• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Тесты PISA: как влияют беседы с родителями на финансовую грамотность российских школьников

Тесты PISA: как влияют беседы с родителями на финансовую грамотность российских школьников

© iStock

Российские подростки показывают средние показатели по результатам международных тестов PISA по финансовой грамотности и глобальным компетенциям. По способности сочувствовать тем, кто испытывает трудности, они не отличаются от сверстников из стран ОЭСР. Об этом говорили эксперты Института образования ВШЭ и Всемирного банка на совместном семинаре.

Международные тесты PISA, оценивающие функциональную грамотность школьников, проводятся в ОЭСР с 2000 года. Их цель – исследование качества образования. При этом задачи определяют эксперты, не связанные с системой образования. Главный вопрос, который они задавали – обладают ли 15-летние выпускники школы необходимыми знаниями для повседневной жизни. Первоначально тесты оценивали читательскую и математическую грамотность, затем к ним добавились исследования уровня естественнонаучных знаний. В 2012 и 2015 годах были проведены тесты по финансовой грамотности, а в 2018 к ним добавились тесты по глобальным компетенциям.

Институт образования ВШЭ провел семинар «PISA в России: новые направления, результаты и вызовы», участники которого обсудили итоги и динамику оценок по новым дисциплинам международного теста.

Старший научный сотрудник Института стратегии развития образования Российской академии образования (РАО) Елена Рутковская пояснила, что тест по финансовой грамотности в 2018 г. состоял из 43 заданий, треть которых были новыми. Например, такой вопрос – какие из предложенных вариантов банковских вкладов и тарифов мобильных операторов наиболее выгодны. Школьники должны были продемонстрировать не только знакомство с финансовыми инструментами, но и умение рассчитывать краткосрочные и среднесрочные результаты своего решения, навыки поиска и отбора информации. А в итоге – способность выбирать оптимальный для себя продукт.

В 2018 г. российские школьники заняли 10-е место среди 21 страны по финансовой грамотности. По сравнению с 2015 г. они увеличили средний балл на 9 пунктов, до 495 баллов, незначительно опередили Испанию (492) и отстали от Литвы (498). Средняя позиция не должна вводить в заблуждение, предостерегает Елена Рудковская. Большинство российских девятиклассников (85,6%) продемонстрировали второй или средний третий уровни финансовой грамотности, повышенный –8%. Тогда как у лидеров – Эстонии и Финляндии повышенный и высокий уровни его показали 47,5% и 32% участников теста.

В девяти регионах России, где совместно со Всемирным банком проводился пилотный проект по преподаванию финансовой грамотности в школах, средний балл оказался незначительно выше среднего по стране (496). Тем не менее, доля не достигших порогового уровня оказалась втрое ниже (2% против 6,3%).

Положительное влияние на результаты российских школьников оказывала информация, полученная от педагогов, и регулярные беседы с родителями на финансовые темы

В этом российские участники существенно отличались от учеников из стран ОЭСР, где общение с родителями негативно сказывалось на итогах теста.

Эксперты Института стратегии развития образования также отметили, что более высокую финансовую грамотность показали российские школьники, имевшие опыт самостоятельной работы вне дома. Помощь родителям по дому и в семейном бизнесе не повлияла на результаты.

В ходе первого теста PISA по глобальным компетенциям, проведенного в 2018 году, анкету заполняли школьники из 66 стран, задания выполняли в 27 странах. Старший научный сотрудник Института стратегии развития образования Татьяна Коваль пояснила, что вопросы были разделены на три ключевых блока: изучение аспектов местного, глобального и межкультурного значения; понимание и оценка точки зрения других, а также содействие коллективному благополучию и устойчивому развитию.

Этот тест во многом ориентирован на приобретение softskills, он показывает, насколько 15-летние ученики готовы жить в многокультурном обществе; как они умеют оценивать информацию, формулировать аргументы, выявлять и анализировать разные мнения.

Россия заняла 14-е место из 27 стран, показав средний результат 480 баллов, что несколько выше среднего (474) по всем принимавшим участие. То есть Россия – крепкий середняк. Однако, среди отечественных школьников мало нашлось тех, кто показывает результаты высокого (4-го и 5-го) уровня, обнаружилась недостаточная способность приводить доводы. Кроме того, российские девятиклассники охотно привлекают дополнительную информацию, но редко используют ее, если задание требует отработки большого объема материала. 

Это, полагает Татьяна Коваль, говорит о том, что в отечественной старшей школе необходимо уделять большее внимание анализу информации. По глобальным компетенциям Россия опередила всего два государства ОЭСР – Чили и Колумбию. 

Анкетирование школьников 66 стран показало, что российские учащиеся сочувствуют людям, оказавшимся в трудной ситуации, примерно также, как и их сверстники из стран ОЭСР.

В России 61% опрошенных учеников считают, что они должны что-то сделать, чтобы помочь людям, живущих в плохих условиях, в странах ОЭСР – 67%

Однако наши школьники меньше верят в свои силы: в России только 46% считают, что могут помочь решению мировых проблем, тогда как в среднем по ОЭСР – 57%.

По мнению участников семинара, пандемия COVID-19 может негативно повлиять на образование из-за неравенства к доступу в коммуникациях и необходимому оборудованию. В случае продления локдауна до 8-9 месяцев у детей из малообеспеченных семей усвоение отдельных предметов может ухудшиться. В частности, по данным опроса пятиклассников в школах Владивостока, доля детей с низким уровнем оценок по математике выросла на 10%, при этом почти на треть снизилась самооценка и качество планирования времени. Все это требует дополнительного внимания педагогов.

Профессор Института образования ВШЭ Ирина Абанкина обеспокоена тем, что, по ее мнению, появилась тенденция усиления применения формальных технологий воспитательной работы, которые могут подавить развитие детей. А жесткое давление в управлении образовательным процессом лишает школы инициативы. Она полагает, что необходимо разрабатывать программы развития навыков и компетенций. Важно воспитывать гибких, умеющих действовать в современном мире детей, считает эксперт ВШЭ.