• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Специалист по внедрению и оптимизации комплексных информационных систем — это, по сути, IT-архитектор»

«Специалист по внедрению и оптимизации комплексных информационных систем — это, по сути, IT-архитектор»

© iStock

Цифровой портфель Вышки пополнился новой онлайн-магистратурой «Внедрение и оптимизация комплексных информационных систем». Набор на программу, реализуемую Санкт-Петербургской школой физико-математических и компьютерных наук, стартует 1 апреля. Игорь Архимандритов, академический руководитель онлайн-магистратуры, рассказал, как на программе готовят уникальных специалистов с широким спектром компетенций. Выпускники цифровой магистратуры смогут не только настраивать аппаратное обеспечение, но и грамотно выстраивать управленческие стратегии.

— Игорь Борисович, наблюдаете ли вы на российском рынке труда дефицит специалистов по внедрению и оптимизации комплексных информационных систем?

— Да, такой дефицит есть. Специалист в данной области — это, по сути, IT-архитектор.

Люди попадают на эту должность разными путями: из управленцев, системных инженеров, специалистов по информационной безопасности, разработчиков.

Игорь Архимандритов

Системно и комплексно таких специалистов никто не готовит. А это как раз то, что необходимо в первую очередь, — система знаний, охватывающая все аспекты функционирования информационных систем: от аппаратного обеспечения до управленческих процессов. Пусть в каждой конкретной области наш выпускник и не будет отличаться глубиной знаний, присущей узким специалистам, основная его задача состоит в другом — уметь разговаривать с каждым на его языке, организуя взаимодействие и определяя стратегию развития.

— Какие профессиональные задачи решают такие специалисты сегодня?

— Они делают так, «чтобы все работало». Иными словами, осуществляют полное управление жизненным циклом информационных систем предприятия — от проектирования до вывода из эксплуатации.

— Какой вы видите эволюцию данной сферы, в каком направлении она движется?

— Я бы выделил две основные тенденции. Первая — импортозамещение. В IT-сфере добиться этого проще, чем во многих других.

Однако переход на отечественные и особенно open source продукты требует высокой квалификации от специалистов по внедрению и эксплуатации

Те процессы, которые при использовании импортных коммерческих продуктов полностью отлажены и практически не требуют вмешательства, здесь зачастую едва намечены. Вторая — повсеместное внедрение технологий ИИ. Здесь необходимо правильно определить задачи, которые можно решать с помощью таких технологий. И самое главное — спроектировать и выстроить необходимую инфраструктуру для их надежной и эффективной работы. Поэтому в нашей программе присутствуют как необходимый объем теории, так и вопросы практического использования технологий искусственного интеллекта.

— Опишите портрет вашего абитуриента.

— Портрет первый. IT-специалист в крупной компании, хорошо понимающий проблематику эксплуатации корпоративных ИС и желающий получить/расширить/систематизировать свои знания и навыки.

Портрет второй. Бакалавр одной из профильных специальностей, которому тесны рамки узкой специализации, имеющий хорошо развитое системное мышление и целеполагание и мечтающий проектировать и внедрять крупные ИС.

Портрет третий. Управленец с базовым профильным образованием, желающий досконально разобраться в предметной области и уметь контролировать команду IT-специалистов.

— Как формировался и на чем базируется образовательный контент программы? 

— Мы постарались соблюсти необходимый баланс между академичностью и практичностью, поэтому наряду с профессиональными преподавателями привлекли большое количество специалистов из индустрии.

В программе нет теории, не подкрепленной практикой. От 40 до 80% времени изучения каждой дисциплины отведено практическим занятиям. Основной стержень образовательной программы — сквозной комплексный проект. На него нанизывается материал каждой из дисциплин — так, чтобы у студента никогда не возникал вопрос, зачем это нужно.

Основная идея программы — сформировать матрицу знаний и навыков, в которой строками представлены предметные области (самые модные — высокопроизводительные вычисления, машинное обучение, облачные технологии), а столбцами — этапы жизненного цикла информационных систем (проектирование, внедрение, эксплуатация, планирование изменений). Имея в голове такую систему знаний, наш магистр без труда самостоятельно заполнит те лакуны, которые неизбежно будут присутствовать, ибо построить ОП, идеально пересекающуюся с практическими потребностями, невозможно. На текущий момент аналогов подобной ОП на рынке РФ нет.

— Какие дисциплины и треки предлагает программа? 

— Обязательные дисциплины — «Программирование на С++ в Linux» и «Алгоритмы и структуры данных». С точки зрения обучения будущих IT-архитекторов это как освоение основных технологий строительства. Не подержав в руках мастерок и не попробовав залить фундамент, сложно создать в голове идеальный образ будущего строения. Обязательное изучение этих дисциплин — гарантированная защита от проектирования «сферических систем в вакууме».

Подробнее об онлайн-курсах, специализациях и очных онлайн-программах НИУ ВШЭ можно узнать на сайте «Онлайн-образование в НИУ ВШЭ» и в наших социальных сетях: телеграм-канале «Онлайн-программы НИУ ВШЭ», группе во «ВКонтакте» «Вышка Онлайн», YouTube-канале «Вышка Онлайн», канале в «Яндекс.Дзене» «Вышка Онлайн в Дзене», аудиоподкасте на «Яндекс Музыке» «Вышка On the Line». 

Все время обучения будущих магистров будет сопровождать сквозной комплексный проект, плавно переходящий в ВКР, а все возникающие вопросы можно будет обсудить с наставником в рамках соответствующего семинара.

Вариативные дисциплины сгруппированы в треки по направлениям: разработка, администрирование, управление. Каждый сможет выбрать два наиболее близких ему трека.

Отдельно хочется упомянуть семинар «Современные технологии программирования». Основная его идея такова: вместо долгого и нудного рассказа о существующих языках программирования берем практическую задачу и решаем на разных языках (C++, Python, Java, Ruby Rust, Scala, 1С и др.). Анализируем решения, выделяем сильные и слабые стороны. Повторяем с задачами возрастающего уровня сложности из разных предметных областей. Таким образом учимся определять эффективность использования современных программных систем для решения задач разного рода.

— Что дает студентам партнерство программы с компанией «1С»? 

— Точку соприкосновения с реальностью. Это одна из крупнейших компаний в российском IT-ландшафте, чьи сотрудники поделятся массой накопленных знаний и опыта. Синергетический эффект от сочетания академических знаний с практическими точками их приложения.

— Какие занятия будут проводиться в режиме реального времени (не в записи)?

— Все. Просмотр «говорящей головы» мало что дает слушателю. Записи можно использовать в дальнейшем — при выполнении самостоятельных работ. Здесь мы тоже постарались максимально увеличить вовлеченность в процесс, используя модную ныне геймификацию: для самостоятельных работ по программированию применяется специальный ресурс — аналог codeforces, по администрированию — заранее подготовленные виртуальные окружения, по анализу и управлению — разнообразные интерактивы.

— Где смогут работать выпускники программы?

— После окончания программы студенты получат востребованные прикладные знания и навыки в области информатизации деятельности организаций. Полученные компетенции и навыки позволят принимать участие и руководить проектированием и внедрением информационных систем в IT-департаментах системообразующих государственных и частных корпораций России («Ростех», «Росатом», АФК «Система», «Газпром», «Роснефть», РЖД и др.). 

— В чем преимущество онлайн-формата программы?

— Очевидное преимущество — обучение без отрыва от работы. Конечно, очный контакт с аудиторией — это прекрасно, но в данном случае преимущества перевешивают недостатки.

С 1 апреля Вышка открывает набор на все очные онлайн-программы магистратуры, с 15 июня — на очные онлайн-программы бакалавриата. Узнать подробнее и записаться на консультацию можно здесь.

Текст: Екатерина Зиньковская, Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ