• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

НИУ ВШЭ занял шестое место в ежегодном рейтинге «Эксперт РА»


Итоги рейтинга были представлены 7 июня на торжественной церемонии, в которой приняли участие ректоры ведущих вузов. В ходе дискуссии ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов рассказал о росте качества образования в области социальных наук, о роли университета в развитии местных сообществ и об онлайн-обучении.

Как и в предыдущие годы, в рейтинге агентства RAEX (Эксперт РА) вузы оценивались по трем критериям: условиям для получения качественного образования, уровню востребованности выпускников работодателями, уровню научно-исследовательской деятельности. В прошлом году ВШЭ также находилась в этом рейтинге на 6-м месте.

По результатам опроса, проведенного авторами рейтинга, ВШЭ также была отмечена специальным дипломом «Высокая репутация в академических кругах». В рейтинге вузов по количеству выпускников в составе правления крупнейших компаний России за 2017 год, также выполненном RAEX, ВШЭ заняла 17-18 место (32 выпускника).

Экономисты в почете

Как сообщили авторы рейтинга, наибольшее продвижение в этом году — у вузов, где готовят экономистов и менеджеров. Спрос абитуриентов смещен в сторону ведущих экономических вузов, их выпускники после окончания обучения зарабатывают на 28% больше, чем выпускники других университетов из топ-30 RAEX.

Наше образование в области социальных наук получает признание и за рубежом. Ярослав Кузьминов напомнил, что ВШЭ вошла в топ-100 предметного рейтинга QS по экономике, социологии и политологии, а также в топ-150 предметного рейтинга по финансам. По его мнению, через 10 лет в топ-100 предметных рейтингов по социальным наукам устойчиво войдут 3-5 российских вузов. Устойчивость этой тенденции объясняется тем, что в России выросло новое поколение ученых и профессионалов, включенных в глобальные профессиональные сообщества. Кроме того, Россия — исключительно интересный объект для исследований экономистов, социологов и политологов как страна, находящаяся в состоянии глобальной трансформации, с нестабильными институтами и повышенной ролью инноваций.

Опорные университеты и онлайн-курсы

Отвечая на вопрос, изменялись ли приоритеты программ развития ведущих российских вузов, Ярослав Кузьминов ответил, что приоритеты, которые легли в основу программы повышения международной конкурентоспособности 5-100, тесно связаны с задачами, которые стоят перед университетами в разных странах. Российская программа 5-100 не уникальна, в мире она седьмая или восьмая по счету (первая была запущена в Китае), и международная цитируемость, количество иностранных преподавателей и студентов — это всего лишь индикаторы, показывающие развитие научного потенциала университета.

В конце XX —– начале XXI века во многих странах охват молодых людей университетским образованием вырос примерно в 5 раз, и сейчас в среднеразвитых странах в университетах учатся 40-50% возрастной когорты, в развитых странах — 70-80% (для сравнения — в 1940-е годы этот показатель в среднем составлял 10%). И это разные люди с разными установками, не всегда совпадающими с задачами академического развития и исследований. Произошло размывание миссии университетов, они стали массовыми, что привело к снижению качества образования. И тогда в большинстве западных стран были предприняты попытки вернуться к модели исследовательского (гумбольдтовского) университета, акцентировав сильные стороны лучших вузов — двигателей науки и формирующих научно-профессиональную элиту.

Сегодня Россия участвует в 5-6% передовых исследовательских фронтов (США и Китай — в 40%), и нужно наверстывать упущенное — при том что ни одна страна не охватывает всего поля исследований. Акцент на глобализацию естественен. Но предстоит новый этап развития университетов — они станут центрами инноваций в регионах, в локальных сообществах. В России этому тренду соответствует только что разработанная программа развития опорных университетов, которые группируют вокруг себя инновационные кластеры регионов, помогают своим студентам стать инноваторами, а не только чему-то научиться. Это новый ориентир для российской высшей школы на 2022-2025 годы.

Еще один ориентир — развитие университета как ядра системы онлайн-курсов, формирование новых сетей и взаимное признание этих курсов, процесс аналогичный формированию библиотек после появления печатной книги. Онлайн-курсы колоссально увеличивают возможности каждого человека, который хочет учиться.

ВШЭ выделяет средства на развитие онлайн-курсов, и их запись для преподавателя — работа тяжелая и некомфортная. Ведь главное для него — контакт с аудиторией, а тут он вынужден читать лекцию перед камерой. Тем не менее большинство коллег в Вышке этой работой увлеклись, записано 80 онлайн-курсов, в ближайшее время их будет 120. До конца десятилетия практически все курсы ВШЭ, кроме отдельных авторских, читаемых разово, будут размещены в онлайн — по аналогии с Массачусетским технологическим институтом.

В современном университете преподаватель включен в Learning Management System, он дает задания в сети, ведет форум для студентов, и если студентов много, ему помогают ассистенты. Для высшей школы это еще один вызов. Ректор ВШЭ сравнил современного преподавателя с популярным актером театра, который стал сниматься в кино. Съемки могут отнимать много времени и приносить значительный доход, но университет, как хороший театр, все равно останется точкой притяжения.

Третья миссия

По словам ректора МГУ Виктора Садовничего, в ближайшее время будет опубликован еще один рейтинг, который учредили Российский союз ректоров и РАН, — «Три миссии университета» (имеются в виду преподавание, наука, служение обществу). В связи с этим участники дискуссии рассказали о своем понимании содержания третьей миссии — служения обществу.

Ярослав Кузьминов считает, что разделять эти три миссии нельзя, и в перспективе они будут еще теснее примыкать друг к другу, что хорошо видно на примере ВШЭ.

Во-первых, ВШЭ является экспертом власти и общества, предлагая решения на основе исследований и профессионального опыта.

Во-вторых, университет занимается не только обучением своих студентов, но и массовым просвещением, и здесь пример — открытые онлайн-курсы, хотя одновременно они являются частью учебного процесса.

В-третьих, Вышка ищет таланты в школьной среде, и это тоже взаимодействие с обществом, но одновременно — инвестиции в будущих студентов.

Вам также может быть интересно:

Две программы ВШЭ вошли в рейтинг лучших магистерских программ по бизнес-образованию от QS

Программы «Системы больших данных» и «Международный бизнес» вошли в рейтинг QS магистерских программ в категориях «Бизнес-аналитика» и «Менеджмент». Рейтинг вышел впервые и основан на анализе более 300 вузов из более 40 стран.

ВШЭ впервые вошла в предметный рейтинг ТНЕ по физическим наукам

Высшая школа экономики впервые вошла в рейтинг Times Higher Education по физическим наукам и заняла место в группе 401-500. Результаты рейтинга были объявлены главным редактором всемирного рейтинга университетов THE Филом Бейти на семинаре-конференции Проекта 5-100.

ВШЭ вошла в топ-50 рейтинга QS BRICS

Продвижение ВШЭ во всех мировых рейтингах в 2017 году проявилось и в региональном рейтинге QS BRICS, где ВШЭ заняла 39 позицию в списке всех университетов, поднявшись на 23 места по сравнению с прошлым годом.

ВШЭ вошла в топ-150 предметного рейтинга U.S. News Best Global Universities — 2018

Высшая школа экономики улучшила свой результат в предметном рейтинге U.S. News Best Global Universities по математике, попав в топ-150 вузов по этому направлению. Также ВШЭ впервые вошла в глобальный рейтинг университетов U.S. News Best Global Universities и в предметный рейтинг Social Sciences and Public Health.

ВШЭ поднялась на 10 мест в рейтинге QS EECA

В свой 25-летний юбилей Высшая школа экономики заняла 25 место в рейтинге QS EECA, улучшив результат на 10 мест по сравнению с прошлым годом. Этот рейтинг, включающий в себя 200 позиций, учитывает особенности развития университетов из стран Европы с переходной экономикой и Центральной Азии.

ВШЭ усилила свое присутствие в предметных рейтингах ТНЕ

Высшая школа экономики вошла в предметные рейтинги Times Higher Education по двум дисциплинам — «Экономика и бизнес» (группа 101-125) и «Социальные науки» (группа 176-200), став лучшим из представителей вузов Проекта 5-100 по этим направлениям.

НИУ ВШЭ и Национальный институт педагогических исследований Китая начинают проект в области образования

Российские и китайские исследователи совместно займутся изучением образовательных систем двух стран и разработкой возможных стратегий их модернизации до 2030 года. Проект рассчитан на 10 лет.

Вышка впервые вошла в рейтинг ТНЕ по гуманитарным наукам

ВШЭ впервые представлена в предметном рейтинге Times Higher Education по направлению «Искусство и гуманитарные науки» в группе 176–200, продемонстрировав лучший результат среди вузов-участников Проекта 5-100 в этом предмете и став третьим из российских университетов.

Вышка вошла в топ-300 рейтинга QS Gradua­te Employability

Высшая школа экономи­ки вошла в группу 25­1-300 рейтинга QS Gr­aduate Employability, который отражает взаимосвязь между деятельностью университ­ета и трудоустройств­ом выпускников. ВШЭ заняла 1-е место сре­ди вузов-участников Проекта 5-100 и 4-е место среди 11 росси­йских вузов, улучшив прошлогодний резуль­тат.

Вышка сохранила 1 место в нарастающем рейтинге вузов фонда Владимира Потанина

Благотворительный фонд Владимира Потанина представил результаты рейтинга вузов за 2016/17 учебный год. В рейтинге оценивается деятельность университетов, студенты и преподаватели которых принимают участие в стипендиальной программе и грантовом конкурсе фонда.