• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Современная психология: штабные учения на Алтае

Не так давно в живописном месте на Горном Алтае состоялось примечательное научное событие — первая Всероссийская психологическая школа, собравшая на пять дней ведущих отечественных психологов, студентов и молодых ученых из ГУ-ВШЭ, МГУ и вузов Сибирского региона. Рассказывает Алексей Улановский, организатор и президент школы, старший преподаватель факультета психологии ГУ-ВШЭ.

— Эта школа стала по-настоящему "прорывным" событием в жизни отечественного психологического сообщества. Никто не ожидал, что мероприятие, ориентированное в первую очередь на поддержку молодежного психологического движения и сообщества, получится настолько "взрослым" и по-научному зрелым. Достаточно сказать, что проблематика, поднятая на школе, уже стала темой первого в этом году заседания "Московского общепсихологического семинара", в котором принимают участие ведущие психологи страны.

— Что ж, заинтриговали. И какова же проблематика?

— Пожалуй, центральная тема, под знаком которой прошла школа — проблема ориентации, выбора и отношения к существующему множеству психологических концепций, подходов, направлений. Школа так и называлась: "Архитектоника психологии: плюрализм и единство". Оправдан ли, "нормален" ли и продуктивен ли плюрализм в психологии? Возможен ли и необходим ли единый взгляд на человека, сознание, личность, культуру? Возможна ли интеграция психологического знания и психологического сообщества? Эти вопросы не новы для психологии, но их обсуждение сегодня позволяет по-новому взглянуть на существующее положение дел, занять свою позицию, сформулировать какие-то новые идеи.

— А какие цели ставила перед собой школа?

— Главной социальной целью школы была консолидация психологического сообщества, в первую очередь, естественно, студенческого; установления более тесных связей между психологами Центральной и Восточной части России. Кстати сказать, именно этот замысел привлек Фонд "Оскфорд-Россия", который финансово поддержал наш проект, благодаря чему школа в таком составе и таком масштабе стала возможной. Благодаря этой поддержке мы смогли провести школу в потрясающе живописном месте — в комфортабельном пансионате на берегу алтайского горного озера Ая.

Эта школа продолжила традицию проведения психологических школ, заложенную одним из основателей отечественной психологии А.Н. Леонтьевым в 1960 годы. Сам Леонтьев рассматривал подобные школы как способ восполнения дефицита общения между различными поколениями психологов — студентами, молодыми учеными и маститыми профессорами. Школа позволяет в неформальной обстановке пообщаться с ведущими специалистами в своей области, познакомиться лично, задать напрямую какие-то вопросы, что-то обсудить, установить более тесные связи. А кроме того, это хороший и щадящий способ представить на суд коллег и отработать какие-то собственные идеи и исследования — причем, не только для студентов, но и для преподавателей, которые получают обычно для себя много обратной связи. Ведь школа предполагает более свободные и более подробные обсуждения и дискуссии, которых так часто не хватает на "стандартных" научных конференциях, лекциях и семинарах.

— А что входило в программу школы?

— Программа была достаточно разнообразной по жанру. Это и пленарные доклады приглашенных лекторов — известных и уважаемых ученых-психологов, которые рассказывали о наиболее злободневных и актуальных, по их мнению, проблемах современной психологии. Это студенческие доклады на секциях, в которых у ребят была возможность сделать презентацию собственного исследования и обсудить ее в кругу других студентов и профессоров. Наконец, это профессорские мастер-классы и студенческие мастерские, на которых у участников, причем, как студентов, так и профессоров, была возможность научиться чему-то новому: продуцированию инноваций и позиционированию, техникам супервизии-сопровождения, формам работы организационного психолога и так далее.

— А помимо основной программы?

— Кроме перечисленного, было много всего интересного: психологические тренинги, прогулки с профессорами, просмотр и психологический анализ кинофильмов, чайная церемония, песни под гитару, барабанные шоу, футбол "студенты против преподавателей", экскурсия по Горному Алтаю. Это был настоящий марафон — одно мероприятие за другим в режиме "нон-стоп". Главной проблемой для всех был хронический недосып, который, правда, компенсировался за счет позитивного настроя и потрясающей энергетики тех мест.

Среди наиболее запомнившегося, я бы назвал доклад лидера питерской школы психологии В.М. Аллахвердова о проблемах изучения сознания, доклад профессора Д.А. Леонтьева о современных исследованиях феномена мудрости, доклад заведующего кафедрой общей психологии МГУ Б.С. Братуся о становлении и развитии психологии как сообщества. Очень ярким и продуктивным получился диспут "Спор поколений: плюрализм или единство? Аллахвердов vs. Улановский, Барский, Лызлов", в котором мы оппонировали уважаемому профессору, а аудитория и эксперты из числа профессоров определяли, чья позиция им кажется более обоснованной. Яркими были доклады известного московского психолога и философа А.Н. Кричевца, профессора Ю.К. Стрелкова, известных томских профессоров Г.В. Залевского и В.Е. Клочко. Очень приятно, что на школу получилось приехать декану факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова Ю.П. Зинченко, который провел симпозиум по злободневной проблеме психологии безопасности и терроризма, а также декану факультета психологии ТГУ Э.В. Галажинскому, который рассказал о перспективах изучения личностного потенциала человека и вообще курировал всю организацию школы.

— А в чем проявили себя студенты Вышки?

— Наш факультет на школе представляли студенты 2-го, 3-го и 4-го курса бакалавриата. Аня Талдыкина и Александр Елисеенко предложили и провели оригинальную авторскую мастерскую "Психология в бизнесе", которая получила лестные отклики от участников школы. Полина Шевцова сделала доклад на секции "Проблемы психологии мотивации". Вообще эта школа сильно подхлестнула студентов — и наших, и из регионов. Доходит информация, что студенты наседают на свои факультеты с различными инициативами. Наши студенты загорелись идеей проведения собственной Психологической школы ГУ-ВШЭ, что уже вызвало одобрение со стороны руководства факультета.

— Значит, будет продолжение?

— Конечно, проведение такого мероприятия, требующего много сил, средств и заинтересованности — вопрос совпадения многих обстоятельств. Но уже сидя в самолете, на обратном пути в Москву, мы задумались о возможности регулярного проведения таких школ — к примеру, раз в два года. Так что, кто знает…

Сергей Сергеев, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Вам также может быть интересно:

Отдых с умом: летние школы НИУ ВШЭ начинают набор старшеклассников

Традиционные летние школы НИУ ВШЭ — это питательная интеллектуальная среда плюс отдых в компании единомышленников. В новом сезоне ребят ждут 13 школ по разным направлениям: от химии до разработки мобильных приложений. Одарённые школьники, продемонстрировавшие выдающиеся результаты, победители известных олимпиад и конкурсов прошедшего учебного года получают скидки при оплате.

Летняя школа на Соловках — 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.

Первокурсников-математиков подготовили к учебе в Вышке

С 22 по 30 августа на факультете математики ВШЭ прошла летняя школа для студентов первого курса, поступивших на бакалаврские программы «Математика» и «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ». На занятиях они разобрали темы, которым в школах не всегда уделяют внимание, но без которых изучение математики в университете затруднено.

«Проекты, построенные на сотрудничестве вузов и бизнеса, очень важны»

В Вышке проходит Всероссийская летняя школа Мастерчейн. В ее рамках студенты впервые получают опыт работы с этой платформой за пределами банков и создают проекты для решения реальных бизнес-задач в сфере финтеха.

«Эти дети понимают нас с полуслова»

24 мая в Образовательном центре «Сириус» в Сочи завершилась программа по математике и информатике, реализованная при научно-методическом и кадровом сопровождении Высшей школы экономики. Она длилась 24 дня, в ней приняли участие почти 100 десятиклассников, увлеченных математикой и информатикой, из 34 регионов.

11 летних школ ВШЭ для одаренных детей, на которые еще можно подать заявки

Летние школы и выездные лагеря, которые организует Вышка, — это сочетание занятий с отдыхом. Их проводят для школьников преподаватели и студенты университета. В программе — лекции и семинары, интеллектуальные и деловые игры, дискуссии, театральные постановки, конкурсы и, конечно, неформальное общение.

Как я провел лето: студентка МИЭМ НИУ ВШЭ прошла стажировку в ЦЕРН

Елена Орлова, студентка 4-го курса образовательной программы «Прикладная математика» МИЭМ НИУ ВШЭ, приняла участие в работе летней студенческой школы в ЦЕРН. В составе команды разработчиков программного комплекса GeantV она занималась моделированием прохождения элементарных частиц через вещество с использованием методов машинного обучения.

Сетевой анализ: методы для решения актуальных задач

С 24 по 28 июля в Москве состоялась восьмая международная летняя школа «Теория и методы сетевого анализа», организованная Международной лабораторией прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ для студентов и исследователей. В ее работе принял участие научный руководитель лаборатории Стэнли Вассерман из Университета Индианы.

По проекту студентов первой летней школы GS Group и НИУ ВШЭ в Гусеве создадут культурное пространство

В Калининграде прошла первая летняя школа «Город и бизнес: согласованное управление в эпоху технологий» — совместный стратегический образовательный проект холдинга GS Group и Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ при участии БФУ им. И. Канта.

Юристы в цифровую эпоху: вытеснит ли искусственный интеллект юридическую профессию?

В Москве закончилась VI Международная летняя школа по киберправу, организованная Международной лабораторией по праву информационных технологий и интеллектуальной собственности. Школа традиционно проводится на английском языке. Молодые ученые из России, Австрии, Германии, Великобритании, Испании, Польши, Белоруссии, Украины, Монголии, Индии приняли участие в ежегодном событии, где представили свои научные работы.