• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Летняя школа исследователей некоммерческого сектора

1 июля в ВШЭ состоялось открытие Летней школы «Теоретические и эмпирические исследования третьего сектора в России и за рубежом», организованной Центром исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ.

Открывая школу, директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ Ирина Мерсиянова рассказала, что центр проводит мониторинг состояния гражданского общества России, являясь, по сути, единственным источником эмпирического материала по данной проблематике в масштабах всей страны. В центре изучается как вовлеченность россиян в практики гражданского общества, так сектор некоммерческих организаций (НКО).

Потенциал центра используется и в образовательном процессе: в прошлом году в Высшей школе экономики открылась кафедра экономики и управления в негосударственных некоммерческих организациях. Несмотря на востребованность компетенций для работы с НКО, кафедра пока остается единственной по своему профилю в России.

После представления структурных подразделений ВШЭ, связанных с изучением гражданского общества, И. Мерсиянова рассказала о программе Летней школы и о том, как будет строиться ее работа. Помимо традиционных лекционных и семинарских занятий, участники школы представят свои индивидуальные проекты, соответствующие заявкам, а также будут в течение недели работать в группах над исследовательскими проектами. Курировать эту работу со стороны организаторов будут преподаватели школы, в числе которых — ведущий научный сотрудник Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора, профессор кафедры организационной психологии ВШЭ Алла Купрейченко и научный сотрудник центра, доцент кафедры экономики и управления в негосударственных некоммерческих организациях ВШЭ Гульнара Миннигалеева. Как подчеркнула И. Мерсиянова, оцениваться будет не только научная состоятельность, но и выраженная практическая направленность. Авторы лучшей разработки будут отмечены дипломами первой, второй и третьей степени.

Некоммерческий сектор характеризуется такими чертами, как наличие институтов, независимых от государства, наличием некоммерческих организаций, самоуправлением и добровольностью. На основе этих характеристик, а также сопоставляя уровень государственных расходов на социальную сферу, Кристиан Фрелих предложил классификацию типов общественного устройства с точки зрения развития некоммерческого сектора.

Затем директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора представила и других преподавателей и экспертов, которые проведут занятия и примут участие в дискуссиях по тематике школы. Один из основных специалистов-исследователей третьего сектора в мире — Дэвид Хортон Смит, заслуженный профессор социологии Бостонского колледжа (США), почетный приглашенный профессор альтруизма Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ — также приветствовал участников Летней школы. Он вручил И. Мерсияновой недавно изданный словарь терминов и концептов по тематике некоммерческого сектора.

Далее прошло представление участников Летней школы. В этом году они приехали из разных городов России (в частности, из Москвы, Санкт-Петербурга, Томска, Казани, Нижнего Новгорода, Саратова, Владивостока, Перми, Ярославля, Пскова и других), а также из Казахстана и Польши. Из семидесяти с лишним присланных заявок было одобрено более тридцати, причем участниками Летней школы стали и только начинающие исследователи гражданского общества (студенты университетов), и более опытные — кандидаты и доктора наук. В число участников попали представители и руководители НКО, приехавшие для того, чтобы получить недостающие теоретические знания. Одна из участниц — Эльвира Хабибрахманова из Уфы — приехала на Летнюю школу Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора ВШЭ уже во второй раз. Первая подобная школа — «Исследования гражданского общества в междисциплинарной перспективе» — работала в 2012 году с 21 по 27 июня.

В школе примут участие и стажеры-исследователи Научно-учебной лаборатории междисциплинарных исследований некоммерческого сектора ВШЭ, задача которой привлечь студентов к научной работе в данной сфере.

Основная часть работы школы будет проходить в подмосковном отеле «Holiday Inn Moscow Vinogradovo», куда и отправились участники и организаторы. Уже вечером первого дня работы Летней школы социолог, научный сотрудник факультета социальных наук Университета Седертерн (Швеция) и аспирант Института изучения культуры Университета Лейпцига (Германия) Кристиан Фрелих провел семинар «Понимание гражданского общества в разных культурных контекстах и его значение для исследовательской работы».

Он напомнил, что одним из первых стало определение гражданского общества, данное Адамом Фергюсоном в 1767 году. Этот исследователь понимал гражданское общество как находящуюся между государством и рынком сферу защиты моральных ценностей от интересов государственной политики и коммерческих интересов рынка.

В самом конце XX века, в 1996 году Хуан Линц (Juan Linz) и Альфред Штепан (Alfred Stepan) рассматривают гражданское общество несколько иначе. Гражданское общество в их интерпретации уже артикулирует ценности и продвигает свои интересы. Таким образом, современное понимание данного феномена сводится к тому, что гражданское общество становится активным актором социальных процессов, оно самостоятельно, в том числе с точки зрения выполнения функции по отстаиванию своих интересов.

Кристиан Фрелих
Кристиан Фрелих
По сути, считает К. Фрелих, в современных исследованиях сформировались четыре основных подхода к изучению гражданского общества, которое рассматривается как 1) некоммерческий сектор, 2) третий сектор, 3) сектор волонтерства и общественность, 4) социальная экономика.

«Как же сравнивать гражданское общество разных стран?», — задается вопросом К. Фрелих. В целом, по его словам, некоммерческий сектор характеризуется такими чертами, как наличие институтов, независимых от государства, наличием некоммерческих организаций, самоуправлением и добровольностью. На основе этих характеристик, а также сопоставляя уровень государственных расходов на социальную сферу, Кристиан Фрелих предложил классификацию типов общественного устройства с точки зрения развития некоммерческого сектора.

Так, можно выделить общества прогосударственного, либерального, социально-демократического и корпоративного типов. Первые два типа объединяет то, что государство не тратит на социальную сферу больших ресурсов. Уровень развития некоммерческого сектора в обществах прогосударственного типа низкий (государство практически полностью контролирует неправительственные организации), а в обществах либерального типа — высокий. Это связано с высокой степенью гражданской активности и самоорганизации. Примерами обществ такого типа могут быть США, Великобритания и некоторые другие страны.

Два других типа — социально-демократический и корпоративный — подразумевают высокие расходы государства на социальную сферу. Но если (как, например, в Швеции) социальная сфера поддерживается в основном государством, то во Франции и Германии при высоких госрасходах, компании тратят на некоммерческие нужны довольно много. При этом корпорации в социальной сфере оказывают значительное влияние на государство, а уровень развития некоммерческого сектора в обществах корпоративного типа гораздо выше, чем в обществах социально-демократических.

Завершился первый день работы школы формированием рабочих групп для разработки исследовательских проектов. В форме деловой игры под руководством А. Купрейченко были сформированы пять групп.


Андрей Щербаков, специально для новостной службы портала ВШЭ

Фото Юлии Скоковой

Вам также может быть интересно:

Отдых с умом: летние школы НИУ ВШЭ начинают набор старшеклассников

Традиционные летние школы НИУ ВШЭ — это питательная интеллектуальная среда плюс отдых в компании единомышленников. В новом сезоне ребят ждут 11 школ по разным направлениям: от химии до разработки мобильных приложений. Одарённые школьники, продемонстрировавшие выдающиеся результаты, победители известных олимпиад и конкурсов прошедшего учебного года получают скидки при оплате.

Человек или государство

В последние 20 лет российское население пересмотрело значимость прав человека. Впервые в истории страны интересы государства перестали доминировать над интересами личности и социальных групп. Новая модель общества уже формируется, но не будет строиться по западному образцу. Почему — объясняет в исследовании профессор НИУ ВШЭ Наталья Тихонова.

Представители ВШЭ вошли в состав Совета по общественному телевидению

30 октября 2018 года указом Президента Российской Федерации утвержден новый состав Совета по общественному телевидению. Среди 24 членов Совета — представители культуры, бизнеса, общественных организаций,  науки, в том числе первый проректор ВШЭ Лев Якобсон и директор Центра исследований гражданского общества и некоммерческого сектора Ирина Мерсиянова.

Летняя школа на Соловках — 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.

Первокурсников-математиков подготовили к учебе в Вышке

С 22 по 30 августа на факультете математики ВШЭ прошла летняя школа для студентов первого курса, поступивших на бакалаврские программы «Математика» и «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ». На занятиях они разобрали темы, которым в школах не всегда уделяют внимание, но без которых изучение математики в университете затруднено.

«Проекты, построенные на сотрудничестве вузов и бизнеса, очень важны»

В Вышке проходит Всероссийская летняя школа Мастерчейн. В ее рамках студенты впервые получают опыт работы с этой платформой за пределами банков и создают проекты для решения реальных бизнес-задач в сфере финтеха.

«Эти дети понимают нас с полуслова»

24 мая в Образовательном центре «Сириус» в Сочи завершилась программа по математике и информатике, реализованная при научно-методическом и кадровом сопровождении Высшей школы экономики. Она длилась 24 дня, в ней приняли участие почти 100 десятиклассников, увлеченных математикой и информатикой, из 34 регионов.

11 летних школ ВШЭ для одаренных детей, на которые еще можно подать заявки

Летние школы и выездные лагеря, которые организует Вышка, — это сочетание занятий с отдыхом. Их проводят для школьников преподаватели и студенты университета. В программе — лекции и семинары, интеллектуальные и деловые игры, дискуссии, театральные постановки, конкурсы и, конечно, неформальное общение.

Как я провел лето: студентка МИЭМ НИУ ВШЭ прошла стажировку в ЦЕРН

Елена Орлова, студентка 4-го курса образовательной программы «Прикладная математика» МИЭМ НИУ ВШЭ, приняла участие в работе летней студенческой школы в ЦЕРН. В составе команды разработчиков программного комплекса GeantV она занималась моделированием прохождения элементарных частиц через вещество с использованием методов машинного обучения.

Сетевой анализ: методы для решения актуальных задач

С 24 по 28 июля в Москве состоялась восьмая международная летняя школа «Теория и методы сетевого анализа», организованная Международной лабораторией прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ для студентов и исследователей. В ее работе принял участие научный руководитель лаборатории Стэнли Вассерман из Университета Индианы.