«Чтобы страна была единой, ее надо постоянно ложкой перемешивать»
Рейтинги вузов, гибридный формат обучения, преимущества и недостатки ЕГЭ, ключевые задачи для нашей страны, а также то, на что тратит свободное время Ярослав Кузьминов (спойлер – на сон), обсудили 15 мая в Нижнем Новгороде студенты четырех кампусов Вышки на встрече с руководством университета. Кроме того, ректор принял участие в работе форума «Молодежь и наука», который также проходил в Нижнем.
В год своего 800-летия Нижний Новгород принял финал Всероссийского конкурса «Студенческая весна». Студенты Вышки из всех городов присутствия были приглашены в Нижегородский кампус, чтобы принять участие в этом празднике, а до этого – встретиться с ректором, который ответил на их вопросы, в том числе и на достаточно неожиданные.
Вышка из года в год улучшает свои позиции в различных университетских рейтингах, занимая ведущие места среди российских вузов. Студент Илья Соловьев из Нижегородского кампуса поинтересовался у ректора, какие цели ставит себе университет сейчас. Ярослав Кузьминов ответил, что рейтинги никогда не были самоцелью университета, они лишь отражают результат работы преподавателей и исследователей, которые качественно делают свое дело. В России Вышка ни с кем не соревнуется, а только сотрудничает, реализуя ряд совместных образовательных и научных проектов с ведущими университетами, поддерживая региональные университеты, делясь своими онлайн-курсами от ведущих преподавателей мирового уровня.
Живое обсуждение вызвал ряд вопросов студентов об онлайн-курсах, гибридном формате обучения и последствиях пандемии коронавируса. Проректор Сергей Рощин подчеркнул, что у университета нет задачи перевести как можно больше занятий в онлайн-формат, тем более экономически он даже более затратен, чем традиционное офлайн обучение. Но, к сожалению, пандемия не закончилась – показатели заболеваемости в России вновь начали расти. Поэтому гибридный формат занятий пока является необходимостью, чтобы по возможности сократить риски заболевания для студентов и преподавателей. Ярослав Кузьминов попросил поднять руки тех, кто сделал прививку от новой коронавирусной инфекции и призвал студентов, которые еще этого не сделали, вакцинироваться.
Ректор отметил также, что мы живем в уникальное время, когда во всем мире образование претерпевает радикальные изменения. Благодаря цифровой революции мы можем учиться на расстоянии у лучших мировых ученых, которым не обязательно физически приезжать в Вышку. Эта революция позволит в будущем также решить и так называемую проблему тетрадок – рутинных процессов преподавателя на проверку, например, контрольных работ студентов, высвобождая его время на творческую, интересную работу. Еще одним вызовом для взломанного рынка образования ректор назвал образовательные стартапы, которые все активнее захватывают привычное поле университетов.
Сергею Рощину также был задан вопрос о том, будет ли студентам старших курсов дана возможность записаться на интересные им майноры. Ответ был отрицательным, причиной тому являются запретительные издержки на организацию логистики такого проекта. Ректор ВШЭ предложил подумать об организации популярных у студентов курсов в формате дополнительного образования, на которое студентам могла бы быть предложена существенная скидка.
Студент Санкт-Петербургского кампуса Константин Гамора задал вопрос о пользе для системы образования Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Ректор и некоторые студенты отметили, что ЕГЭ решил ключевую проблему 1990-х – начала 2000-х годов – коррупцию и недоступность для абитуриентов из регионов обучения в ведущих университетах страны. Безусловно, ЕГЭ имеет много недостатков, школы перестают учить ребят с 10 класса, только готовя их к экзамену. Эту и другие проблемы необходимо решать, но он пришел на смену гораздо более несправедливой системе.
Ключевой задачей для нашей страны Ярослав Кузьминов назвал, с одной стороны, поиск, развитие и удержание в стране выдающихся талантов, а с другой – обеспечение «социального миксера», ликвидируя региональное неравенство и поддерживая ребят в регионах, тех, кто не ленится, кто хочет вырваться из депрессивного социального окружения. «Чтобы страна была единой, ее надо постоянно ложкой перемешивать», – сказал ректор, а «свобода – не значит справедливость, потому что есть сильные и слабые, бедные и богатые, кому-то везет, кому-то нет».
Должны быть инструменты позитивной дискриминации, которые позволили бы детям из малоимущих семей, из семей без высшего образования, из провинции помочь поступить в университет
Государство должно обеспечить равный старт для всех детей безотносительно того, как повезло в жизни их родителям. Вышка такой инструмент поддержи реализует уже третий год – это проект «Социальный лифт», который и призван помогать талантливым ребятам из регионов, которые объективно не могут на равных конкурировать со своими сверстниками, поступить в Вышку и учиться за счет университета.
Еще один вопрос студентов был связан со стипендиями и ПГАС. Ректор в ответ на него спросил, помогает ли нынешняя государственная стипендия жить студентам. Как выяснилось, жить на нее, конечно, нельзя, но это приятный бонус с точки зрения студентов. При этом в масштабе Вышки и страны — это колоссальные деньги, которые можно было бы направить на поддержку действительно нуждающихся ребят, помочь им, дать шанс учиться в университетах.
В завершение встречи студентка Нижегородского кампуса Мариам Мкртумян решила выяснить личные предпочтения ректора: в хобби, кинематографе и даже алкогольных напитках. Ярослав Кузьминов рассказал, что хобби для него в отсутствие свободного времени – это сон, любит он и часто пересматривает фильм Алексея Германа «Мой друг Иван Лапшин», а всем алкогольным напиткам он предпочитает красное вино.
В Нижнем Новгороде 15-17 мая в рамках российской «Студенческой весны» прошел форум «Молодежь и наука». На форуме состоялась дискуссия с участием губернатора Нижегородской области Глеба Никитина, президента Российской академии наук Александра Сергеева, председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ Вячеслава Никонова, ректора НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.
Ректор Вышки отметил, что главный вызов, который стоит перед российской наукой – это как сделать ее привлекательной для молодых. Сейчас экономика и качество жизни в крупных российских городах вполне сопоставимо с развитыми странами, о чем «мы даже не могли подумать 15 – 20 лет назад». «Но для молодых очень важен собственный путь, собственный успех. Они отчитываются перед самими собой, о том, как они видят свою траекторию успеха. Восстановить науку как одну из очевидных траекторий успеха – это национальная задача для России», – сказал он.
Помимо денег есть еще одна составляющая успеха – это хорошая среда: «Почему люди едут в западные университеты? Да, там денег больше, но многие едут за плотной академической средой, там интересно, постоянно что-то кипит, можно куда-то пойти и стать умнее. Ощущение себя в точке кипения притягивает ученых в крупнейшие мировые университеты. Но это кипение статистически с годами проходит. Чтобы не переставало кипеть, нужно чтобы половина лидеров была 30 – 40 лет. Решить эту задачу – вызов для многих собравшихся здесь людей, не ректора и академики, а те, кто приехали сюда, возглавляя лаборатории или имея собственный проект».
Самое главное – выстроить инфраструктуру собственных проектов молодых ученых и помнить о нескольких важных принципах.
Не бывает науки молодежной и взрослой – есть просто наука.
Не бывает науки национальной и рассчитанной на экспорт. Нация и государство имеет собственные интересы, но наука глобальна.
Нет науки фундаментальной и прикладной, надо понимать, зачем ты работаешь.
Ярослав Кузьминов отметил также, что новая задача правительства, сформулированная в «Приоритете-2030», пришедшем на смену проекту 5-100, это не цель, а инструмент. Цель – принести изменения в общество, принести новые технологии в экономику, новые социальные отношения, благодаря которым конкретным людям будет легче жить.
В работе форума также приняли участие: научный руководитель Института образования ВШЭ Исак Фрумин, проректор НИУ ВШЭ Валерия Касамара, директор филиала НИУ ВШЭ в Нижнем Новгороде Анна Бляхман, научный руководитель Экспертно-аналитического центра «Научно-образовательная политика», ведущий эксперт Инобра НИУ ВШЭ Евгений Сжёнов, директор Центра академического развития студентов НИУ ВШЭ Андрей Кожанов и другие эксперты.