечена специальным дипломом «Высокая репутация в академических кругах». В рейтинге вузов по количеству выпускников в составе правления крупнейших компаний России за 2017 год, также выполненном RAEX, ВШЭ заняла 17-18 место (32 выпускника).

Экономисты в почете

Как сообщили авторы рейтинга, наибольшее продвижение в этом году — у вузов, где готовят экономистов и менеджеров. Спрос абитуриентов смещен в сторону ведущих экономических вузов, их выпускники после окончания обучения зарабатывают на 28% больше, чем выпускники других университетов из топ-30 RAEX.

Наше образование в области социальных наук получает признание и за рубежом. Ярослав Кузьминов напомнил, что ВШЭ вошла в топ-100 предметного рейтинга QS по экономике, социологии и политологии, а также в топ-150 предметного рейтинга по финансам. По его мнению, через 10 лет в топ-100 предметных рейтингов по социальным наукам устойчиво войдут 3-5 российских вузов. Устойчивость этой тенденции объясняется тем, что в России выросло новое поколение ученых и профессионалов, включенных в глобальные профессиональные сообщества. Кроме того, Россия — исключительно интересный объект для исследований экономистов, социологов и политологов как страна, находящаяся в состоянии глобальной трансформации, с нестабильными институтами и повышенной ролью инноваций.

Опорные университеты и онлайн-курсы

Отвечая на вопрос, изменялись ли приоритеты программ развития ведущих российских вузов, Ярослав Кузьминов ответил, что приоритеты, которые легли в основу программы повышения международной конкурентоспособности 5-100, тесно связаны с задачами, которые стоят перед университетами в разных странах. Российская программа 5-100 не уникальна, в мире она седьмая или восьмая по счету (первая была запущена в Китае), и международная цитируемость, количество иностранных преподавателей и студентов — это всего лишь индикаторы, показывающие развитие научного потенциала университета.

В конце XX —– начале XXI века во многих странах охват молодых людей университетским образованием вырос примерно в 5 раз, и сейчас в среднеразвитых странах в университетах учатся 40-50% возрастной когорты, в развитых странах — 70-80% (для сравнения — в 1940-е годы этот показатель в среднем составлял 10%). И это разные люди с разными установками, не всегда совпадающими с задачами академического развития и исследований. Произошло размывание миссии университетов, они стали массовыми, что привело к снижению качества образования. И тогда в большинстве западных стран были предприняты попытки вернуться к модели исследовательского (гумбольдтовского) университета, акцентировав сильные стороны лучших вузов — двигателей науки и формирующих научно-профессиональную элиту.

Сегодня Россия участвует в 5-6% передовых исследовательских фронтов (США и Китай — в 40%), и нужно наверстывать упущенное — при том что ни одна страна не охватывает всего поля исследований. Акцент на глобализацию естественен. Но предстоит новый этап развития университетов — они станут центрами инноваций в регионах, в локальных сообществах. В России этому тренду соответствует только что разработанная программа развития опорных университетов, которые группируют вокруг себя инновационные кластеры регионов, помогают своим студентам стать инноваторами, а не только чему-то научиться. Это новый ориентир для российской высшей школы на 2022-2025 годы.

Еще один ориентир — развитие университета как ядра системы онлайн-курсов, формирование новых сетей и взаимное признание этих курсов, процесс аналогичный формированию библиотек после появления печатной книги. Онлайн-курсы колоссально увеличивают возможности каждого человека, который хочет учиться.

ВШЭ выделяет средства на развитие онлайн-курсов, и их запись для преподавателя — работа тяжелая и некомфортная. Ведь главное для него — контакт с аудиторией, а тут он вынужден читать лекцию перед камерой. Тем не менее большинство коллег в Вышке этой работой увлеклись, записано 80 онлайн-курсов, в ближайшее время их будет 120. До конца десятилетия практически все курсы ВШЭ, кроме отдельных авторских, читаемых разово, будут размещены в онлайн — по аналогии с Массачусетским технологическим институтом.

В современном университете преподаватель включен в Learning Management System, он дает задания в сети, ведет форум для студентов, и если студентов много, ему помогают ассистенты. Для высшей школы это еще один вызов. Ректор ВШЭ сравнил современного преподавателя с популярным актером театра, который стал сниматься в кино. Съемки могут отнимать много времени и приносить значительный доход, но университет, как хороший театр, все равно останется точкой притяжения.

Третья миссия

По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, в ближайшее время будет опубликован еще один рейтинг, который учредили Российский союз ректоров и РАН, — «Три миссии университета» (имеются в виду преподавание, наука, служение обществу). В связи с этим участники дискуссии рассказали о своем понимании содержания третьей миссии — служения обществу.

Ярослав Кузьминов считает, что разделять эти три миссии нельзя, и в перспективе они будут еще теснее примыкать друг к другу, что хорошо видно на примере ВШЭ.

Во-первых, ВШЭ является экспертом власти и общества, предлагая решения на основе исследований и профессионального опыта.

Во-вторых, университет занимается не только обучением своих студентов, но и массовым просвещением, и здесь пример — открытые онлайн-курсы, хотя одновременно они являются частью учебного процесса.

В-третьих, Вышка ищет таланты в школьной среде, и это тоже взаимодействие с обществом, но одновременно — инвестиции в будущих студентов.

Вам также может быть интересно:

Вышка вошла в топ-3 экономических вузов России по уровню зарплат выпускников

IT-сервис по поиску работы и подбору сотрудников SuperJob представил рейтинг вузов России 2022 года по уровню зарплат молодых специалистов, работающих в сфере экономики и финансов и окончивших вуз в 2016–2021 годах. Высшая школа экономики — на второй строке.

Вышка уверенно удерживает первую строчку по четырем предметам в рейтинге научной продуктивности АЦ «Эксперт»

Высшая школа экономики заняла 1-е место по четырем предметам рейтинга научной продуктивности российских вузов, который опубликовал Аналитический центр «Эксперт». В восьми предметных областях (срезах) университет входит в топ-5 рейтинга.

ВШЭ — единственный российский вуз в топ-75 рейтинга молодых университетов ТНЕ

Высшая школа экономики заняла 66-е место в рейтинге молодых университетов Times Higher Education, который оценивает вузы в возрасте до 50 лет. THE Young University Rankings является первым в линейке мировых рейтингов, опубликованных в 2022 году.

ВШЭ вошла в топ-150 мировых вузов рейтинга THE Reputation

Высшая школа экономики улучшила результат прошлого года и вошла в диапазон 126–150 репутационного рейтинга Times Higher Education. Среди российских вузов ВШЭ разделила 2–4-е место с МФТИ и СПбГУ.

ВШЭ увеличила присутствие в рейтингах US News Best Global Universities до 6 предметов

В опубликованных сегодня предметных рейтингах университетов мира US News Best Global Universities НИУ ВШЭ представлен в шести предметах (в 2020 году — в четырех). Высшая школа экономики впервые вошла в предметные рейтинги «Искусство и гуманитарные науки» (позиция 207) и «Психология» (позиция 374), а также подтвердила свой лучший результат по предмету «Математика» (позиция 85), устойчиво сохраняя свою позицию в топ-100 лучших университетов мира по этому предмету и вторую среди российских университетов в этом рейтинге.

ВШЭ — в топ-30 лучших вузов мира в рейтинге THE Emerging Economies

Высшая школа экономики устойчиво входит в топ-30 вузов мира по версии рейтинга Times Higher Education Emerging Economies и является одним из лучших университетов России.

ВШЭ вошла в топ-100 по двум предметам рейтинга ТНЕ

Высшая школа экономики вошла в сотню лучших вузов мира по праву и социальным наукам рейтинга Times Higher Education. Помимо этого, университет впервые вошел в топ-150 предметного рейтинга ТНЕ по образованию и в топ-200 по экономике и бизнесу.

ВШЭ сохранила позиции в двух предметных рейтингах ТНЕ

ВШЭ представлена в двух предметных рейтингах ТНЕ: «Компьютерные науки» топ-500 и «Инженерные науки и технологии» в группе 801-1000.

ВШЭ вошла в топ-125 мирового рейтинга ТНЕ по предмету «Психология»

Высшая школа экономики в очередной раз улучшила свой результат по психологии в предметном рейтинге Times Higher Education, войдя в группу 101-125 лучших университетов мира по этому предмету.

Пять магистерских программ ВШЭ устойчиво входят в рейтинг QS Business Masters

Высшая школа экономики второй год подряд представлена пятью магистерскими программами в рейтинге QS Business Masters. При этом программы «Международный бизнес» и «Финансовая экономика» улучшили свои позиции в топ-100 рейтинга.