• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«В нашей системе образования переход школа — вуз один из самых обустроенных в мире»

Дискуссия «Точное попадание: какой должна быть система приема в университеты»

Дискуссия «Точное попадание: какой должна быть система приема в университеты»
© Фонд Росконгресс

В последний день работы ПМЭФ прошла публичная дискуссия «Точное попадание: какой должна быть система приема в университеты» с участием ректора ВШЭ Ярослава Кузьминова и министра науки и высшего образования России Валерия Фалькова. Эксперты обсудили, как улучшить ЕГЭ, сделать поступление в вузы более справедливым и эффективным.

Модератор сессии, заведующий проектно-учебной лабораторией медиакоммуникаций в образовании НИУ ВШЭ Александр Милкус подчеркнул необходимость совершенствования единого госэкзамена и приема в вузы.

Директор «Школы будущего» (Калининградская область) Алексей Голубицкий отметил, что ЕГЭ становится для жителей глубинки социальным лифтом, его процедуре все больше доверяют родители и ученики «Это один из инструментов, свободных от коррупции», — подчеркнул он.

Заместитель губернатора Санкт-Петербурга Ирина Потехина, считает, что благодаря ЕГЭ выросла конкуренция при поступлении в ведущие вузы. Она отметила, что в целом по результатам опросов многие хотят вернуться к «старым» экзаменам, однако сами старшеклассники и их родители выступают за сохранение и совершенствование единого госэкзамена. 

Ирина Потехина
© Фонд Росконгресс

Ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов уверен, что обсуждение проблем ЕГЭ отражает дискуссию о школе. «Стандартный родитель обращает внимание на учебу ребенка в момент его перехода с одной ступени на другую и часто начинает ругать зеркало, вместо того, чтобы побриться», — сказал он.

Ректор Вышки уверен, что ЕГЭ выполнил колоссальную социальную роль, вернув ощущение справедливости огромному числу людей. Он привел пример, что в советские годы в петербургских вузах примерно две трети студентов были иногородними. К началу 2000-х годов такую же долю составляли петербуржцы, а в последние годы ситуация вернулась к прежней модели.

Нынешнюю ситуацию, когда в вузы поступают до 45% юношей и девушек соответствующих возрастных когорт, что втрое больше, чем в советские годы, Ярослав Кузьминов назвал достижением новой России. Это значит, что они хотят подниматься выше по социальной лестнице, строить карьеру.

Есть несколько путей повышения эффективности и справедливости системы приема в вузы. Например, возможность нескольких попыток сдачи ЕГЭ.

Важным дополнением нынешней системы может стать портфолио достижений ученика в самых разных сферах спорта и искусства

«Мы можем делать его совершенно прозрачным. Родитель может пойти в МФЦ и подать заявку, что ребенок выиграл олимпиаду по шахматам», — привел пример Ярослав Кузьминов.

Инструментом совершенствования приема он считает расширение окна предметных олимпиад. Нынешнюю олимпиадную систему ректор ВШЭ назвал лучшей в мире. Однако, по его словам, нет олимпиад по инженерии, медицине, многим предметам, связанным с сельским хозяйством, что сужает отбор талантливых абитуриентов.

«Давайте вузам дадим квоты, пусть там будет один или два процента спортсменов», — предложил также он, подчеркнув, что эти новации не поставят под сомнение значимость ЕГЭ.

Ярослав Кузьминов
© Фонд Росконгресс

Необходимо устранить определенный перекос, когда москвичи и петербуржцы имеют меньше шансов поступить в столичные вузы, чем дети из других регионов. Так формируется канал напряжения в крупнейших городах, и это дело государственное. «Нам нужно искать механизмы компенсации социальной неудовлетворенности», — уверен Ярослав Кузьминов.

Он также обратил внимание, что на отдельные направления на бюджет принимают абитуриентов со средними баллами ниже 60 и даже 55 по профильным дисциплинам. Он полагает, что обучение студента с низкими баллами по математике по инженерной специальности неэффективно и может даже привести к нежелательным последствиям. Одновременно есть отдельные специальности (востоковедение, дизайн и др.), где на платных отделениях учатся студенты с высокими баллами.

Важным механизмом совершенствования приема Ярослав Кузьминов считает совершенствование образовательных кредитов, часть которого следует списывать за отличную учебу.

«В нашей системе образования, переход школа — вуз один из самых обустроенных в мире, есть система олимпиад, которой мы можем гордиться», — подытожил ректор. 

Руководитель департамента по образованию и профессиональным навыкам, специальный советник по политике в области образования при Генеральном секретаре Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Андреас Шляйхер назвал ЕГЭ хорошим примером на мировом уровне.

Министр науки и высшего образования России Валерий Фальков отметил, что речь идет не о судьбе ЕГЭ, а о совершенствовании приема в вузы. По его словам, во время пандемии в министерстве обсуждался вопрос перехода на иную систему приема, но ректоры ведущих вузов, в том числе и критики единого госэкзамена, высказались за его сохранение. Они, сказал Валерий Фальков, не заинтересованы в пересмотре правил игры и отмене ЕГЭ.

Валерий Фальков
© Фонд Росконгресс

Это не означает что экзамен не нуждается в совершенствовании, тем более, что его процедура регулярно меняется. Также назрела необходимость ревизии вузовских олимпиад. «Ее периодически надо проводить, чтобы, переосмыслить и сделать апдгрейд и детокс», — отметил министр.

По его словам, подавляющая часть университетов, получивших дополнительные ресурсы от государства в рамках программ развития высшего образования (программа «5-100», создание федеральных и опорных университетов) — это ведущие столичные вузы. Он не считает правильным «собирать всю страну в Москве и Петербурге», иначе «будет пустыня за пределами мегополисов».

Валерий Фальков уверен, что необходимо параллельно увеличивать в региональных вузах число бюджетных мест и одновременно запускать программу их развития.

Нужно помочь лидерам, которые набрали ход, важно, чтобы они шли вперед, формировали свои правила игры и не конкурировали с региональными вузами

Одновременно следует запустить программы развития для 120-125 региональных университетов, способные улучшить ситуацию на периферии. В противном случае, полагает он, средний балл для поступления в отдельные вузы может снизиться и до 38. «Надо заниматься каждым вузом и каждым регионом», — уверен министр.

В прошлом году министерство изменило условия выдачи образовательных кредитов с господдержкой, ставка по ним снизилась до 3%, продлены сроки выплаты и льготный период. В итоге число получателей кредита выросло по сравнению с 2019 годом более, чем втрое: с 3162 до 11000. Однако, отметил министр, в России неохотно берут кредиты на образование.

Кроме того, он считает, что следует устранить диспропорции в выпуске специалистов по отдельным специальностям.

Ярослав Кузьминов уточнил, что, говоря о перераспределении бюджетных мест, он не имел в виду ведущие вузы, положение в которых его устраивает: «Речь идет о соотношении с рынком труда, мы ежегодно получаем проблему некачественного заполнения бюджетных мест, и ситуации, когда человек получив 80 баллов, вынужден учится на платном отделении».

По его словам, он согласен с необходимостью роста числа бюджетных мест в региональных университетах, но нужно качественное предложение этих мест.

Ректор Вышки также подчеркнул важность формирования «длинного портфолио» достижений, которые будут объективно фиксироваться и учитываться при приеме в вузы.

«Я рад, что мы практически не ругали ЕГЭ. Это означает, что ЕГЭ развивается, модифицируется и степень удовлетворенности им со стороны школьников и вузов растет. Но нам надо не забывать об окне приема, качестве приема через собственные экзамены и колледжи», — резюмировал Ярослав Кузьминов.

Вам также может быть интересно:

Вышка на ПМЭФ: зачем нужна «Берлога» и почему Арктика не может ждать

Насколько своевременна «Берлога» — первая в России игровая киберплатформа, как нужно бороться за таланты, что можно сделать для популяризации образа женщины-ученого и куда движется международное сотрудничество в Арктике — такие актуальные вопросы обсуждали на сессиях Петербургского экономического форума. Подробнее — в репортаже новостной службы «Вышка.Главное».

НИУ ВШЭ и Россотрудничество договорились о подготовке специалистов по обучению русскому языку как иностранному

Высшая школа экономики и Россотрудничество подписали соглашение о создании на базе Санкт-Петербургского кампуса ВШЭ Центра русского языка. В нем будут проходить подготовку преподаватели-русисты и будущие руководители образовательных программ и курсов русского языка как иностранного. Документ подписали ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и руководитель Россотрудничества Евгений Примаков в рамках Петербургского международного экономического форума.

ЕЭК, РАНХиГС и регионы: ВШЭ подписала на ПМЭФ ряд соглашений о сотрудничестве

В рамках Петербургского международного экономического форума Высшая школа экономики подписала соглашения с РАНХиГС, правительством Псковской области и ПсковГУ, Новгородским госуниверситетом и Хабаровским госуниверситетом экономики и права. Кроме того, НИУ ВШЭ и Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) утвердили программу сотрудничества на 2023–2024 годы. «Вышка.Главное» рассказывает о достигнутых договоренностях.

Никита Анисимов: «Поддержка студентов из числа участников СВО и членов их семей — важнейший приоритет НИУ ВШЭ»

На полях Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ), который проходит в Северной столице с 14 по 17 июня, ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов дал интервью телеканалу «Россия». Он рассказал об адресных мерах поддержки студентов из числа участников СВО и их семей, о развитии пяти кампусов Высшей школы экономики и о важности сотрудничества Вышки с региональными университетами.

Вышка на ПМЭФ: умная миграция, что идет на смену глобализации и кто убил ВТО

В фокусе сессий, в которых принимали участие эксперты Высшей школы экономики на Петербургском международном экономическом форуме, оказались цифровизация управления миграцией, поиски ответа на вопрос, что значит «человек благополучный», процесс регионализации мировой экономики, участие компаний в глобальных цепочках добавленной стоимости и многие другие темы. Подробнее — в репортаже новостной службы «Вышка.Главное».

Вышка на ПМЭФ: спрос на данные и экономический эффект волонтерства

В Санкт-Петербурге 14 июня стартовал Петербургский международный экономический форум (ПМЭФ). Ректор и ученые Высшей школы экономики принимают активное участие в его работе. О том, как проходили первые сессии форума, — в материале новостной службы «Вышка.Главное».

НИУ ВШЭ и АСИ заключили соглашение о сотрудничестве

Высшая школа экономики и Агентство стратегических инициатив (АСИ) договорились о сотрудничестве в сфере развития новых технологий, цифровой трансформации экономики и социального развития страны. Соглашение подписали ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов и генеральный директор АСИ Светлана Чупшева в рамках Петербургского международного экономического форума.

«Музыка та же, слова другие». Ректор ВШЭ — про советское образование и конкуренцию вузов

Российская сфера высшего образования сегодня не только находится под колоссальным давлением из-за введенных западными странами ограничений, но и стоит на пороге значительных перемен: отказ от Болонского процесса и поиск новых путей развития. Ректор Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) Никита Анисимов в интервью ТАСС на полях Петербургского международного экономического форума рассказал про стоящие перед вузами задачи и про их конкуренцию с другим миром за студентов.

«Доллар — даже не оружие, а наркотик, на него подсадили весь мир»

Как выиграть игру без правил и что такое новое доверие? На что направить интеграционные усилия ЕАЭС и какое место в этом должно занимать образование? Каким должен быть санитарный щит страны? Если женщины идут вперёд, то куда идут мужчины? Какие животные обитают в цифровой экосистеме? Эти темы обсуждали участники Петербургского международного экономического форума с участием экспертов НИУ ВШЭ.

Высшая школа экономики заключила 12 соглашений о сотрудничестве в рамках ПМЭФ

В ходе Петербургского международного экономического форума ректор НИУ ВШЭ Никита Анисимов подписал соглашения о сотрудничестве с главами регионов, ректорами ведущих университетов, руководителями компаний, госорганов, общественных организаций, учреждений культуры. Взаимодействие с партнерами будет идти по целому комплексу направлений — от образовательных, исследовательских и просветительских проектов до студенческих экспедиций и молодежной политики.