• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Завершен заключительный этап олимпиады «Высшая проба»

С 29 января по 6 февраля в Москве и еще в 41 городе России и стран СНГ прошел заключительный (очный) этап Всероссийской олимпиады школьников «Высшая проба» для учеников 7-11 классов. Приглашение принять участие в заключительном этапе получили более 26 тыс. человек – на 6 тыс. больше, чем в прошлом году.

Новые рекорды

Популярность «Высшей пробы» у школьников растет с каждым годом, и в этом году установлены новые рекорды.

Количество участников отборочного этапа приблизилось к 110 тыс. человек (показатель прошлого учебного года – 87 455), общее число регистраций – порядка 220 тыс. человек (в прошлом учебном году – 178 тыс.). При этом число профилей олимпиады осталось прежним. Более 80% потенциальных участников на московской площадке приняли участие в очных состязаниях второго этапа, тогда как в предыдущие три года «явка» была около 70%.

По всем профилям, за исключением «Электроники и вычислительной техники» (его участников принимали в здании МИЭМ в Строгино), олимпиада проводилась в новом кампусе ВШЭ на Покровском бульваре. «Здесь я впервые, мне все понравилось. Красиво, аудитории приятные, – говорит 10-классник Федор Денисов из московской школы № 152, участвовавший в олимпиаде по иностранным языкам. – Я был в нескольких европейских университетах, и там похожая организация пространства. Через маленькие окошки в дверях видно, что происходит в аудиториях».

Федор Денисов
© Высшая школа экономики/ Михаил Дмитриев

Впервые очные состязания «Высшей пробы» в этом году проведены в Сыктывкаре, в некоторых городах появились новые партнеры, как правило, из числа вузов и региональных центров по работе с одаренными детьми. Например, в Новосибирской области олимпиада раньше проводилась в Бердске – городе-спутнике Новосибирска, что было не очень удобно ребятам, а теперь ее принимает Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ» (НГУЭУ), расположенный в центре Новосибирска.

Организаторы и волонтеры

Больше всего участников заключительного этапа «Высшей пробы» принимает здание на Покровском бульваре – только в день проведения олимпиады по иностранным языкам, филологии и дизайну здесь побывали более 2 тыс. школьников. Все действия организаторов – сотрудников Вышки и студентов-волонтеров – строго регламентированы, и, по выражению директора по профессиональной ориентации и работе с одаренными учащимися Тамары Протасевич, «каждый солдат знает свое место».

Придя на указанную площадку в назначенное время, каждый участник находит себя в списках, после чего волонтеры направляют его в аудиторию. Там проверяют документы (паспорт и титульный лист) и выдают задание, к выполнению которого все участники приступают одновременно. Причем задание одно и тоже для всех участников независимо от площадки, которую выбрал участник.

Когда истекает время выполнения заданий (от двух до четырех часов в зависимости от предмета), волонтеры принимают работы, снова проверив документы у каждого участника, и приносят их в штаб олимпиады. Там их шифруют, нанося на титульный лист и первую страницу индивидуальный номер, а затем титульные листы отделяются, чтобы обеспечить анонимность при проверке.

В организации олимпиады задействованы десять сотрудников Вышки и более тысячи студентов-волонтеров. Для студентов это проектная деятельность по выбору, за которую можно получить кредиты на «Ярмарке проектов», но есть такие, кто приходит и без всяких бонусов, причем в течение нескольких лет, а некоторые – даже по окончании Вышки.

Этчуэ Карл Иман Оливье
© Высшая школа экономики/ Михаил Дмитриев

Этчуэ Карл Иман Оливье – студент магистерской программы «Международные отношения: европейские и азиатские исследования», приехавший в Москву из Кот-д’Ивуар – отработал на олимпиаде волонтером четыре дня. Три дня провел в штабе (встречал участников, распределял их по аудиториям, сортировал работы), а один день в аудитории. «По-моему, среди волонтеров я единственный иностранец, – рассказывает он. – Было интересно посмотреть на российских школьников, помочь им. Они же первый раз в университете, не знают, где находятся корпуса и аудитории. В аудитории я следил за порядком, но ни одного замечания сделать не пришлось».

«Как стать студентом Вышки?»

Среди участников заключительного этапа в Москве есть те, кто приехал из других регионов (были даже из Южно-Сахалинска ), хотя можно было найти площадку поближе. Для кого-то это повод побывать в столице, кто-то нашел билеты дешевле, но в любом случае это возможность побывать в Вышке и узнать о поступлении из первых рук.

Анастасия Лихмановская – 11-классница из Абакана – прилетела в Москву на олимпиаду по дизайну в сопровождении папы на несколько дней. Сразу с самолета отправилась на лекцию «Как стать студентом Вышки?», которая проводилась для участников олимпиады, затем сходила в Пушкинский музей и в Музей современного искусства «Гараж».

Анастасия Лихмановская
© Высшая школа экономики/ Михаил Дмитриев

На заочном этапе олимпиады Анастасия представила проект, посвященный шести человеческим фобиям. Каждую фобию она изобразила отдельном плакате – например, олицетворением аэрофобии стала лестница из букв этого слова, на верхней ступени которой стоит шатающийся человек. Задания заключительного этапа Анастасии показались сложными, так как потребовались теоретические знания, в том числе по истории искусств.

«Рада, что побывала в Вышке, – рассказывает девочка. – Это лишний стимул хорошо учиться и готовиться к поступлению. На олимпиаде очень спокойная атмосфера, волонтеры спрашивали, хорошее ли у нас настроение, и всегда охотно отвечали на вопросы. Я пришла заранее и увидела, что список участников обрывается на букве "К". Стало страшно, но тут же подошел волонтер и повесил вторую часть списка, где я сразу нашла свою фамилию».

Особые участники

В «Высшей пробе» могут принять участие школьники с ограниченными возможностями здоровья, и для них создаются особые условия. Например, для слепых детей задания печатаются шрифтом Брайля, работы они выполняют на компьютерах за более длительное время, а для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата устанавливают специальные парты. В этом году на олимпиаду по биологии пришла девочка, сломавшая правую руку накануне и не предупредившая об этом организаторов. Ей предоставили отдельную аудиторию, и ответы она набирала на компьютере.

Ольга Крылова – ученица московской школы-интерната № 1 для обучения и реабилитации слепых – участвовала в олимпиаде по иностранным языкам. Она отличница, учится в 12-м классе (срок обучения для слепых на год дольше, так как в первом классе они осваивают шрифт Брайля), и на олимпиаду ее сопровождала воспитатель. У Ольги обширное портфолио с победами на разных олимпиадах, на «Высшей пробе» по русскому языку в прошлом году она получила диплом третьей степени. В интернате она готовится к олимпиадам в кружке, организованном Центром педагогического мастерства и Высшей школой экономики.

Ольга Крылова с воспитателем
© Высшая школа экономики/ Михаил Дмитриев

«В Вышке стараются создать для нас все условия, – рассказывает Ольга. – На отборочном этапе возникла сложность: специальная компьютерная программа, которая озвучивает текст на экране, не распознавала задания с картинками. И тогда оргкомитет прислал нам эти задания по почте».

Ольга планирует поступать в Вышку на программу, связанную с лингвистикой или экономикой, причем экономикой она увлеклась недавно. Участвовала в Летней лингвистической школе и Летней экономической школе, которые проводит Вышка для школьников. «Нас здесь знают, хорошо к нам относятся, никого это не напрягает и не пугает. А в жизни бывает по-всякому», – добавляет она.

Участники - направо, родители - налево

Поскольку многие участники пришли на олимпиаду в сопровождении родителей, для последних в Культурном центре были организованы презентации образовательных программ и консультации приемной комиссии. Вход в Культурный центр располагается напротив входа в корпус, где проводится олимпиада, так что участники шли направо, а родители – налево.

Анастасия Хургес, мама троих детей из подмосковной Истры, на «Высшую пробу» приехала со старшей дочерью-одиннадцатикласницей. В прошлом году девочка участвовала в «Высшей пробе» по английскому и русскому языку – и на английском стала победителем.

«Победа для 10-классников при поступлении не засчитывается, так что в этом году решили попробовать еще раз, причем по трем предметам – русскому, иностранным языкам и филологии, – рассказывает Анастасия. – У дочери склонность к языкам – помимо английского учит еще испанский и французский, поступать собирается на программу "Фундаментальная и компьютерная лингвистика". Задания на "Высшей пробе" сложнее, чем на Всероссийской олимпиаде школьников – времени на выполнение мало, нужно полностью выкладываться».

Анастасия побывала на презентациях образовательных программ, но многое из того, что там рассказывали, ей уже было известно благодаря дням открытых дверей и информации из Интернета. О преимуществах Вышки перед другими вузами она говорит так: «Здесь дух какой-то другой – более свободный. Изменяющийся вуз, развивающийся, ориентированный на детей. И руководитель образовательной программы нам очень понравился».

Вам также может быть интересно:

В Нижнем Новгороде определены победители НТО по двум профилям среди школьников и студентов

В Нижнем Новгороде названы победители и призеры Национальной технологической олимпиады (НТО) по профилям «Технологии компьютерного зрения и цифровые сервисы» и «Технологии дополненной реальности». Финал олимпиады проводился совместно с нижегородской Вышкой, Межвузовским ИТ-кампусом мирового уровня НЕЙМАРК и Иркутским государственным университетом (ИГУ).  Участниками заключительного этапа стали 110 школьников и студентов со всей страны.

«Здесь хорошая обстановка»: в Вышке прошел финал турнира для школьников TESLA

В Вышке прошел очный финальный этап турнира TESLA — многопрофильного интеллектуального состязания для учеников 5–8-х классов. Школьники из разных городов России и стран ближнего зарубежья соревновались в пяти различных дисциплинах за право бесплатно участвовать в образовательной программе Летней школы факультета довузовской подготовки ВШЭ и возможность получить скидки на обучение на ФДП. В олимпиаде в этом году приняли участие свыше 3,7 тыс. человек, до финала дошли 718 школьников.

«Мы гордимся, что смогли сделать систему участия в соревнованиях удобной»

Михаил Густокашин, директор Центра студенческих олимпиад ФКН Вышки, работает на факультете компьютерных наук ВШЭ с самого его основания. За десять лет он подготовил к участию в соревнованиях сотни студентов, получил премию президента РФ за подготовку победителя Международной олимпиады по информатике. Как ФКН удается привлекать лучших в России абитуриентов и как действует система подготовки студентов к соревнованиям, он рассказал в интервью.

«Самые светлые умы»: в НИУ ВШЭ завершился конкурс «Высший пилотаж»

В этом году Всероссийский конкурс исследовательских и проектных работ школьников «Высший пилотаж» был проведен в девятый раз. На 25 направлений конкурса в общей сложности зарегистрировались 27 446 человек из 28 стран и 88 регионов России. Приняли участие в отборочном этапе 6243 школьника — на 22% больше, чем в прошлом году. Призерами заключительного этапа стали 295 человек, победителями — 147. Все они получат дополнительные баллы к результатам ЕГЭ при поступлении в НИУ ВШЭ на образовательные программы соответствующего профиля.

«Анализ данных используется во многих сферах далеко за пределами IT»

На заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников по экономике состоялась лекция экспертов Национальной олимпиады по анализу данных DANO. Представители методической комиссии и члены жюри ВсОШ обратили внимание учителей, сопровождающих школьников-олимпиадников, на востребованность навыка работы с информацией в различных сферах и рассказали, как помочь ученикам выстроить свой путь в этом направлении.

«Я — профессионал»: как пройти стажировку на олимпиаде

Стартовала стажерская программа Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал». Участие в программе дает возможность учащимся вузов разных направлений попробовать свои силы и на три месяца стать частью команды интеллектуальных состязаний. «Я — профессионал» — проект президентской платформы «Россия — страна возможностей», который реализуется при поддержке Министерства науки и высшего образования РФ.

«Программирование плюс реальная жизнь»: подведены итоги олимпиады PROD

В Центре культур НИУ ВШЭ состоялась церемония награждения дипломантов олимпиады PROD. Это новая и первая в России олимпиада по промышленной разработке для учеников 9–11-х классов, организованная НИУ ВШЭ, «Тинькофф» и Центральным университетом. В отборочном этапе приняли участие около 4 тыс. человек из 89 регионов России, а также из Казахстана, Беларуси, Армении, Китая, Туркменистана. Победителями и призерами олимпиады стали 43 человека.

Определены победители финала НТО по профилю «Искусственный интеллект»

Названы победители и призеры Национальной технологической олимпиады (НТО) по профилю «Искусственный интеллект», который уже второй год оказывается самым популярным по количеству регистраций из 41 направления НТО. В этом сезоне участниками соревнований стали более 6300 человек из 84 регионов России, а также Казахстана, Молдовы и Узбекистана. В финал вышли 104 школьника из 28 регионов России. Среди субъектов РФ по числу финалистов лидируют Москва (26 человек), Санкт-Петербург (16 человек) и Новосибирская область (13 человек).

При участии ВШЭ состоялась Открытая олимпиада школьников по программированию

В марте в учебном центре компании «1С» прошла Открытая олимпиада школьников по программированию. В этом году она проводилась на четырех площадках: в Москве, Перми, Липецке и Тегеране (Иран). Организаторами соревнования выступили Департамент образования и науки города Москвы, МФТИ и НИУ ВШЭ в партнерстве с «1С», «Яндексом» и Центром педагогического мастерства.

«Чтобы попасть в сборную России по информатике, старшеклассникам приходится пройти сложный путь»

Филипп Грибов, эксперт Центра студенческих олимпиад и ассистент департамента больших данных и информационного поиска факультета компьютерных наук Вышки, получил Премию Президента Российской Федерации заподготовку победителя 4-й Международной олимпиады по информатике. Филипп Грибов входит в состав тренерского штаба сборной России по информатике и более пяти лет тренирует одаренных школьников для участия в соревнованиях в области компьютерных наук.