• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Взгляд на социальную политику с другой стороны

С 13 по 24 июля в Зеленогорске (Ленинградская область) при поддержке Высшей школы экономики прошла Летняя школа «Case studies of exclusion/inclusion effects towards women and ethnic minorities».

Это третье мероприятие в рамках проекта «Критический анализ социальной политики на постсоветском пространстве: идеологии, акторы и культуры», организованного Центром социальной политики и гендерных исследований при поддержке HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching, Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров. Со стороны Вышки организаторами выступили кафедра социально-экономических систем и социальной политики, кафедра общей социологии и кафедра социологии (филиал ВШЭ в Санкт-Петербурге).

Участники школы — 35 начинающих и опытных преподавателей — смогли обсудить результаты и перспективы дальнейшего сотрудничества в области разработки учебных курсов, связанных с критическим анализом социальной политики. По словам одной из участниц школы, Жанны Черновой (Санкт-Петербургский филиал ВШЭ), «сложившаяся отечественная традиция изучения социальной политики тяготеет к объективистской парадигме, оставляя за рамками рассмотрения идеологию, культурный контекст. Было очень полезно посмотреть на социальную политику с другой стороны».

В качестве приглашенных преподавателей и экспертов в вопросах отношения к гендерным, расовым и этническим меньшинствам выступали известные исследователи проблем социальной политики Лена Доминелли (Университет Дарэм, Великобритания), Дарья Завиржек (Университет Любляны), Джон Раунд (ВШЭ), Виктория Шмидт (Университет Масарик, Чешская Республика), Елена Гапова (Университет Западного Мичигана, США), Стефан Фукс (Университет Виржинии, США), Павел Романов (ВШЭ, ЦСПГИ — Центр социальной политики и гендерных исследований), Елена Ярская-Смирнова (ВШЭ, ЦСПГИ), Жанна Чернова (ВШЭ).

На заседаниях школы обсуждались темы эксклюзии и инклюзии в современной социальной политике, а также статус расовых, этнических, имущественных и гендерных групп. Рассматривались теоретические перспективы и исследовательские приемы изучения социальных сервисов. Анализировались практики и дискурсивные поля защиты детей в странах транзита, а также аспекты семейной политики в сравнительной перспективе. Особое внимание участников привлекла тема женского гражданства, где был поставлен вопрос реконфигурации и системного взаимовлияния процессов углубления гендерного и классового неравенства и национализма на постсоветском пространстве. Кроме того, обсуждалась роль гражданского общества в современных неолиберальных режимах, а также теоретические аспекты соотношения понятий «идеология», «культура» и «власть».

К уже традиционным формам групповых обсуждений и дискуссионных презентаций в текущем году добавились пробные лекции участников проекта, которые служили полем для обмена преподавательским опытом. Многие участники проекта отмечали это как наиболее ценный результат своей активности на школе. «Методические рекомендации по преподаванию для меня очень важны. Особенно это актуально при переходе на новые стандарты. Интересно также было наблюдать разные стили преподавания на школе», — отметила, в частности, Ольга Мельникова (Томский государственный университет).

В рамках школы прошли также несколько научных семинаров, посвященных обсуждению промежуточных результатов работы исследовательских мини-проектов с расширенным составом участников из разных регионов России, стран СНГ, Великобритании и Боснии. Тематика мини-проектов отражает фокус научных интересов исследователей в сфере социальной политики.

Скажем, проект «Инклюзивная культура социальных сервисов» направлен на изучение степени доступности для социально уязвимых групп (этнические меньшинства, мигранты) социальных услуг, предоставляемых школами, социальными центрами и службами. Среди изучаемых кейсов — школы крупных городов (Санкт-Петербург и Казань), национальная школа в Ижевске, школа в селе Рыбушки Саратовской области, центр «Семья» в Саратове, сельские социальные службы в Бурятии. Проект «Социальные работники как агенты перемен» включает кейсы по изучению приютов для бездомных людей в Томске, «Папа-школы» в Санкт-Петербурге, создание доступной среды для людей с инвалидностью в Казани. А проект «Сравнительная семейная политика» предусматривает сравнение различных кейсов постсоветских стран регионов России, Казахстана, Белоруссии, Боснии, Герцеговины и Болгарии. На заседания круглого стола были приглашены Моника Даулинг и Мажда Бечиревич (Открытый университет, Великобритания).

Особый интерес для участников представляла работа круглого стола, посвященного методическим приемам преподавания курса «Социальная политика», а также курсов, включающих модули или темы, связанные с социально-политической проблематикой. Обсуждение преподавательских методик позволило выйти на более широкий круг вопросов, отсылающих к статусу социальных дисциплин в академическом пространстве.

Татьяна Власова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

По проекту студентов первой летней школы GS Group и НИУ ВШЭ в Гусеве создадут культурное пространство

В Калининграде прошла первая летняя школа «Город и бизнес: согласованное управление в эпоху технологий» — совместный стратегический образовательный проект холдинга GS Group и Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ при участии БФУ им. И. Канта.

Юристы в цифровую эпоху: вытеснит ли искусственный интеллект юридическую профессию?

В Москве закончилась VI Международная летняя школа по киберправу, организованная Международной лабораторией по праву информационных технологий и интеллектуальной собственности. Школа традиционно проводится на английском языке. Молодые ученые из России, Австрии, Германии, Великобритании, Испании, Польши, Белоруссии, Украины, Монголии, Индии приняли участие в ежегодном событии, где представили свои научные работы.

На факультете компьютерных наук ВШЭ прошла летняя школа по разработке мобильных приложений для старшеклассников

За пять дней участники школы побывали на тренингах и мастер-классах, познакомились с процессом разработки мобильных приложений и сервисов для различных платформ, а в финале презентовали собственные проекты, подготовленные за время обучения. Партнером школы в этом году стала компания Samsung.

«Здесь можно прочувствовать всю атмосферу Вышки»

26 июня по 3 июля Дирекция по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися ВШЭ проводит в учебном центре «Вороново» Летнюю многопрофильную школу. На нее съехались одаренные школьники не только со всей России, но и из стран ближнего зарубежья.

Проведи умное лето с Вышкой: прием заявок на летние школы продолжается

Во время летних каникул ВШЭ традиционно организует выездные школы и лагеря для старшеклассников, где предусмотрена учеба, профориентация и, конечно, отдых. Сейчас открыт прием заявок на девять из них.

«Нужно развивать страховые принципы социальной политики, а не уходить от них»

Очередная экспертная сессия в рамках XVIII Международной Апрельской научной конференции НИУ ВШЭ была посвящена проблемам социальной политики. Участники дискуссии обсуждали пути развития российского рынка труда, пенсионной и страховой системы.

Олимпиадные задачи и машинное обучение — чем запомнилась Летняя школа по компьютерным наукам

В течение двух недель участники Летней школы по компьютерным наукам из 19 городов России готовились к Всероссийской олимпиаде школьников и перечневым олимпиадам и изучали методы машинного обучения. Такая школа была проведена факультетом компьютерных наук ВШЭ впервые.

«Оказалось, что литературы я совсем не знаю, но могу узнать»

20-27 августа в учебном центре «Вороново» впервые прошла Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ) для ребят, закончивших 8-10 классы. Занятия были построены так, чтобы историкам и филологам было интересно учиться вместе, а в интеллектуальные игры после учебы втягивались даже закоренелые интроверты.

«Здесь собрались дети, которых нужно заставлять отдыхать»

С 12 по 25 августа в Липецкой области прошла очередная Летняя экономическая школа «I Love Economics» для выпускников 8-10 классов, интересующихся экономикой. Ее участники — около 200 школьников из разных регионов России и ближнего зарубежья, организаторы — НИУ ВШЭ, Молодежная бизнес-школа Липецка и портал «Экономика для школьников» (ILoveEconomics.ru).

«Именно эти люди будут формировать повестку гуманитарной науки»

В музее-усадьбе Л.Н. Толстого в Ясной Поляне прошла первая московско-тартуская школа по цифровым гуманитарным наукам. Целью школы было создание общей междисциплинарной научной среды для исследования текстов с помощью современных компьютерных методов. Организаторы школы — Школа лингвистики НИУ ВШЭ, музей-усадьба Л.Н.Толстого «Ясная поляна» и лаборатория «СПЖК» при кафедре русской литературы Тартуского университета.