• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Вышка Онлайн» приняла участие в Московском международном салоне образования — 2023

«Вышка Онлайн» приняла участие в Московском международном салоне образования — 2023

© Высшая школа экономики

В рамках крупнейшей тематической выставки-форума состоялась дискуссия «Цифровизация сегмента высшего образования: как сотрудничество вузов и EdTech-компаний обеспечивает персонализацию и активное обучение». Со стороны вузов в дискуссии приняли участие Юлия Ремезова, директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ, и Екатерина Гурова, декан факультета дизайна и медиакоммуникаций РАНХиГС.

Бизнес представляли Павел Мосейкин, генеральный директор Ultimate Education, Надежда Галкина, руководитель направления «Высшее образование» Skillbox, а также модератор дискуссии — Кирилл Богатырев, продюсер образовательных программ направления «Высшее образование» Skillbox. В ходе обсуждения был затронут ряд тем: спикеры рассуждали о дилемме инклюзивности цифрового образования, об уровне грамотности преподавателей в цифре, возможностях персонализации и индивидуализации профессионального образовательного трека, барьерах на пути к созданию цифровой образовательной среды и способах их преодоления, а также рассмотрели реальные кейсы внедрения технологий в образовательный процесс и разработки практико-ориентированного обучения. 

По мнению Кирилла Богатырева, во время пандемии цифровизация образования в некотором смысле была приравнена к дистанционному образованию, но это не одно и то же. Функция digital в обучении заключается не в том, чтобы заменить офлайн на онлайн, а в том, чтобы качественно улучшить процесс обучения с помощью технологий: повысить вовлеченность студентов, расширить образовательный контент и индивидуализировать образовательные программы. И здесь на пути цифровизации встает ряд вызовов — от неполной готовности преподавательского состава к работе с технологиями до ограниченного доступа к технологиям самих студентов. 

Цифры роста

В этом плане интересен кейс интенсивной цифровизации образования в НИУ ВШЭ, спровоцированный шоком COVID-19. После объявления локдауна вуз за день перевел 50 тысяч студентов четырех кампусов Вышки в онлайн. ВШЭ стала участником глобального движения крупнейших вузов и международных платформ, которые поддержали студентов в этот период. С марта по июль 2020 года 60 университетам России и СНГ был организован доступ к 170 курсам Высшей школы экономики, на которых обучались более 20 тысяч студентов этих вузов. Во время весенне-летнего карантина ВШЭ обеспечила техническую и организационную поддержку экзаменов с идентификацией личности в рамках первой в истории университета онлайн-сессии и приемную кампанию 2020 года в цифровом режиме для более чем 7,5 тысячи абитуриентов. 

Университет еще 10 лет назад начал включать МООК в образовательный процесс и собрал 6 млн подписок, но именно пандемия дала мощный толчок развитию цифры в университете и вывела на рынок принципиально новые онлайн-продукты — специализации и очные программы. Уже в 2020 году вуз представил на глобальном рынке первую в РФ англоязычную онлайн-магистратуру “Master of Data Science”, а спустя три года нарастил цифровой портфель до 9 специализаций, 21 программы и более 350 массовых открытых онлайн-курсов. На онлайн-программах ВШЭ обучаются более 1,5 тысячи студентов, онлайн-курсы слушают более 15 тысяч сетевых студентов.

Выход в открытый онлайн

Цифровая революция привела к полной реструктуризации деятельности вузов. В Высшей школе экономики была отстроена система измерения уровня цифровых компетенций, связанных с алгоритмическим мышлением, языками программирования, машинным обучением, анализом данных. Выход в онлайн стал настоящим вызовом для академического состава вузов, спровоцировал ускоренное освоение новых технологических навыков. Сегодня доля преподавателей Высшей школы экономики, которые видят в цифровых технологиях новые возможности для повышения доступности высшего образования, выросла с 30 до 70%. 

Юлия Ремезова

Во время пандемии студенты Вышки осознали, что качественное академическое образование не ограничено стенами кампусов. Тратить ресурсы на переезд в другой город, увольняться или брать учебный отпуск больше нет необходимости. «Безбарьерный вход в высшее образование и быстрый доступ к контенту — именно то, чего ищут современные пользователи. Мы хотим обучаться параллельно с работой, путешествиями, уделяя должное время семье. При всем удобстве онлайна — возможности учиться в удобном темпе и многократно пересматривать лекции, отсутствии географических границ, временных поясов — мы ждем от цифрового образования того же качества экспертизы, что и от кампусного. И Вышка много сделала для того, чтобы сохранить академические стандарты вуза в digital-среде даже в условиях интенсивного цифрового роста. Сегодня в экосистеме Вышки мы видим и слышим каждого онлайн-студента, стараемся удовлетворить их профессиональные амбиции и выстроить треки с учетом индивидуальных запросов», — подчеркнула Юлия Ремезова. 

С помощью технологий вуз может быть масштабирован на любую географию с обеспечением единых содержательных стандартов, культуры преподавания, системы оценивания и мониторинга прохождения образовательной траектории. 

Живой интерес

Сегодня в онлайн-образовании наблюдается возрастающий тренд на персонализацию треков. Рост индивидуализации и многообразие онлайн-продуктов повышают ответственность студента: теперь не преподаватель, а он сам выбирает, чему, как долго и как учиться. Павел Мосейкин отметил, что в 2021 году в России в онлайн-образование пришли 18 млн человек против 12 млн очников. За последние годы индустрия приобрела достаточный опыт, чтобы в режиме реального времени выстраивать образовательные траектории, помогать студенту выбирать профессиональный путь и осваивать практические навыки, которые ему будут нужны в дальнейшем. Чтобы повысить вовлеченность студентов, в Ultimate Education постоянно внедряют мотивирующие инструменты: квизы, чат-боты, внутренние мессенджеры и пр. 

Павел Мосейкин

«Согласно исследованиям, 19% респондентов отмечают снижение социального взаимодействия в онлайне. Наша задача — формировать и поддерживать сообщества. Мы создали 6–7 индустриальных сообществ численностью около миллиона человек, где люди делятся опытом, проводят джемы, объединяются», — поделился опытом Павел.

По словам Екатерины Гуровой, цифровизация обогащает образовательную среду: онлайн-трансляции позволяют подключать к лекциям интересных спикеров, чаты и мессенджеры гарантируют быструю обратную связь между преподавателями и студентами.

Онлайн-программы Высшей школы экономики подразумевают живое общение между студентами не только на форумах и в чатах, но и в формате бизнес-лабораторий, практических семинаров, буткемпов, где они совместно с однокурсниками под кураторством преподавателей и индустриальных партнеров решают общие задачи и работают над совместными проектами.

Двойная польза

Запрос аудитории на практико-ориентированное онлайн-образование без отрыва от рабочего места обостряет не только внутриотраслевую конкуренцию между университетами, но и межотраслевую. Вузы — поставщики цифрового контента сегодня конкурируют с технологическими компаниями и лидерами EdTech, при этом коллаборации университетов и бизнеса взаимовыгодны: вуз получает маркетинговые инструменты и аудиторию, а компании — доступ к академической базе и репутации университета. «Вузы традиционно имеют опыт выстраивания офлайн-среды, а EdTech научился хорошо работать в онлайне. Сотрудничество с университетами обещает быть очень плодотворным. Мы можем помочь вузам выйти в цифровое пространство, а нам очень нужны знания, которые есть у вузов», — подчеркнул глава Ultimate Education.

Надежда Галкина

Надежда Галкина, напротив, считает, что вузы достигли высокого уровня цифрового развития: «Несмотря на то что мы являемся лидерами рынка EdTech по качеству, объему выручки и другим параметрам, взаимодействуя с Высшей школой экономики, мы все еще учимся работать в онлайне в аудиториях, где университет исторически сильнее». Руководитель направления «Высшее образование» в Skillbox отметила, что компания решает задачи вместе с вузами, а не диктует им правила поведения в цифровой среде. Пример нетривиального кейса — организация художественной мастерской в онлайне. «Будущее здесь за синергией. Мы вместе должны искать форматы, которые позволят нам не потерять лицо и дать максимально удобный способ получения качественных знаний, навыков и умений», — отметила Надежда.

Подробнее об онлайн-курсах, специализациях и очных онлайн-программах НИУ ВШЭ можно узнать на сайте «Онлайн-образование в НИУ ВШЭ» и в наших социальных сетях: телеграм-канале «Онлайн-программы НИУ ВШЭ», группе во «ВКонтакте» «Вышка Онлайн», YouTube-канале «Вышка Онлайн», канале «Вышка Онлайн в Дзене», аудиоподкасте на «Яндекс Музыке» «Вышка On the Line».  

С 1 апреля в Вышке открывается набор на все очные онлайн-программы магистратуры, с 15 июня — на очные онлайн-программы бакалавриата. Узнать подробнее и записаться на консультацию можно здесь.

Материал подготовила Екатерина Зиньковская, Дирекция по онлайн-обучению НИУ ВШЭ