• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Эксперт Вышки: главный урок Великой депрессии – необходимость развивать креативную индустрию и мягкую силу

Пункт питания для безработных во время Великой депрессии, Чикаго, штат Иллинойс, США, 1931 г.

Пункт питания для безработных во время Великой депрессии, Чикаго, штат Иллинойс, США, 1931 г.
© Wikimedia Commons

Президент США Франклин Делано Рузвельт нашел способ выхода из экономического кризиса без крайних мер. Он стремился не строить социализм, в чем его обвиняли, а наращивать потребление. Такое мнение на семинаре, посвященном кризису 1929-1932 гг., высказал Леонид Григорьев, научный руководитель, профессор факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ.

Есть, по меньшей мере, две фейковых теории про реформы президента США Франклина Делано Рузвельта, рассказал Леонид Григорьев. Согласно одной из этих теорий Рузвельт якобы строил социализм, по второй – государственно-монополистический капитализм. «Новый курс» Рузвельта – это мать всех рыночных реформ и пример преодоления ловушки уровня среднего развития.

Леонид Григорьев
© Высшая школа экономики

Описывать преобразования президента Рузвельта было бы неправильно, не уточнив картину Великой депрессии и предшествовавшего периода быстрого роста. А таким периодом для США стало время после завершения Первой мировой войны. Вслед за ее окончанием в США прибыли из разоренной Европы около 4,5 млн человек, а общая численность населения страны выросла со 100 до 120 млн человек. Отмечался строительный бум, резко выросло производство автомобилей, города и промышленность стремительно электрифицировались, средний рост производительности труда составлял около 5%.  Росло и благосостояние американцев: за 10 лет были куплены 33 млн автомобилей. Герберт Гувер, бывший министр экономики во время президентской кампании 1928 г. обещал второй автомобиль каждой семье и получил 84% голосов выборщиков. Введенный запрет продаж алкоголя нельзя назвать эффективной мерой, фактически она была выгодна только мафии. Резко сократилось число баров и кафе, американцы перешли с пива на плохой, нередко контрафактный, виски и крепленые вина.

Одновременно появились предпосылки для кризиса: в частности, уже в 1926-1928 гг. сократилось строительство жилья, промышленный подъем замедлился, а рынок акций рос за счет кредитов значительно быстрее промышленности, создавая пузырь, который лопнул при резком падении производства.

Одной из причин кризиса было бездействие государства и неправильные действия регуляторов, усугубившие негативные явления в экономике: управленцы не обращали внимания на тревожные тенденции в промышленности и в банковской сфере. В частности, ФРС повысила с 5 до 6% процентную ставку на фоне снижения промышленного производства в августе-октябре 1929 г. В конце 1929 г. последовали резкое падение рынка акций, массовое изъятие вкладов и кризис банковской системы.

Другой серьезной ошибкой стал принятый в марте 1930 г. Тарифный акт Хоули-Смуута, по которому импортные тарифы выросли в среднем с 40% до 48%. Тарифы были подняты на 3 300 наименований товаров, что вызвало ответные меры других стран и подорвало мировую торговлю.

Рузвельт, выигравший в ноябре 1932 г. выборы в 46 штатах из 50, принял страну в ужасном состоянии, были почти разрушены рынок кредитов и банковская система, резко сократилось производство – в частности в 4 раза упало производство автомобилей. Обанкротились 40% банков, сбережения потеряли четверть американцев, США угрожал крах экономики.

Рузвельт во время предвыборной кампании, Калифорния, США, 1932 г.
© Franklin D. Roosevelt Presidential Library & Museum

Первыми мерами Рузвельта было закрытие банков на санацию, отмена сухого закона и разрешение работы баров и салунов с продажей пива, что позволило повысить налоговые поступления, вернуло американцам привычный досуг и облегчило жизнь малому бизнесу. Еще одной важной мерой стал выкуп у населения золота по высокой цене, превышавшей прежний курс его обращения.

Введение первых антикризисных мер сопровождались разъяснением действий правительства: 12 марта 1933 г. начались «встречи у камина», в ходе которых президент рассказывал по радио о сути принятых мер.

Затем были приняты новые меры по борьбе с безработицей: введение найма на общественные работы (на них выделили $6 млрд) и на службу в госсектор; расширение долгового финансирования бюджета. Это позволило стабилизировать ситуацию на рынке труда и покупательную способность. В результате появился новый элемент среднего класса – государственные, в первую очередь, федеральные служащие.

Одновременно администрация стремилась снизить социальную напряженность, привлекая профсоюзы для переговоров с работодателями и повышая зарплаты в ключевых отраслях. Антиолигархические филиппики президента не сопровождались изъятием собственности, однако повышались налоги, что ослабило позиции крупнейших собственников и одновременно исключило профсоюзы из борьбы с правительством.

В то же время общественные работы позволили быстро и с низкими затратами развивать инфраструктуру, в частности, строить дороги федерального значения и аэродромы для гражданской авиации

В критической ситуации, когда ВНП США снизился за предыдущие годы на 45%, а безработица достигла 25%, президент Рузвельт создал систему государственного участия в экономике, не производя национализаций и экспроприаций. Эта система подвергалась критике монетаристов. Это было активное вмешательство государства, легитимизированное законами о восстановлении промышленности и регулировании сельского хозяйства. Пытаясь спасти фермеров, правительство сокращало запашку и поголовье скота ради сохранения цен на продукты.

Таким образом, президент Рузвельт, по мнению Леонида Григорьева, нашел третий путь – между Сталиным и Гитлером, вариант урегулирования ситуации без крайних мер. Он стремился не построить социализм, а стабилизировать и увеличить потребление.

В мае 1935 г. Верховный суд США отменил закон об управлении промышленностью, а в январе 1936 г. – о регулировании сельского хозяйства, вводивший минимальную зарплату и рабочую неделю.

Рузвельт триумфально выиграл выборы, благодаря постепенному выходу из кризиса (ВНП вырос, но остался на 20% ниже, чем в 1929 г.) и снижению безработицы на 8 процентных пунктов. Его поддержали молодежь, которую общественные работы вытащили из безработицы, малый и средний бизнес, профсоюзы и многие рабочие и фермеры. Антикризисные меры, даже частично отмененные позволили экономика подняться со дна, хотя, казалось, она уже не могла подняться.

Успехи первого срока не могли отменить законов рыночного хозяйства: во время произошедшей в 1937-1938 гг. «депрессии Рузвельта» ВНП снизился на 6%, а безработица выросла на 4 п.п. В 1940 г. ВНП США оставался на 4% ниже, чем в 1929 г., а уровень безработицы составлял 14,6%.

Отчасти росту американской экономики способствовала индустриализация в СССР, который в 1932-34 гг. в условиях низкого спроса в мире покупал значительную часть американского машиностроительного экспорта. Именно в годы «Нового курса» Рузвельта начался быстрый рост новейших предприятий и технологий химической промышленности, машино- авиа- и судостроения, которые сыграли громадную роль в ходе Второй мировой войны. В эти же годы в США создавалось телевидение, изобретателем которого был российский эмигрант Владимир Зворыкин. Еще одной стороной «Нового курса», были регулярные обращения президента к нации. Телевидение, вместе с Голливудом и радио, сыграли выдающуюся роль в создании мягкой силы, распространявшей культурное влияние США на другие страны.

Многие уроки Рузвельта были учтены и использованы в борьбе против последующих кризисов. А неучтенные уроки породили новые проблемы. В частности, недостатки финансового регулирования вызвали новый пузырь на рынке акций и во многом вызвали кризис 2008-2009 гг.

Опыт борьбы с «Великой депрессией» не следует слепо копировать, полагает Леонид Григорьев. Это не чемоданчик мастера, который все готов чинить. Главный урок выхода из кризиса 1929-1932 гг., полагает эксперт ВШЭ – это необходимость развивать собственную креативную индустрию и мягкую силу.