• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Марафонский забег»: преподаватели Вышки поделились своими педагогическими находками

«Марафонский забег»: преподаватели Вышки поделились своими педагогическими находками

© Высшая школа экономики

На преподавательском марафоне, состоявшемся в кампусе НИУ ВШЭ на Покровке в гибридном формате, свои педагогические находки представили победители осеннего конкурса образовательных инноваций 2022 года. Они поделились с коллегами опытом их внедрения, рассказали, как инновации помогают им в повседневной работе и как влияют на учебный процесс. Перед участниками марафона выступил проректор НИУ ВШЭ Сергей Рощин, рассказавший об актуальных трендах развития образования в университете.

Конкурс образовательных инноваций проводится в рамках программы «Фонд образовательных инноваций» НИУ ВШЭ дважды в год, в нем могут принять участие преподаватели из разных кампусов. На конкурс принимаются описания внедренных практик, заявка может быть как индивидуальной, так и коллективной. Победители конкурса получают денежное вознаграждение, приглашаются для проведения мастер-классов и обучающих семинаров, их материалы размещаются на официальном портале НИУ ВШЭ.

На осенний конкурс образовательных инноваций 2022 года поступило 36 заявок в трех номинациях: «Вольная номинация», «Оригинальные решения при проведении контрольных/оценочных мероприятий, в том числе с применением цифровых инструментов», «Оригинальные решения по развитию знаний, полученных студентами в курсах Data Culture в рамках образовательных программ». Победителями были признаны 13 разработок — соответственно 5, 4 и 4 в каждой номинации.

Участников преподавательского марафона приветствовал проректор, заместитель председателя совета программы «Фонд образовательных инноваций» Сергей Рощин. Он рассказал о современных образовательных трендах, об инновациях, которые в последние годы внедряются НИУ ВШЭ, поделился с коллегами прогнозами и дал рекомендации.

Сергей Рощин

Один из вызовов для сегодняшних преподавателей, которому уделил внимание Сергей Рощин, — использование в учебном процессе и дальнейшее развитие цифровых компетенций студентов, в том числе в профессионально-предметном контексте. Все студенты бакалавриата Вышки изучают Data Culture — модуль дисциплин по цифровой грамотности, программированию и алгоритмике, анализу данных и машинному обучению. Почти во всех широких предметных полях (от экономических, гуманитарных, естественных наук до дизайнерской, медиакоммуникационной и др. деятельности) университет предлагает основные образовательные программы, где студенты приобретают вычислительные компетенции и осваивают цифровые инструменты применительно к выбранной сфере деятельности.

По оценке проректора НИУ ВШЭ, после освоения цифровых компетенций студенты нередко владеют ими лучше, чем преподаватели-предметники, так что возникают затруднения при использовании этих компетенций в работе с профессионально-предметными знаниями. «Мы видим здесь очень существенные разрывы, которые, безусловно, должны преодолеваться и в рамках активности и инициативности нашего академического коллектива, и в рамках подготовки и переподготовки преподавателей по цифровым компетенциям», — добавил Сергей Рощин.

Он рассказал и о других вызовах для преподавательского сообщества. Это, в частности, развитие в образовательных программах проектной деятельности, которая должна быть связана с цифровыми инструментами, использованием больших данных, взаимодействием с работодателями. Это получение студентами микроквалификаций, в том числе в рамках майноров (дополнительные профили на 2–3-м курсе бакалавриата), где сейчас преобладает трансляция знаний, а нужно переходить к деятельности, решению профессиональных задач.

Сергей Рощин пояснил, что ценность формирования цифровых компетенций у студентов различных направлений заключается не в том, чтобы они программировали лучше айтишников, а в том, чтобы они понимали природу данных в своем предметном поле и могли сопровождать их, строить их архитектуру и делать все то, что связано с Data Engineering. По его мнению, уже в следующем учебном году в университете необходимо активнее развивать эту тему, и здесь важен и контент, и технологии преподавания, и другие факторы.

Еще один фронтир, где Вышка продвинулась дальше многих других российских университетов, — независимые измерения, отметил Сергей Рощин. Ведь образование — это не только научение, но и измерение умений. Независимый экзамен студенты сдают по итогам курса Data Culture, а недавно в НИУ ВШЭ удалось разработать и запустить собственный независимый экзамен по английскому языку. На его основе была создана система сертификационного тестирования «Лингвотест» в расчете на внешних пользователей. Подобные наработки есть и в области правовой грамотности, обсуждается возможность независимой оценки по экономике.

© Высшая школа экономики

Наконец, в университете активно развиваются основные образовательные программы, реализуемые полностью онлайн. Из примерно 50 тыс. студентов четырех кампусов на таких программах обучаются 1,5 тыс. человек, и это высокий показатель — неслучайно Вышка недавно была признана онлайн-университетом года. Такой формат работы вызывает много вопросов: как выстраивать коммуникацию, обратную связь, как сочетать синхрон и асинхрон, какой должна быть система стимулов, как реализовывать проекты и т.д. По мнению Сергея Рощина, для преподавателей это уже не терра инкогнита, а еще один колоссальный вызов.

Оксана Черненко

В ходе преподавательского марафона, продолжавшегося несколько часов, своими педагогическими находками поделились победители осеннего конкурса образовательных инноваций 2022 года. В роли модератора выступила директор по образовательным инновациям НИУ ВШЭ, исполнительный директор программы «Фонд образовательных инноваций» Оксана Черненко, охарактеризовав мероприятие как «марафонский забег».

В частности, Юлия Варламова, старший преподаватель департамента иностранных языков НИУ ВШЭ — Санкт-Петербург, представила свою методику использования цифровых инструментов в межкампусной дисциплине «Английский для специальных целей». Эта дисциплина преподается онлайн на бакалаврских программах «Управление и аналитика в государственном секторе» (Санкт-Петербург) и «Государственное и муниципальное управление» (Москва). Цифровые инструменты используются как вспомогательный ресурс для сопровождения дисциплины, который дает возможность повторять и отрабатывать пройденный материал.

Юлия Варламова

В числе инструментов, о которых рассказала докладчица, — интерактивные видео, «стрелялки», помогающие изучать лексику, виртуальные путешествия (например, при изучении темы «Музейный менеджмент» студенты перемещаются по залам виртуального музея, в каждом из которых их ждут испытания). Один из элементов геймификации — «бейджи»: преподаватель вручает студентам виртуальные значки за те или иные достижения. Наряду со значками «Генератор идей», «Лучший исследователь» и «Талантливый лидер» Юлия Варламова использует значок «Медленно, но верно» — он вручается студенту, который выполняет задания правильно, но не успевает сдать их вовремя.

«Интерактивные элементы становятся мотиватором учебной деятельности и стимулируют студентов возвращаться к курсу», — считает Юлия Варламова. Неудивительно, что в ее практике цифровизация приводит к более высоким образовательным результатам, чем при освоении этого курса в обычном формате. Свою мотивацию для разработки этой инновации автор объясняет желанием уйти от рутины, научиться новому и превратить цифровые инструменты в помощников преподавателя.

Другую образовательную инновацию представила Ольга Тарабаева, доцент факультета биологии и биотехнологии НИУ ВШЭ. Преподавая органическую химию у первокурсников, она предложила им самим придумывать задачи по этой дисциплине — правильные с химической точки зрения, грамотно оформленные, имеющие адекватное решение, а главное — интересные, оригинальные, демонстрирующие связь химии с жизнью.

Ольга Тарабаева

Одна из таких задач, в качестве примера придуманная самой Ольгой Тарабаевой для изучения свойств спиртов, — про жука-бомбардира, который «действует как опытный химик-синтетик». В момент опасности в его брюшке быстро смешиваются хранящиеся в защитных железах два компонента, и экзотермическая реакция между ними, катализируемая ферментами, завершается образованием горячей смеси (100 градусов), которую жук выбрасывает в сторону обидчика. Для решения задачи нужно определить состав этой смеси и предложить методы ее получения в лабораторных условиях.

В курсе Ольги Тарабаевой придумывание задач студентами не является обязательным требованием, но за это можно получить дополнительно 0,5 балла к накопительной оценке (по 10-балльной шкале), а за три лучшие задачи, определяемые по итогам студенческого голосования, — по 1 баллу. В прошлом году студенты разработали 13 таких задач, а в этом году — 30. На курсе обучается около 50 студентов, так что интерес проявили многие. Задачи посвящены, например, особенностям действия цианида на организм Григория Распутина, технологии получения норвежского коричневого сыра «Брюност» и т.д.

По мнению Ольги Тарабаевой, эта инновация полезна как студентам, поскольку при составлении задач надо хорошо изучить материал и проявить креативность, так и преподавателю, который получает оригинальные материалы для дальнейшей работы.

На «марафонском забеге» также прозвучали доклады других преподавателей НИУ ВШЭ — победителей конкурса. Они были посвящены совместному применению low- и high-code-подходов в преподавании анализа данных, внедрению игры «Морской бой» в преподавание дисциплины «Менеджмент: современные концепции и технологии», командным дебатам как формирующему оцениванию навыков критического мышления и другим образовательным инновациям.