• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Занятость выпускников вузов в РФ выглядит благополучно, но есть различия по регионам и рынкам труда

Занятость выпускников вузов в РФ выглядит благополучно, но есть различия по регионам и рынкам труда

© iStock

На первом в новом учебном году традиционном семинаре Института образования ВШЭ проректор, заведующий лабораторией исследований рынка труда ВШЭ Сергей Рощин и старший научный сотрудник этой лаборатории Виктор Рудаков представили доклад «Выпускники вузов на российском рынке труда».

Исследователи рассказали, какие факторы влияют на зарплату и трудоустройство выпускников, как различается результативность трудоустройства по уровням образования, регионам и направлениям подготовки, влияет ли работа по специальности на размер зарплаты и так далее. Выводы основаны на данных выборочного наблюдения трудоустройства выпускников, проведённого Росстатом в 2016 году, данных обследования рабочей силы Росстата за 2017-2019 годы, общероссийской базы вакансий «Работа в России» за 2019 год, а также данных Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения ВШЭ.

Один из устойчивых мифов о положении выпускников на рынке труда сводится к тому, что они обязательно должны работать по специальности, и сейчас в очередной раз предлагается учитывать этот показатель при оценке эффективности университетов. По мнению Сергея Рощина, причина живучести этого мифа – инерционность. Если раньше высшая школа готовила специалистов для узких профессиональных секторов, то теперь, после перехода на двухуровневую систему, выпускники получают образование по широким предметным областям. Например, сформированные компетенции бакалавра экономики могут быть востребованы во множестве профессиональных ниш.

Еще один миф, о котором сказала дискуссант, директор Центра экономики непрерывного образования РАНХиГС Татьяна Клячко, - что выпускники должны работать в том регионе, где получили образование. Губернаторы и ректоры просят перераспределять контрольные цифры приема в пользу регионов, чтобы молодежь не уезжала в Москву и Санкт-Петербург. Причина такого подхода – все та же инерционность, попытка вернуть старую, уходящую экономику, и чем дальше мы будем от нее отдаляться, тем выше будет мобильность людей. «Рынок труда становится более гибким, не терпит привязку к специальностям и территориям. Те, кто активно перемещается, получают премию за образование», - подчеркнула эксперт.

Виктор Рудаков пояснил, что различия в результативности трудоустройства выпускников объясняются рядом факторов. Выпускники различаются по своим способностям, по социально-демографическим характеристикам и по качеству полученного образования. Высшее образование в России стало массовым, дифференцированным, и такие характеристики, как качество вуза и успеваемость, имеют важное значение. Еще в 2016 году в исследовании, посвященном влиянию качества вуза на зарплату выпускников, была выявлена существенная зарплатная премия за диплом хорошего вуза. Выпускники из первого квартиля вузов по качеству зарабатывают на 30% больше. В предыдущих исследованиях было выявлено, что у выпускников ВШЭ есть существенная премия за академическую успеваемость, но это касается лишь бакалавриата.

Неоднородны не только выпускники, но и рабочие места – в разных отраслях экономики и в разных регионах платят по-разному, заключил Виктор Рудаков. В экономически развитых и ресурсодобывающих регионах зарплаты выше. В среднем по России трудоустроены 83% выпускников вузов, уровень безработицы – 6%, и это ниже, чем в странах ОЭСР. Чем выше уровень образования, тем выше вероятность трудоустройства и уровень занятости. Премия за высшее образование растет и приносит существенную отдачу через 3-5 лет работы. Специалисты с высшим образованием зарабатывают на 67% больше, чем те, кто имеет только школьное образование, а уровень отдачи от среднего профессионального образования достаточно низок.

На трудоустройство влияют стратегии перехода от учебы к работе – на рынке труда есть существенная зарплатная премия для тех, кто начинал работать во время учебы в вузе. «В России сложилась особая, более сглаженная модель, которая предполагает учебу на младших курсах, а на старших – ее активное совмещение с работой», - подчеркнул Виктор Рудаков. Научный сотрудник Центра развития навыков и профессионального образования Института образования Вера Мальцева, также выступившая в роли дискуссанта, предположила, что студенты таким образом дают сигнал рынку труда о недостаточной нагрузке в вузе, а значит – о недостаточной значимости образования. Сергей Рощин уточнил, что совмещать учебу с работой удается не всем, и он может подтвердить это как проректор, регулярно подписывающий приказы об отчислении.

В целом же, заключил Сергей Рощин, если не брать в расчет 2020 год из-за ситуации с пандемией, занятость выпускников и молодежи в России по сравнению со многими странами выглядит вполне благополучно. Но с учетом нашей огромнейшей дифференциации этот вопрос нужно обсуждать локализованно по отдельным регионам и рынкам труда.