В хроническом стрессе легче прощать
Российские исследователи изучили связь между аутентичностью личности (способностью быть самим собой) и умением прощать при разных уровнях стресса. Оказалось, что больше всего склонны к прощению люди, испытывающие хронический стресс, а меньше всего — подверженные повседневному стрессу. Способность прощать помогает развитию аутентичности. Результаты исследования, опубликованные в журнале «Клиническая и специальная психология», могут использоваться в программах личностного роста и коучинге.
Аутентичность — возможность «быть самим собой» — позволяет справиться с разными жизненными испытаниями. Способность прощать — возможность преодолеть чувство обиды на причинившего вред или на трудные жизненные обстоятельства — тоже помогает поддерживать психологическое благополучие. Несмотря на важность этих феноменов для изучения психологии личности, их взаимосвязь практически не исследована. Сама по себе способность к прощению только начинает изучаться в российской психологии личности, а исследования ее связей с другими позитивными феноменами личности практически отсутствуют.
Софья Нартова-Бочавер
Исследований, в которых бы изучались вместе аутентичность, способность прощать как моральное качество и уровень стресса, нет. Профессор факультета социальных наук НИУ ВШЭ Софья Нартова-Бочавер с коллегой Виолеттой Пак заинтересовались, как стресс влияет на аутентичность и способность прощать. Для того чтобы установить связи между этими феноменами, ученые провели опрос 140 молодых мужчин и женщин в возрасте от 16 до 40 лет.
Респонденты относились к разным группам с точки зрения переживаемого ими стресса. Среди них были условно благополучные (студенты-москвичи из городского университета педагогической направленности), группа повседневного стресса, связанного с напряжением от рутинных обязанностей (студенты одного из международных классических университетов Москвы), и группа хронического стресса, вызванного тяжелой травмой с необратимыми последствиями (пациенты одного из реабилитационных центров, имеющих тяжелые спинальные травмы). В работе использовались стандартизированные опросники.
Исследование показало, что наивысший уровень аутентичности показывают люди с хроническим стрессом. Условно благополучные респонденты демонстрируют средние результаты, а группа повседневного стресса — самые низкие показатели. Для способности прощать характерны те же тенденции.
Высокую склонность к прощению среди представителей группы хронического стресса ученые объясняют эффектом посттравматического роста. Несмотря на то что эти люди находятся в очень трудных жизненных условиях (физически зависят от других, их привычные телесные ощущения изменились, а многие возможности оказались потеряны), они с большей вероятностью открывают для себя истинный масштаб жизни и самые важные ценности. Они сильнее чувствуют себя «самими собой» и готовы пренебрегать многими неудачами и несовершенством жизни, через прощения отвлекаясь от них, чтобы идти дальше.
Представители группы «умеренно благополучных» легко адаптируются к себе и миру, обладают умеренно высокой аутентичностью и готовностью прощать других людей, себя и жизненные обстоятельства. Самую низкую способность к прощению, равно как и аутентичность, ученые отмечают в группе повседневного стресса. Возможно, именно «невидимость» и незначительность текущих огорчений у таких людей способствует тому, что они не осознают повседневный стресс, пока реакция на него не достигнет пика. Из-за этого люди, убежденные в том, что справляются с рутинными нагрузками, на самом деле истощаются и становятся излишне требовательными к себе и к окружающим.
Ученые также определили, как соотносятся между собой аутентичность и способность прощать в зависимости от уровня стресса. В целом эти феномены связаны положительно: люди, склонные проявлять милосердие и прощать других или неблагоприятные жизненные обстоятельства, с большей вероятностью ощущают подлинность собственной личности, однако сила этой связи варьирует в зависимости от стресса.
В группе хронического стресса аутентичность практически не связана со способностью прощать: складывается впечатление, что они развиваются параллельно. Для условно благополучных и находящихся в условиях повседневного стресса прощение себя стало важнейшей предпосылкой переживания аутентичности, но лишь в группе повседневного стресса обнаружилась высокая важность прощать жизненные ситуации и события. Чем лучше развиты навык прощения себя, событий своей жизни и готовность отказаться от мщения или восстановления справедливости, тем более «настоящую», подлинную жизнь проживают люди.
Ученые заключили, что способность прощать действительно вносит вклад в переживание аутентичности, но при разном уровне и качестве стресса вызывающие ее факторы могут меняться. «В стремительно изменяющихся, крайне неопределенных обстоятельствах, важно как никогда обладать широким спектром жизненных навыков и личностных качеств, среди которых, без сомнения, способность прощать окажется весьма востребованной», — отмечает Софья Нартова-Бочавер.
Вам также может быть интересно:
Женатые мужчины реже страдают от выгорания
Чем счастливее брак, тем ниже риск профессионального выгорания, причём эта связь сильнее проявляется у мужчин, нежели у женщин. К такому выводу пришли психологи из НИУ ВШЭ, изучив влияние социальных отношений на выгорание на примере 203 сотрудников нескольких российских компаний. По мнению исследователей, понимая специфику выгорания у разных людей, можно эффективнее работать с этим синдромом. Статья с результатами работыиопубликована в журнале «Организационная психология».
Никита Анисимов и Анастасия Ракова открыли программу психологической подготовки московских выпускников перед сдачей ЕГЭ
15 мая стартовал цикл из четырех общегородских лекций психологов для московских одиннадцатиклассников перед ЕГЭ. О важности проекта перед началом мероприятия рассказали ректор НИУ ВШЭ, председатель Московского городского регионального отделения Российского общества «Знание» Никита Анисимов и заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы по вопросам социального развития Анастасия Ракова.
Ирина Макарова: как найти и активировать в себе творческого деятеля
Центр психологического консультирования НИУ ВШЭ и студенческая организация «Школа тренинга» 19 мая проводят традиционный фестиваль Mental Health Spring для студентов, сотрудников и гостей Вышки. Цель проекта — помочь людям перезагрузиться и набраться сил перед приближающейся сессией. Мероприятие включает два формата: лекторий и парк отдыха с различными активностями. Почему важно принять в нем участие, рассказала директор Центра психологического консультирования Ирина Макарова.
Психологи НИУ ВШЭ разработали новый подход к развитию «мягких навыков»
Исследователи департамента психологии НИУ ВШЭ рассмотрели креативность и многоязычие как компетенции и разработали программу по их внедрению в образовательный процесс — «Ключи к полилингвальному, межкультурному и творческому образованию» (Plurilingual Intercultural Creative Keys, PICK). Результаты исследования опубликованы в журнале «Психология. Журнал Высшей школы экономики».
Как знание языков и культуры других стран влияет на творчество
Владение иностранными языками даёт человеку немало преимуществ: развивает когнитивные способности, помогает общению, повышает культурный уровень, продвигает по карьерной лестнице. А как билингвизм (двуязычие) и полилингвизм влияют на творческое мышление, умение генерировать идеи? Креативность — один из ключевых мягких навыков, и ее развитие — насущный вопрос. Исследования показали, что языковые, межкультурные и творческие компетенции взаимосвязаны. Из их синергии рождается полилингвальная креативность. Рассказываем об этом явлении по статьям директора Лаборатории языковых, межкультурных и творческих компетенций НИУ ВШЭ Анатолия Хархурина.
Ученые проследили взаимосвязь между погодой и тональностью постов пользователей Одноклассников
Исследователи Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ с помощью машинного обучения проанализировали 2,7 миллионов публичных постов в социальной сети Одноклассники. Выяснилось, что больше всего позитивных сообщений пользователи публикуют в теплую погоду и при слабом ветре. Результаты исследования опубликованы в журнале PeerJ Comput Science.
Психологи из Вышки описали «синдром утенка» среди пользователей цифровых интерфейсов
Исследователи Научно-учебной лаборатории когнитивной психологии пользователя цифровых интерфейсов НИУ ВШЭ Надежда Глебко и Елена Горбунова изучили особенности «синдрома утенка» — предпочтение пользователями старой версии интерфейса новой. Ученые сравнили его с другими когнитивными искажениями: эффектом знакомства с объектом, эффектом владения и отклонением в сторону статус-кво. Результаты исследования опубликованы в журнале «Психологические исследования: электронный научный журнал».
«За последние 20 лет вычислительное моделирование стало важной частью когнитивной науки»
В рамках проекта «Цифровые профессора» Вышка приглашает международных преподавателей для работы со студентами в дистанционном режиме. Одним из участников программы стал научный сотрудник департамента экспериментальной психологии Университета Гента (Бельгия) Иван Иванчей. В Высшей школе экономики он провел курс по выбору «Введение в компьютерное моделирование когнитивных процессов».
«Наш опыт показывает, что мотивация и терпение могут сотворить невозможное»
Психологи Сергей Андреев и Егор Сурдейкин окончили Высшую школу экономики. Вместе с другими выпускниками ВШЭ они создали проект «Расследуй» по дополнительному образованию для детей с расстройством аутистического спектра (РАС). Программа для учеников средней и старшей школ охватывает такие предметы, как информатика, основы программирования и математика.
«Когда от профессии есть позитивная отдача, человек окрылен результатом»
В Вышке стартовал набор на англоязычную программу факультета социальных наук “Applied Social Psychology”. С сентября 2022 года обучение в магистратуре, структура и набор дисциплин которой характерны для программ по социальной психологии европейских университетов, будет проходить в онлайн-формате.