• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Взгляд на социальную политику с другой стороны

С 13 по 24 июля в Зеленогорске (Ленинградская область) при поддержке Высшей школы экономики прошла Летняя школа «Case studies of exclusion/inclusion effects towards women and ethnic minorities».

Это третье мероприятие в рамках проекта «Критический анализ социальной политики на постсоветском пространстве: идеологии, акторы и культуры», организованного Центром социальной политики и гендерных исследований при поддержке HESP Regional Seminar for Excellence in Teaching, Фонда Джона Д. и Кэтрин Т. Макартуров. Со стороны Вышки организаторами выступили кафедра социально-экономических систем и социальной политики, кафедра общей социологии и кафедра социологии (филиал ВШЭ в Санкт-Петербурге).

Участники школы — 35 начинающих и опытных преподавателей — смогли обсудить результаты и перспективы дальнейшего сотрудничества в области разработки учебных курсов, связанных с критическим анализом социальной политики. По словам одной из участниц школы, Жанны Черновой (Санкт-Петербургский филиал ВШЭ), «сложившаяся отечественная традиция изучения социальной политики тяготеет к объективистской парадигме, оставляя за рамками рассмотрения идеологию, культурный контекст. Было очень полезно посмотреть на социальную политику с другой стороны».

В качестве приглашенных преподавателей и экспертов в вопросах отношения к гендерным, расовым и этническим меньшинствам выступали известные исследователи проблем социальной политики Лена Доминелли (Университет Дарэм, Великобритания), Дарья Завиржек (Университет Любляны), Джон Раунд (ВШЭ), Виктория Шмидт (Университет Масарик, Чешская Республика), Елена Гапова (Университет Западного Мичигана, США), Стефан Фукс (Университет Виржинии, США), Павел Романов (ВШЭ, ЦСПГИ — Центр социальной политики и гендерных исследований), Елена Ярская-Смирнова (ВШЭ, ЦСПГИ), Жанна Чернова (ВШЭ).

На заседаниях школы обсуждались темы эксклюзии и инклюзии в современной социальной политике, а также статус расовых, этнических, имущественных и гендерных групп. Рассматривались теоретические перспективы и исследовательские приемы изучения социальных сервисов. Анализировались практики и дискурсивные поля защиты детей в странах транзита, а также аспекты семейной политики в сравнительной перспективе. Особое внимание участников привлекла тема женского гражданства, где был поставлен вопрос реконфигурации и системного взаимовлияния процессов углубления гендерного и классового неравенства и национализма на постсоветском пространстве. Кроме того, обсуждалась роль гражданского общества в современных неолиберальных режимах, а также теоретические аспекты соотношения понятий «идеология», «культура» и «власть».

К уже традиционным формам групповых обсуждений и дискуссионных презентаций в текущем году добавились пробные лекции участников проекта, которые служили полем для обмена преподавательским опытом. Многие участники проекта отмечали это как наиболее ценный результат своей активности на школе. «Методические рекомендации по преподаванию для меня очень важны. Особенно это актуально при переходе на новые стандарты. Интересно также было наблюдать разные стили преподавания на школе», — отметила, в частности, Ольга Мельникова (Томский государственный университет).

В рамках школы прошли также несколько научных семинаров, посвященных обсуждению промежуточных результатов работы исследовательских мини-проектов с расширенным составом участников из разных регионов России, стран СНГ, Великобритании и Боснии. Тематика мини-проектов отражает фокус научных интересов исследователей в сфере социальной политики.

Скажем, проект «Инклюзивная культура социальных сервисов» направлен на изучение степени доступности для социально уязвимых групп (этнические меньшинства, мигранты) социальных услуг, предоставляемых школами, социальными центрами и службами. Среди изучаемых кейсов — школы крупных городов (Санкт-Петербург и Казань), национальная школа в Ижевске, школа в селе Рыбушки Саратовской области, центр «Семья» в Саратове, сельские социальные службы в Бурятии. Проект «Социальные работники как агенты перемен» включает кейсы по изучению приютов для бездомных людей в Томске, «Папа-школы» в Санкт-Петербурге, создание доступной среды для людей с инвалидностью в Казани. А проект «Сравнительная семейная политика» предусматривает сравнение различных кейсов постсоветских стран регионов России, Казахстана, Белоруссии, Боснии, Герцеговины и Болгарии. На заседания круглого стола были приглашены Моника Даулинг и Мажда Бечиревич (Открытый университет, Великобритания).

Особый интерес для участников представляла работа круглого стола, посвященного методическим приемам преподавания курса «Социальная политика», а также курсов, включающих модули или темы, связанные с социально-политической проблематикой. Обсуждение преподавательских методик позволило выйти на более широкий круг вопросов, отсылающих к статусу социальных дисциплин в академическом пространстве.

Татьяна Власова, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Зависимость от государства. Какую социальную помощь ждут россияне

Лишь 17% жителей России не нуждаются в государственной поддержке. Но даже они признают необходимость регулирования социальной сферы. Граждане традиционно предъявляют государству широкий круг запросов. Что нужно, кому и в каких ситуациях, выяснили в Центре стратификационных исследований НИУ ВШЭ.

Отдых с умом: летние школы НИУ ВШЭ начинают набор старшеклассников

Традиционные летние школы НИУ ВШЭ — это питательная интеллектуальная среда плюс отдых в компании единомышленников. В новом сезоне ребят ждут 13 школ по разным направлениям: от химии до разработки мобильных приложений. Одарённые школьники, продемонстрировавшие выдающиеся результаты, победители известных олимпиад и конкурсов прошедшего учебного года получают скидки при оплате.

«В фокусе внимания президента повышение рождаемости и снижение уровня бедности в два раза»

Национальные задачи социального развития, а также существующие риски и возможности на пути реализации этих задач обсудили участники ХХ Международной Апрельской конференции НИУ ВШЭ на очередном пленарном заседании.

Летняя школа на Соловках — 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.

Первокурсников-математиков подготовили к учебе в Вышке

С 22 по 30 августа на факультете математики ВШЭ прошла летняя школа для студентов первого курса, поступивших на бакалаврские программы «Математика» и «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ». На занятиях они разобрали темы, которым в школах не всегда уделяют внимание, но без которых изучение математики в университете затруднено.

«Проекты, построенные на сотрудничестве вузов и бизнеса, очень важны»

В Вышке проходит Всероссийская летняя школа Мастерчейн. В ее рамках студенты впервые получают опыт работы с этой платформой за пределами банков и создают проекты для решения реальных бизнес-задач в сфере финтеха.

«Эти дети понимают нас с полуслова»

24 мая в Образовательном центре «Сириус» в Сочи завершилась программа по математике и информатике, реализованная при научно-методическом и кадровом сопровождении Высшей школы экономики. Она длилась 24 дня, в ней приняли участие почти 100 десятиклассников, увлеченных математикой и информатикой, из 34 регионов.

11 летних школ ВШЭ для одаренных детей, на которые еще можно подать заявки

Летние школы и выездные лагеря, которые организует Вышка, — это сочетание занятий с отдыхом. Их проводят для школьников преподаватели и студенты университета. В программе — лекции и семинары, интеллектуальные и деловые игры, дискуссии, театральные постановки, конкурсы и, конечно, неформальное общение.

У России есть ресурсы для бюджетного маневра в пользу образования, здравоохранения и соцзащиты

Вопросы изменений, назревших в ключевых социальных сферах, обсуждались на пленарном заседании «Человеческий капитал и социальная политика» в рамках XIX Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ.

В Вышке будут готовить аналитиков и управленцев в сфере социальной политики

В 2018 году в Высшей школе экономики открывается новая магистерская программа «Управление в социальной сфере». Здесь будут готовить многопрофильных специалистов по вопросам социальной политики. О программе рассказывает ее академический руководитель Юлия Лежнина.