• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Современная психология: штабные учения на Алтае

Не так давно в живописном месте на Горном Алтае состоялось примечательное научное событие — первая Всероссийская психологическая школа, собравшая на пять дней ведущих отечественных психологов, студентов и молодых ученых из ГУ-ВШЭ, МГУ и вузов Сибирского региона. Рассказывает Алексей Улановский, организатор и президент школы, старший преподаватель факультета психологии ГУ-ВШЭ.

— Эта школа стала по-настоящему "прорывным" событием в жизни отечественного психологического сообщества. Никто не ожидал, что мероприятие, ориентированное в первую очередь на поддержку молодежного психологического движения и сообщества, получится настолько "взрослым" и по-научному зрелым. Достаточно сказать, что проблематика, поднятая на школе, уже стала темой первого в этом году заседания "Московского общепсихологического семинара", в котором принимают участие ведущие психологи страны.

— Что ж, заинтриговали. И какова же проблематика?

— Пожалуй, центральная тема, под знаком которой прошла школа — проблема ориентации, выбора и отношения к существующему множеству психологических концепций, подходов, направлений. Школа так и называлась: "Архитектоника психологии: плюрализм и единство". Оправдан ли, "нормален" ли и продуктивен ли плюрализм в психологии? Возможен ли и необходим ли единый взгляд на человека, сознание, личность, культуру? Возможна ли интеграция психологического знания и психологического сообщества? Эти вопросы не новы для психологии, но их обсуждение сегодня позволяет по-новому взглянуть на существующее положение дел, занять свою позицию, сформулировать какие-то новые идеи.

— А какие цели ставила перед собой школа?

— Главной социальной целью школы была консолидация психологического сообщества, в первую очередь, естественно, студенческого; установления более тесных связей между психологами Центральной и Восточной части России. Кстати сказать, именно этот замысел привлек Фонд "Оскфорд-Россия", который финансово поддержал наш проект, благодаря чему школа в таком составе и таком масштабе стала возможной. Благодаря этой поддержке мы смогли провести школу в потрясающе живописном месте — в комфортабельном пансионате на берегу алтайского горного озера Ая.

Эта школа продолжила традицию проведения психологических школ, заложенную одним из основателей отечественной психологии А.Н. Леонтьевым в 1960 годы. Сам Леонтьев рассматривал подобные школы как способ восполнения дефицита общения между различными поколениями психологов — студентами, молодыми учеными и маститыми профессорами. Школа позволяет в неформальной обстановке пообщаться с ведущими специалистами в своей области, познакомиться лично, задать напрямую какие-то вопросы, что-то обсудить, установить более тесные связи. А кроме того, это хороший и щадящий способ представить на суд коллег и отработать какие-то собственные идеи и исследования — причем, не только для студентов, но и для преподавателей, которые получают обычно для себя много обратной связи. Ведь школа предполагает более свободные и более подробные обсуждения и дискуссии, которых так часто не хватает на "стандартных" научных конференциях, лекциях и семинарах.

— А что входило в программу школы?

— Программа была достаточно разнообразной по жанру. Это и пленарные доклады приглашенных лекторов — известных и уважаемых ученых-психологов, которые рассказывали о наиболее злободневных и актуальных, по их мнению, проблемах современной психологии. Это студенческие доклады на секциях, в которых у ребят была возможность сделать презентацию собственного исследования и обсудить ее в кругу других студентов и профессоров. Наконец, это профессорские мастер-классы и студенческие мастерские, на которых у участников, причем, как студентов, так и профессоров, была возможность научиться чему-то новому: продуцированию инноваций и позиционированию, техникам супервизии-сопровождения, формам работы организационного психолога и так далее.

— А помимо основной программы?

— Кроме перечисленного, было много всего интересного: психологические тренинги, прогулки с профессорами, просмотр и психологический анализ кинофильмов, чайная церемония, песни под гитару, барабанные шоу, футбол "студенты против преподавателей", экскурсия по Горному Алтаю. Это был настоящий марафон — одно мероприятие за другим в режиме "нон-стоп". Главной проблемой для всех был хронический недосып, который, правда, компенсировался за счет позитивного настроя и потрясающей энергетики тех мест.

Среди наиболее запомнившегося, я бы назвал доклад лидера питерской школы психологии В.М. Аллахвердова о проблемах изучения сознания, доклад профессора Д.А. Леонтьева о современных исследованиях феномена мудрости, доклад заведующего кафедрой общей психологии МГУ Б.С. Братуся о становлении и развитии психологии как сообщества. Очень ярким и продуктивным получился диспут "Спор поколений: плюрализм или единство? Аллахвердов vs. Улановский, Барский, Лызлов", в котором мы оппонировали уважаемому профессору, а аудитория и эксперты из числа профессоров определяли, чья позиция им кажется более обоснованной. Яркими были доклады известного московского психолога и философа А.Н. Кричевца, профессора Ю.К. Стрелкова, известных томских профессоров Г.В. Залевского и В.Е. Клочко. Очень приятно, что на школу получилось приехать декану факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Ю.П. Зинченко, который провел симпозиум по злободневной проблеме психологии безопасности и терроризма, а также декану факультета психологии ТГУ Э.В. Галажинскому, который рассказал о перспективах изучения личностного потенциала человека и вообще курировал всю организацию школы.

— А в чем проявили себя студенты Вышки?

— Наш факультет на школе представляли студенты 2-го, 3-го и 4-го курса бакалавриата. Аня Талдыкина и Александр Елисеенко предложили и провели оригинальную авторскую мастерскую "Психология в бизнесе", которая получила лестные отклики от участников школы. Полина Шевцова сделала доклад на секции "Проблемы психологии мотивации". Вообще эта школа сильно подхлестнула студентов — и наших, и из регионов. Доходит информация, что студенты наседают на свои факультеты с различными инициативами. Наши студенты загорелись идеей проведения собственной Психологической школы ГУ-ВШЭ, что уже вызвало одобрение со стороны руководства факультета.

— Значит, будет продолжение?

— Конечно, проведение такого мероприятия, требующего много сил, средств и заинтересованности — вопрос совпадения многих обстоятельств. Но уже сидя в самолете, на обратном пути в Москву, мы задумались о возможности регулярного проведения таких школ — к примеру, раз в два года. Так что, кто знает…

Сергей Сергеев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»

В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.

«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»

28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.

Итоги Международной летней школы — 2023 подвели в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

В августе в питерской Вышке завершилась Международная летняя школа. Участники прослушали курсы по политологии, русскому языку и финансам от преподавателей ВШЭ, а также познакомились с Северной столицей и исследовали ее достопримечательности в ходе культурной программы. Обучение прошли студенты из девяти стран, таких как Венесуэла, Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Италия, Германия, Узбекистан и Россия.

ФКН в четвертый раз проведет летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике

На факультете компьютерных наук Вышки с 28 по 30 августа пройдет летняя школа по машинному обучению в биоинформатике. В течение трех дней участников ждут лекции и семинары от ведущих специалистов в данной области из ВШЭ, Сколтеха, AIRI, МГУ, МФТИ, Genotek, Sber Artificial Intelligence Laboratory.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по программной инженерии

В начале июля на факультете компьютерных наук Вышки проходила летняя школа по программной инженерии. Она стала правопреемницей школы по разработке мобильных приложений, которая проводилась на ФКН с 2015 по 2022 год. Партнерами мероприятия выступили «1С», Сбер, сообщество авторов игр «Индикатор» и IT-школа Samsung Innovation Campus.

«Летняя школа заставила меня осознать, насколько на самом деле важна аналитика данных в наши дни»

В начале июля Международная лаборатория прикладного сетевого анализа (ANR-Lab) ВШЭ провела летнюю школу «Методы и инструменты анализа социальных сетей». Мероприятие, собравшее экспертов из разных стран, состоялось в онлайн-формате. Это уже 14-я летняя школа, организованная лабораторией за 10 лет работы.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по предпринимательству

В начале июля факультет компьютерных наук Вышки провел II Летнюю школу по предпринимательству. Она была организована Центром практик, проектной работы и предпринимательства ФКН совместно с банком «Тинькофф», а также «Яндексом», Sber Student и банком «Открытие». В школе приняли участие более 40 студентов ФКН и других факультетов Вышки.