• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

«Учеба в Вышке стала для нас переломным моментом»

«Учеба в Вышке стала для нас переломным моментом»

© ISTOCK

Выпускники магистратуры и аспирант Вышки придумали cтартап MLprior — и получили международный грант Catalyst Grant от Digital Science на развитие сервиса для ученых. О «боли» исследователей, искусственном интеллекте и восстании машин новостной службе портала рассказал один из создателей проекта Владислав Ишимцев.

Команда стартапа MLprior

  Павел Швечиков, выпускник магистратуры и аспирант ВШЭ, а также приглашенный преподаватель ФКН ВШЭ

  Денис Волхонский, выпускник магистратуры ВШЭ, аспирант Сколтеха

  Владислав Ишимцев, выпускник магистратуры ВШЭ, аспирант Сколтеха

  Никита Ключников, аспирант Сколтеха

Владислав «покорил» не один вуз: в 2015 году окончил бакалавриат Бауманки, спустя два года стал магистром Высшей школы экономики, а чуть позже и Сколтеха, где теперь учится в аспирантуре. По его словам, магистратура факультета компьютерных наук сыграла большую роль в жизни: «Я начал проходить курсы НИУ ВШЭ на платформе Coursera, еще учась в Бауманке, которая, безусловно, дала мне бесценные навыки программирования и знания математики. Курсы ВШЭ меня впечатлили, и я решил поступать в магистратуру в Вышку. Учеба здесь стала переломным моментом: я получил много практических навыков и полезных знакомств».

В магистратуре Высшей школы экономики Владислава и его однокурсника Дениса Волхонского запомнилась организация учебного процесса: возможность выбирать майноры и заниматься серьезной наукой. Именно в Вышке Владислав погрузился в исследования, в частности, в области искусственного интеллекта — под руководством Евгения Бурнаева, преподававшего на факультета компьютерных наук.

Разработкой искусственного интеллекта занимается область информатики, специализирующаяся на особенных интеллектуальных компьютерных системах. Такие системы могут выполнять функции, которые традиционно приписывают только человеческому разуму: понимать языки, распознавать цвета и картинки, решать проблемы и т.д.

Занимаясь изучением свойств ИИ, Владислав и Денис заинтересовались инвестициями и рынком ценных бумаг. Так, в 2017 году родилась первая идея стартапа — сервис, который предсказывает цены на акции, опираясь на актуальные новости.

«Проект не получился, — признается Владислав. — Мы создали прототип: система работала на синтетических данных, а на реальных, с существующими котировками, — нет. Рынок ценных бумаг, особенно российский, очень специфичный. Нам потребовалось бы не менее года, чтобы отладить систему».

© из личного архива Владислава Ишимцева

Со временем ребята поняли: нужно заниматься тем, что ближе. Самим стать целевой аудиторией — и создать сервис, помогающий ученым. «Мы опросили коллег, и почти все сетовали на трудности при написании статей, — рассказывает Владислав. — Мы запротоколировали каждый ответ и выделили пять основных потребностей исследователей. Так и получилось, что “боль” каждого ученого — создание научных работ — мы нащупали, как психологи».

Идея сервиса для исследователей легла в основу заявки на международный грант Catalyst Grant. В конце сентября стало известно, что проект ребят вошел в тройку лучших.

The Catalyst Grant — международная инициатива по поддержке стартапов, помогающих ученым. Грант разыгрывает британская компания Digital Science, он составляет 25 000 фунтов (30 тысяч долларов). В этом году призовой фонд разделили между тремя победителями: компанией из Украины, греко-британским проектом и MLprior.

Благодаря выигранным деньгам ребята продолжают работу над стартапом: разговаривают с учеными и выясняют, что должен уметь сервис. Идеальный сервис, объясняет Владислав, позволит исследователям не тратить время на «упаковку» научной идеи. Достаточно изложить идею, описать эксперименты и загрузить результаты — искусственный интеллект оформит все в законченную научную статью.

До конца года авторы проекта планируют определить и протестировать несколько гипотез, а в 2020-м представить миру работающий продукт. По словам Владислава, стадия тестирования идеи — самая важная, потому что очень легко сделать продукт, который никому не будет нужным: «Если мы найдем, что нужно исследователям, то уже через месяц сервисом можно будет пользоваться».

Практически во всех сферах для успешного применения искусственного интеллекта необходимо собрать большое количество данных, объясняет Владислав. На основе полученной информации интеллектуальные системы анализируют, как человек принимает решение и пытаются обобщить его опыт. Например, искусственный интеллект уже может проверять объявления на интернет-барахолках и не публиковать те, которые содержат запрещенную информацию (продажа органов, оружия, порнографии). Это сокращает время модерации объявлений и снижает использование человеческих ресурсов.

© из личного архива Владислава Ишимцева

Со временем ИИ сможет выполнять почти все задачи, которые сейчас доступны только человеку. Но он не отнимет рабочие места: на смену существующим профессиям придут новые. Искусственный интеллект (как запуск конвейера и модернизация производства в начале прошлого века) — следующая ступень эволюции, а не конец человечеству, считает Владислав.Не нужно бояться и “восстания машин”, которое так реалистично изображают режиссеры фильмов-катастроф. «Конечно, не бывает систем без багов [программных ошибок — прим.ред.] , и в какой-то момент бага может стать фичей [необычной программной возможностью, особой функцией — прим.ред.], которая приведет к тому, что мы потеряем контроль. Но вероятность такого сценария ничтожно мала», — говорит основатель стартапа для исследователей.

Людям просто нужно привыкнуть к ИИ. Вы, например, сядете в такси-беспилотник, за рулем которого нет водителя?

Сейчас ИИ применяют для оптимизации производства, управления машинами, в борьбе с преступностью. Но самые большие инвестиции — в медицине. И такая тенденция сложилась во всем мире.

Россия в применении ИИ не лидирует — причина, по мнению Владислава, в недостатке финансирования и устаревшей системе образования.

Всем, кто мечтает менять мир, создавая искусственный интеллект, Владислав советует учить линейную алгебру для глубокого понимания нейронных сетей. Кроме того, необходимо умение коммуницировать: общение с коллегами и единомышленниками помогает узнавать и добиваться в разы большего, чем одиночное научное путешествие.

Вам также может быть интересно:

Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира

Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ

В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».

Названы ключевые тренды в образовании — 2025

Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.

Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»

В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.

«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании

Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.

В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине

Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.

Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий

В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.

ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»

В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.

Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения

25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.

ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование

Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.