• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Взгляд на социальную политику с другой стороны

С 13 по 24 июля в Зеленогорске (Ленинградская область) при поддержке Высшей школы экономики прошла Летняя школа «Case studies of exclusion/inclusion effects towards women and ethnic minorities».

Это третье мероприятие в рамках проекта «Критический анализ социальной политики на постсоветском пространстве: идеологии, акторы и культуры», организованного Центром социальной политики и гендерных исследований при поддержке HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching, Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров. Со стороны Вышки организаторами выступили кафедра социально-экономических систем и социальной политики, кафедра общей социологии и кафедра социологии (филиал ВШЭ в Санкт-Петербурге).

Участники школы — 35 начинающих и опытных преподавателей — смогли обсудить результаты и перспективы дальнейшего сотрудничества в области разработки учебных курсов, связанных с критическим анализом социальной политики. По словам одной из участниц школы, Жанны Черновой (Санкт-Петербургский филиал ВШЭ), «сложившаяся отечественная традиция изучения социальной политики тяготеет к объективистской парадигме, оставляя за рамками рассмотрения идеологию, культурный контекст. Было очень полезно посмотреть на социальную политику с другой стороны».

В качестве приглашенных преподавателей и экспертов в вопросах отношения к гендерным, расовым и этническим меньшинствам выступали известные исследователи проблем социальной политики Лена Доминелли (Университет Дарэм, Великобритания), Дарья Завиржек (Университет Любляны), Джон Раунд (ВШЭ), Виктория Шмидт (Университет Масарик, Чешская Республика), Елена Гапова (Университет Западного Мичигана, США), Стефан Фукс (Университет Виржинии, США), Павел Романов (ВШЭ, ЦСПГИ — Центр социальной политики и гендерных исследований), Елена Ярская-Смирнова (ВШЭ, ЦСПГИ), Жанна Чернова (ВШЭ).

На заседаниях школы обсуждались темы эксклюзии и инклюзии в современной социальной политике, а также статус расовых, этнических, имущественных и гендерных групп. Рассматривались теоретические перспективы и исследовательские приемы изучения социальных сервисов. Анализировались практики и дискурсивные поля защиты детей в странах транзита, а также аспекты семейной политики в сравнительной перспективе. Особое внимание участников привлекла тема женского гражданства, где был поставлен вопрос реконфигурации и системного взаимовлияния процессов углубления гендерного и классового неравенства и национализма на постсоветском пространстве. Кроме того, обсуждалась роль гражданского общества в современных неолиберальных режимах, а также теоретические аспекты соотношения понятий «идеология», «культура» и «власть».

К уже традиционным формам групповых обсуждений и дискуссионных презентаций в текущем году добавились пробные лекции участников проекта, которые служили полем для обмена преподавательским опытом. Многие участники проекта отмечали это как наиболее ценный результат своей активности на школе. «Методические рекомендации по преподаванию для меня очень важны. Особенно это актуально при переходе на новые стандарты. Интересно также было наблюдать разные стили преподавания на школе», — отметила, в частности, Ольга Мельникова (Томский государственный университет).

В рамках школы прошли также несколько научных семинаров, посвященных обсуждению промежуточных результатов работы исследовательских мини-проектов с расширенным составом участников из разных регионов России, стран СНГ, Великобритании и Боснии. Тематика мини-проектов отражает фокус научных интересов исследователей в сфере социальной политики.

Скажем, проект «Инклюзивная культура социальных сервисов» направлен на изучение степени доступности для социально уязвимых групп (этнические меньшинства, мигранты) социальных услуг, предоставляемых школами, социальными центрами и службами. Среди изучаемых кейсов — школы крупных городов (Санкт-Петербург и Казань), национальная школа в Ижевске, школа в селе Рыбушки Саратовской области, центр «Семья» в Саратове, сельские социальные службы в Бурятии. Проект «Социальные работники как агенты перемен» включает кейсы по изучению приютов для бездомных людей в Томске, «Папа-школы» в Санкт-Петербурге, создание доступной среды для людей с инвалидностью в Казани. А проект «Сравнительная семейная политика» предусматривает сравнение различных кейсов постсоветских стран регионов России, Казахстана, Белоруссии, Боснии, Герцеговины и Болгарии. На заседания круглого стола были приглашены Моника Даулинг и Мажда Бечиревич (Открытый университет, Великобритания).

Особый интерес для участников представляла работа круглого стола, посвященного методическим приемам преподавания курса «Социальная политика», а также курсов, включающих модули или темы, связанные с социально-политической проблематикой. Обсуждение преподавательских методик позволило выйти на более широкий круг вопросов, отсылающих к статусу социальных дисциплин в академическом пространстве.

Татьяна Власова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

«Рост заработной платы — это задача, на которую должны работать все министерства нашей страны»

Детальная проработка мер социальной политики, изучение их комплексного воздействия на разные аспекты жизни семей и общества позволяют повысить ее эффективность и улучшить благосостояние семей, повлиять на их репродуктивные планы. Проректор НИУ ВШЭ, директор Института социальной политики НИУ ВШЭ Лилия Овчарова приняла участие в дискуссии по соцполитике на форуме «Россия».

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»

В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.

«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»

28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.

Итоги Международной летней школы — 2023 подвели в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

В августе в питерской Вышке завершилась Международная летняя школа. Участники прослушали курсы по политологии, русскому языку и финансам от преподавателей ВШЭ, а также познакомились с Северной столицей и исследовали ее достопримечательности в ходе культурной программы. Обучение прошли студенты из девяти стран, таких как Венесуэла, Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Италия, Германия, Узбекистан и Россия.

ФКН в четвертый раз проведет летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике

На факультете компьютерных наук Вышки с 28 по 30 августа пройдет летняя школа по машинному обучению в биоинформатике. В течение трех дней участников ждут лекции и семинары от ведущих специалистов в данной области из ВШЭ, Сколтеха, AIRI, МГУ, МФТИ, Genotek, Sber Artificial Intelligence Laboratory.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по программной инженерии

В начале июля на факультете компьютерных наук Вышки проходила летняя школа по программной инженерии. Она стала правопреемницей школы по разработке мобильных приложений, которая проводилась на ФКН с 2015 по 2022 год. Партнерами мероприятия выступили «1С», Сбер, сообщество авторов игр «Индикатор» и IT-школа Samsung Innovation Campus.

«Летняя школа заставила меня осознать, насколько на самом деле важна аналитика данных в наши дни»

В начале июля Международная лаборатория прикладного сетевого анализа (ANR-Lab) ВШЭ провела летнюю школу «Методы и инструменты анализа социальных сетей». Мероприятие, собравшее экспертов из разных стран, состоялось в онлайн-формате. Это уже 14-я летняя школа, организованная лабораторией за 10 лет работы.