• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НИУ ВШЭ занял шестое место в ежегодном рейтинге «Эксперт РА»


Итоги рейтинга были представлены 7 июня на торжественной церемонии, в которой приняли участие ректоры ведущих вузов. В ходе дискуссии ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал о росте качества образования в области социальных наук, о роли университета в развитии местных сообществ и об онлайн-обучении.

Как и в предыдущие годы, в рейтинге агентства RAEX (Эксперт РА) вузы оценивались по трем критериям: условиям для получения качественного образования, уровню востребованности выпускников работодателями, уровню научно-исследовательской деятельности. В прошлом году ВШЭ также находилась в этом рейтинге на 6-м месте.

По результатам опроса, проведенного авторами рейтинга, ВШЭ также была отмечена специальным дипломом «Высокая репутация в академических кругах». В рейтинге вузов по количеству выпускников в составе правления крупнейших компаний России за 2017 год, также выполненном RAEX, ВШЭ заняла 17-18 место (32 выпускника).

Экономисты в почете

Как сообщили авторы рейтинга, наибольшее продвижение в этом году — у вузов, где готовят экономистов и менеджеров. Спрос абитуриентов смещен в сторону ведущих экономических вузов, их выпускники после окончания обучения зарабатывают на 28% больше, чем выпускники других университетов из топ-30 RAEX.

Наше образование в области социальных наук получает признание и за рубежом. Ярослав Кузьминов напомнил, что ВШЭ вошла в топ-100 предметного рейтинга QS по экономике, социологии и политологии, а также в топ-150 предметного рейтинга по финансам. По его мнению, через 10 лет в топ-100 предметных рейтингов по социальным наукам устойчиво войдут 3-5 российских вузов. Устойчивость этой тенденции объясняется тем, что в России выросло новое поколение ученых и профессионалов, включенных в глобальные профессиональные сообщества. Кроме того, Россия — исключительно интересный объект для исследований экономистов, социологов и политологов как страна, находящаяся в состоянии глобальной трансформации, с нестабильными институтами и повышенной ролью инноваций.

Опорные университеты и онлайн-курсы

Отвечая на вопрос, изменялись ли приоритеты программ развития ведущих российских вузов, Ярослав Кузьминов ответил, что приоритеты, которые легли в основу программы повышения международной конкурентоспособности 5-100, тесно связаны с задачами, которые стоят перед университетами в разных странах. Российская программа 5-100 не уникальна, в мире она седьмая или восьмая по счету (первая была запущена в Китае), и международная цитируемость, количество иностранных преподавателей и студентов — это всего лишь индикаторы, показывающие развитие научного потенциала университета.

В конце XX —– начале XXI века во многих странах охват молодых людей университетским образованием вырос примерно в 5 раз, и сейчас в среднеразвитых странах в университетах учатся 40-50% возрастной когорты, в развитых странах — 70-80% (для сравнения — в 1940-е годы этот показатель в среднем составлял 10%). И это разные люди с разными установками, не всегда совпадающими с задачами академического развития и исследований. Произошло размывание миссии университетов, они стали массовыми, что привело к снижению качества образования. И тогда в большинстве западных стран были предприняты попытки вернуться к модели исследовательского (гумбольдтовского) университета, акцентировав сильные стороны лучших вузов — двигателей науки и формирующих научно-профессиональную элиту.

Сегодня Россия участвует в 5-6% передовых исследовательских фронтов (США и Китай — в 40%), и нужно наверстывать упущенное — при том что ни одна страна не охватывает всего поля исследований. Акцент на глобализацию естественен. Но предстоит новый этап развития университетов — они станут центрами инноваций в регионах, в локальных сообществах. В России этому тренду соответствует только что разработанная программа развития опорных университетов, которые группируют вокруг себя инновационные кластеры регионов, помогают своим студентам стать инноваторами, а не только чему-то научиться. Это новый ориентир для российской высшей школы на 2022-2025 годы.

Еще один ориентир — развитие университета как ядра системы онлайн-курсов, формирование новых сетей и взаимное признание этих курсов, процесс аналогичный формированию библиотек после появления печатной книги. Онлайн-курсы колоссально увеличивают возможности каждого человека, который хочет учиться.

ВШЭ выделяет средства на развитие онлайн-курсов, и их запись для преподавателя — работа тяжелая и некомфортная. Ведь главное для него — контакт с аудиторией, а тут он вынужден читать лекцию перед камерой. Тем не менее большинство коллег в Вышке этой работой увлеклись, записано 80 онлайн-курсов, в ближайшее время их будет 120. До конца десятилетия практически все курсы ВШЭ, кроме отдельных авторских, читаемых разово, будут размещены в онлайн — по аналогии с Массачусетским технологическим институтом.

В современном университете преподаватель включен в Learning Management System, он дает задания в сети, ведет форум для студентов, и если студентов много, ему помогают ассистенты. Для высшей школы это еще один вызов. Ректор ВШЭ сравнил современного преподавателя с популярным актером театра, который стал сниматься в кино. Съемки могут отнимать много времени и приносить значительный доход, но университет, как хороший театр, все равно останется точкой притяжения.

Третья миссия

По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, в ближайшее время будет опубликован еще один рейтинг, который учредили Российский союз ректоров и РАН, — «Три миссии университета» (имеются в виду преподавание, наука, служение обществу). В связи с этим участники дискуссии рассказали о своем понимании содержания третьей миссии — служения обществу.

Ярослав Кузьминов считает, что разделять эти три миссии нельзя, и в перспективе они будут еще теснее примыкать друг к другу, что хорошо видно на примере ВШЭ.

Во-первых, ВШЭ является экспертом власти и общества, предлагая решения на основе исследований и профессионального опыта.

Во-вторых, университет занимается не только обучением своих студентов, но и массовым просвещением, и здесь пример — открытые онлайн-курсы, хотя одновременно они являются частью учебного процесса.

В-третьих, Вышка ищет таланты в школьной среде, и это тоже взаимодействие с обществом, но одновременно — инвестиции в будущих студентов.

Вам также может быть интересно:

3 место

заняла Вышка среди российских университетов в международном рейтинге цитируемости Transparent Ranking: Top Universities by Google Scholar Citiations, обогнав МГУ им. Ломоносова.

ВШЭ вошла в топ-50 молодых вузов QS

Высшая школа экономики заняла 48 место в рейтинге молодых университетов по версии британского агентства QS, став в нем единственным представителем России.

Вышка входит в топ-5 вузов по самым высоким зарплатам выпускников

Высшая школа экономики заняла 5-е место среди российских вузов по самым высоким зарплатам выпускников в первый год трудоустройства. Таковы данные мониторинга трудоустройства Минобрнауки. В среднем выпускники очной формы обучения Вышки, получившие первое высшее образование, получают 51 700 рублей, что превышает показатели предыдущих лет и почти в 2 раза больше, чем в среднем по стране.

Подведены итоги конкурса «Школа навыков XXI века»

Конкурс был организован Институтом образования ВШЭ и Благотворительным фондом Сбербанка России «Вклад в будущее» при поддержке Агентства стратегических инициатив. 200 команд из 39 регионов представили идеи и практики школьного образования, благодаря которым дети смогут приобрести навыки XXI века.

Благодаря образованию люди не мирятся с действительностью, а перестраивают ее

Идея человеческого капитала как двигателя экономического роста легла в основу предложений по развитию образования в проекте Стратегии развития России на 2017–2024 годы и на перспективу до 2035 года.

ВШЭ входит в топ-250 университетов Европы по рейтингу Times Higher Education

21 июня 2017 года на сайте Times Higher Education опубликован рейтинг лучших университетов Европы, в котором ВШЭ наряду с СПбГУ, НГУ, МИФИ, КФУ занимает позицию 201-250. МГУ вошел в топ-100 рейтинга и занимает 93 место, МФТИ занимает 151-160 позицию и ИТМО — 191-200. Топ-лист включает 400 вузов.

На экваторе Проекта 5-100 российские вузы демонстрируют отличную динамику в мировом рейтинге QS

Высшая школа экономики поднялась в рейтинге и заняла 382 место.

1 место

заняла ВШЭ в рейтинге вузов России по уровню зарплат выпускников, работающих в сфере «финансы и экономика». Рейтинг подготовлен исследовательским центром портала Supejob.ru на основе сравнения среднего уровня доходов выпускников российских вузов 2011—2016 годов выпуска.

ВШЭ и ИТМО демонстрируют самый динамичный рост в рейтинге «Интерфакса»

НИУ ВШЭ и Университет ИТМО продемонстрировали «взрывной» рост в рейтинге «Интерфакса» за всё время его существования. В этом году Вышка заняла 4-е место, поднявшись из группы 31-35, где была в 2010 году, а ИТМО из той же группы продвинулся до 7-го места. Оба университета стали лучшими по темпам роста в рейтинге среди всех вузов в первой десятке.

Школьный учитель должен стать воспитателем в гораздо большей степени, чем в советской школе

Традиционное рутинное обучение в ближайшем будущем перестанет играть ключевую роль в общем образовании. Главными функциями школы станут воспитание, организация общения и выполнение коллективных проектов, считает ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов. 2 июня он выступил на панельной дискуссии «Образование как стратегический ресурс развития страны», организованной Высшей школой экономики и образовательным холдингом «Просвещение».