• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Как строится наука и разрушаются стереотипы

6 июля закончилась шестидневная выездная Летняя школа «Институты, образование и рост», организованная Лабораторией институционального анализа экономических реформ (ЛИА) ГУ-ВШЭ.

Школа прошла насыщенно, включала лекции, инструментальные семинары, выступления экспертов, круглые столы, презентации проектов, итоговое вручение призов и сертификатов и неформальное общение. Подводя итоги, профессор из Университета Джорджа Мэйсона Джон Най, выполнявший в Школе не только роль англоязычного эксперта, но и всеобщего научного консультанта (до самого отъезда находившего время для обсуждения исследовательского проекта любого из обратившихся за советом слушателей), сказал, что Летняя школа ЛИА была «настоящим приключением».

В последний день Школы, после вручения участникам сертификатов и неформальных наград, организаторы и участники поделились своими впечатлениями от «пройденного пути».

Мария Юдкевич, заведующая ЛИА, академический директор Летней школы:

— Я очень довольна, все удалось, приехали очень сильные профессора, видно, как год от года растет уровень подаваемых заявок. Кроме того, во время этой Школы мы опробовали новый формат: в первый день участники рассказывают о том, чем занимаются, затем, на протяжении всей школы, работают с экспертами над своими презентациями и, наконец, в последний день представляют уже переработанные проекты. В программу входили инструментальные семинары, в рамках которых предлагались средства решения  реальных задач. Многие эксперты, завершив лекцию или семинар, оставались с нами еще на какое-то время — для индивидуальных консультаций, встреч и разговоров с участниками.

Удачным было и участие англоязычного эксперта — к концу недели русская речь практически сменилась английской. Люди, приехавшие с ощущением, что никогда на английском не заговорят, сейчас свободно общаются, и это здорово! Джон Най с утра до вечера, за завтраками, обедами и ужинами, в перерывах между занятиями обсуждал проекты с участниками.

Отличие Летней школы ЛИА этого года — в расширении масштаба: раньше у нас собиралось 30 человек, сейчас — 40. Мы немного боялись, что группа окажется слишком большой, но выяснилось, что при правильной организации это не помеха. Это уже третья Школа, и мы надеемся, что не последняя. Каждый год мы вводим инновации: в этом раз мы пригласили иностранного эксперта, в следующем году планируем расширить географию участников, привлекая молодых исследователей из других стран.

Главная идея школы, пожалуй, состоит в том, что наукой нельзя заниматься в изоляции. Это, с одной стороны, очень личное дело, в котором каждый получает удовольствие самостоятельно. С другой — если у тебя нет хороших партнеров, соавторов, людей, с которыми ты работаешь, у которых можешь попросить совета, ты рано или поздно достигаешь своего потолка и замыкаешься в себе. Конечно, задача школы в том, чтобы людей чему-то научить, открыть новые горизонты, дать какие-то идеи, но это еще и создание некоторой сети из людей, с которыми интересно. Такой формат общения, на наш взгляд, может дать и вышкинцам, и коллегам из других вузов возможность вырваться из рутины, найти единомышленников не только вокруг себя, но и по всей стране.

Елена Подколзина, научный сотрудник ЛИА, председатель оргкомитета Летней школы ЛИА:

— Все началось с того, что мы сами несколько раз ездили на разные летние школы за рубежом. Нам очень понравилась атмосфера, сама идея «летней школы». Но ведь далеко не у всех есть возможность ехать на Запад — транспортные расходы зачастую настолько велики, что не всякий вуз способен их компенсировать. Тогда мы подумали, что раз российские исследователи не могут доехать «туда», значит, подобного рода мероприятия должны происходить здесь. И решили попробовать, по силам  ли нам организовать нечто подобное.

Год от года организовывать школы становится все проще — присутствует эффект learning by doing. Если после первой летней школы мы, погрузив участников в автобус, увозящий их в Москву, дали себе слово, что никогда больше не ввяжемся в подобную авантюру, то сейчас у нас уже наработан некий алгоритм организации летних школ. Нас, представителей оргкомитета, немного, но команда у нас уже сработанная, на каждого можно положиться, так что нет необходимости все время друг друга контролировать. Сразу же по возвращении мы собрались на «разбор полетов», который по факту перетек в бурное обсуждение планов и идей Летней школы-2010.

В первой школе действовали ограничения — участвовать могли только россияне до 35 лет. Но уже тогда мы получали письма от людей из СНГ и старше 35. Сегодня мы открыты для любых участников, у которых есть собственное исследование. Когда мы перестали требовать готовые работы, конкурс сильно увеличился, и уже на вторую школу приехали слушатели из ближайшего зарубежья. Были заявки из Казахстана и Белоруссии. В нынешней школе участвовали исследователи из Белоруссии и Украины. Кроме москвичей и питерцев, были участники из Омска, Курска, Казани, Хабаровска, Новосибирска. Была даже участница из Биробиджана, опоздавшая на сутки из-за задержки рейса. Есть центры, откуда приходит много заявок: Сибирский федеральный университет, Нижегородский университет. В будущем мы надеемся охватить страны ближайшего зарубежья, пока делая акцент на русскоговорящих участниках, — не у всех хватает знания английского, чтобы полноценно общаться с иностранными экспертами, приходится искать компромисс.

В этом году у нас был замечательный англоязычный эксперт профессор Джон Най. Что привлекает в американских профессорах, так это умение зажигательно говорить: когда он о чем-то  рассказывает, у людей загораются глаза и появляется желание улучшить, доработать свою работу.

Светлана Авдашева, заместитель директора Института анализа предприятий и рынков ГУ-ВШЭ, эксперт Летней школы:

— В России много постоянно действующих мероприятий такого рода, но при этом нет больше ни одного, куда участников приглашают не с готовыми статьями и проектами, а, строго говоря, на основании намерения провести исследование. Думаю, следует поблагодарить организаторов Школы за обеспечение условий и для слушателей, и для экспертов. Хочется пожелать участникам Летней школы ЛИА самых эффективных исследований и использования полученных знаний в будущей работе.

Дмитрий Генеральницкий, выпускник факультета экономики и менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета 2009 года:

Дмитрий Генеральницкий
Дмитрий Генеральницкий
— В Летней школе я участвую уже второй раз. Польза от участия в таком мероприятии очевидна: во-первых, в России мало кто знает институциональную экономику, особенно за пределами Москвы. Поэтому, приехав сюда, существенно расширяешь кругозор, узнаешь много нового — и о своем исследовании, и об исследованиях других людей, о том, на какие источники они опираются. Кроме того, здесь представлена европейская модель презентации своей работы, в то время как для многих российских вузов характерен традиционный академический подход. С моей точки зрения, суть Школы — это эффективное сочетание приятного времяпрепровождения и получения довольно большого массива полезной информации. После возвращения домой остаются не только полезные знания, но и контакты. Мои пожелания Летней школе ЛИА, пожалуй, состоят в том, чтобы она проводилась снова и снова.

Екатерина Иванкина, аспирантка инженерно-экономического факультета Томского Политехнического университета:

Екатерина Иванкина
Екатерина Иванкина
— Я узнала о проведении Летней школы ЛИА от своего научного руководителя. Я очень довольна. Есть существенная разница между регионами и Москвой: в организации исследований, методологии, представлении результатов. Региональная наука существенно проигрывает, и причина этого, прежде всего, в замкнутости научных коммуникаций. Здесь же очень ощущается ориентация на западные исследования, на включенность в мировую науку. Очень приятно, что столичные исследователи идут навстречу и налаживают контакты с региональными исследователями. Участие в таком мероприятии дает большой стимул к развитию — приехав домой, я еще активнее включусь в работу над своей диссертацией!

Анастасия Карловская, аспирантка факультета экономики Амурского государственного университета:

— Сейчас я только в начале исследовательского пути, но уже узнала много нового и полезного. Я работаю в Общественной палате Амурской области и надеюсь, что итогом моей деятельности станет нечто, применимое на практике. Очень понравилась ориентация  на краткий и емкий западный формат презентаций, исключающий громоздкие таблицы и излишек информации. После лекции Джона Ная по составлению презентаций я всю ночь  переделывала доклад по своему проекту! В результате я даже получила приз за лучшую в группе презентацию.

Светлана Вахолкова, аспирантка факультета мировой экономики и управления Астраханского государственного университета:

Светлана Вахолкова
Светлана Вахолкова
— Здесь понимаешь, что такое настоящее исследование, видишь, как много путей развития у твоей работы. Смотришь на других людей, узнаешь о результатах их исследований и вдохновляешься. Теперь я уверена в актуальности своей диссертации.  Это мероприятие дало мне понять, что исследователи — это не «засушенные» ученые, а интересные, живые, современные люди.

Марина Иванова, Новостная служба портала ГУ-ВШЭ

Сайт Летней школы: http://rssia.hse.ru
Видеоматериалы Летней школы: http://video.edu.ru/video/tags/RSSIA2009

Вам также может быть интересно:

Отдых с умом: летние школы НИУ ВШЭ начинают набор старшеклассников

Традиционные летние школы НИУ ВШЭ — это питательная интеллектуальная среда плюс отдых в компании единомышленников. В новом сезоне ребят ждут 13 школ по разным направлениям: от химии до разработки мобильных приложений. Одарённые школьники, продемонстрировавшие выдающиеся результаты, победители известных олимпиад и конкурсов прошедшего учебного года получают скидки при оплате.

Летняя школа на Соловках — 2018

Студенты и преподаватели московского и петербургского кампусов НИУ ВШЭ представили в рамках Летней школы на Соловках проектные идеи по комплексному развитию архипелага. К ноябрю исследовательские команды готовят финальные презентации результатов своих исследований.

Первокурсников-математиков подготовили к учебе в Вышке

С 22 по 30 августа на факультете математики ВШЭ прошла летняя школа для студентов первого курса, поступивших на бакалаврские программы «Математика» и «Совместный бакалавриат ВШЭ и ЦПМ». На занятиях они разобрали темы, которым в школах не всегда уделяют внимание, но без которых изучение математики в университете затруднено.

«Проекты, построенные на сотрудничестве вузов и бизнеса, очень важны»

В Вышке проходит Всероссийская летняя школа Мастерчейн. В ее рамках студенты впервые получают опыт работы с этой платформой за пределами банков и создают проекты для решения реальных бизнес-задач в сфере финтеха.

«Эти дети понимают нас с полуслова»

24 мая в Образовательном центре «Сириус» в Сочи завершилась программа по математике и информатике, реализованная при научно-методическом и кадровом сопровождении Высшей школы экономики. Она длилась 24 дня, в ней приняли участие почти 100 десятиклассников, увлеченных математикой и информатикой, из 34 регионов.

11 летних школ ВШЭ для одаренных детей, на которые еще можно подать заявки

Летние школы и выездные лагеря, которые организует Вышка, — это сочетание занятий с отдыхом. Их проводят для школьников преподаватели и студенты университета. В программе — лекции и семинары, интеллектуальные и деловые игры, дискуссии, театральные постановки, конкурсы и, конечно, неформальное общение.

Как я провел лето: студентка МИЭМ НИУ ВШЭ прошла стажировку в ЦЕРН

Елена Орлова, студентка 4-го курса образовательной программы «Прикладная математика» МИЭМ НИУ ВШЭ, приняла участие в работе летней студенческой школы в ЦЕРН. В составе команды разработчиков программного комплекса GeantV она занималась моделированием прохождения элементарных частиц через вещество с использованием методов машинного обучения.

Сетевой анализ: методы для решения актуальных задач

С 24 по 28 июля в Москве состоялась восьмая международная летняя школа «Теория и методы сетевого анализа», организованная Международной лабораторией прикладного сетевого анализа НИУ ВШЭ для студентов и исследователей. В ее работе принял участие научный руководитель лаборатории Стэнли Вассерман из Университета Индианы.

По проекту студентов первой летней школы GS Group и НИУ ВШЭ в Гусеве создадут культурное пространство

В Калининграде прошла первая летняя школа «Город и бизнес: согласованное управление в эпоху технологий» — совместный стратегический образовательный проект холдинга GS Group и Института региональных исследований и городского планирования НИУ ВШЭ при участии БФУ им. И. Канта.

Юристы в цифровую эпоху: вытеснит ли искусственный интеллект юридическую профессию?

В Москве закончилась VI Международная летняя школа по киберправу, организованная Международной лабораторией по праву информационных технологий и интеллектуальной собственности. Школа традиционно проводится на английском языке. Молодые ученые из России, Австрии, Германии, Великобритании, Испании, Польши, Белоруссии, Украины, Монголии, Индии приняли участие в ежегодном событии, где представили свои научные работы.