• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Ольга Драгой: «Целевая аудитория наших научно-популярных проектов — все, кто говорит на русском языке»

Ольга Драгой

Ольга Драгой
Фото из личного архива

До 15 марта продолжается прием заявок на третий Конкурс лучших русскоязычных научных и научно-популярных работ работников НИУ ВШЭ. Он проводится по двум номинациям: «Лучшая научная публикация» и «Лучший научно-популярный проект». Жюри во второй номинации возглавляет ординарный профессор, главный научный сотрудник Центра языка и мозга НИУ ВШЭ Ольга Драгой. В интервью новостной службе «Вышка.Главное» она рассказала, какие работы принимаются на конкурс в этой номинации и почему каждый серьезный ученый не должен оставаться в стороне от популяризации науки.

— Ольга Викторовна, конкурс проводится третий год, и вы впервые возглавили жюри в номинации «Лучший научно-популярный проект». Как это получилось?

— Вообще, я могу считать себя старожилом конкурса: два предыдущих года была членом жюри в номинации «Лучшая научная публикация». В этом году я из состава жюри вышла по просьбе сотрудников Центра языка и мозга. Они пишут статьи на русском языке (а также на английском и некоторых других, недавно вышла статья на португальском), хотели бы в конкурсе участвовать, а из-за моего членства не могли этого сделать, так как возникал конфликт интересов.

Зато я с удовольствием приняла предложение возглавить жюри в номинации «Лучший научно-популярный проект». Уже начался отбор заявок, и чем больше я погружаюсь в этот процесс, тем лучше понимаю, что вторая номинация во многом более важна, чем первая, более традиционная и привычная для исследователей.

— Почему?

— Потому что охват аудитории сильно различается. Научные статьи на русском языке читает ограниченный круг людей, в основном наши коллеги, специалисты в той или иной дисциплине. А целевая аудитория научно-популярных проектов — все, кто говорит на русском языке. Это и население нашей страны, и те, кто живет за ее пределами, но старается не забывать русский.

Думаю, мы просто обязаны рассказывать о наших научных достижениях хотя бы потому, что граждане России платят налоги и мы удовлетворяем свой научный интерес за их счет.

Фото: Высшая школа экономики

— Могли бы привести примеры удачных научно-популярных проектов, отмеченных на конкурсе в предыдущие два года?

— В позапрошлом году коллектив авторов из близкой мне области лингвистики получил премии в научно-популярной номинации за серию материалов о малых языках России в рамках проекта «Языки России» на портале «Постнаука». Актуальность проекта обусловлена тем, что малые языки нашей страны продолжают исчезать, и такие работы нужны, чтобы привлечь внимание к необходимости сохранения языков и соответствующих культур.

А в прошлом году в число победителей вошел телеграм-канал «Как дела в Арктике». Я хорошо знаю коллег из Лаборатории социогуманитарных исследований Севера и Арктики НИУ ВШЭ, которые его создавали, и на него подписана. Он посвящен рассказам о Русском Севере, об Арктике, о жителях, языках, культурах этого региона.

Кстати, совсем недавно по образу и подобию этого канала мы в Центре языка и мозга совместно с коллегами из Адыгейского государственного университета запустили канал про языки Кавказа.

— Сотрудники Центра языка и мозга многое делают для популяризации науки. Публикации о ваших проектах, например об операциях с пробуждением больных, часто появляются в СМИ. Чем это обусловлено?

— Действительно, популяризация нашей деятельности, информирование широких масс о ее результатах является органичной частью нашей работы. Практически каждый месяц мы даем интервью, в том числе телеканалам, снимаемся в научно-популярных фильмах, проводим экскурсии для школьников. Все это помогает нам не стать «чокнутыми профессорами», которые так увлекаются научными изысканиями, что не видят своего конечного потребителя.

Важно и то, что в самой культуре нашего университета популяризация науки занимает особое место. Вышка поддерживает научно-образовательный портал IQ, портал HSE Daily, и на этих ресурсах информация о науке в Вышке подается так, чтобы смысл даже самых сложных исследований был понятен простому читателю. Удачные примеры популяризации науки есть и на факультетах. В МИЭМ выходит подкаст «Битый час», где в течение часа три студента беседуют с приглашенным спикером. Я однажды была там в качестве спикера, и, по-моему, получилось одно из самых удачных моих интервью.

© Высшая школа экономики

— На ваш взгляд, умение популярно изложить суть научных исследований — это особый навык? Или им должны владеть все ученые?

— Мне кажется, что не всегда у ученых есть мотивация заниматься популяризацией, и тем более далеко не всегда сильный ученый является хорошим популяризатором.

Однако я считаю, что мы как ответственные члены общества должны либо заставить себя это делать, либо обратиться за помощью к коллегам, обладающим соответствующими компетенциями, чтобы они транслировали информацию о наших достижениях широкому кругу людей. Обычно в любом коллективе, лаборатории, департаменте есть хотя бы несколько человек, которые умеют это делать, которым это действительно нравится.

— Разные отрасли знания поддаются популяризации в разной степени?

— Думаю, да. Нам, нейролингвистам, в этом отношении довольно легко, потому что мы занимаемся разработками в клинической лингвистике, помощью пациентам после инсульта или во время нейрохирургических операций, и это людям понятно. Предположу, что транслировать более сложные материи в популярном стиле чуть затруднительнее. Хотя талантливый популяризатор справится с любой задачей вне зависимости от отрасли.

— Всеобщий интерес к занимательной науке — тренд последних лет? Или его история уходит в глубь веков?

— Когда-то источником этой информации были печатные газеты, мы в студенчестве покупали дорогущие научно-популярные журналы. Сейчас все это доступно в электронных СМИ, не говоря уже о вездесущем видеоформате. В нашем конкурсе русскоязычных работ специфика номинации «Лучший научно-популярный проект» в том и заключается, что она не ограничена каким-то конкретным форматом. Это могут быть книги и статьи, видео- либо письменные лекции, видео- и телеграм-каналы, подкасты. По большому счету, может быть представлен любой формат.

Единственным содержательным ограничением является то, что продукт не должен быть создан исключительно в образовательных целях. Все-таки наша цель — популяризация науки в среде русскоязычного населения планеты.

— В какой мере, по вашей оценке, в современной России распространены конкурсы научно-популярных работ? Или проект Вышки уникален?

— Вообще, такие конкурсы встречаются на научно-образовательных порталах, в соответствующих СМИ, даже в РФФИ, пока он существовал, было что-то подобное. Но, насколько мне известно, Вышка — единственный вуз, который оказывает системную и весомую поддержку начинаниям в области популяризации науки.

— Расскажите подробнее об условиях конкурса 2023 года в вашей номинации.

— Условия конкурса в номинациях «Лучшая научная публикация» и «Лучший научно-популярный проект» очень схожи. Работы выдвигаются руководителями подразделений Вышки, либо членами научных комиссий, либо инициативными группами сотрудников (не менее трех человек), и сам автор или соавтор работы себя выдвинуть не может.

Часто в научно-популярной номинации деление между дисциплинами еще более зыбко, чем в научной, но все-таки нужно определиться, в какую категорию заявляться: в общественные, гуманитарные или естественные науки. Если не очень понятно, заявитесь в ближайшую

В жюри нашей номинации есть и ученые, представители отдельных направлений, и профессионалы — популяризаторы науки, например из Дирекции по цифровым медиа и продвижению или Центра академического развития студентов. Полагаю, что именно разнообразие компетенций членов жюри позволит нам преодолеть условность разделения на эти три категории.

— Каким должен быть идеальный научно-популярный проект?

— Прежде всего занимательным и увлекательным. Я и саму науку считаю очень увлекательным занятием, но в научно-популярной номинации больше степеней свободы, нет строгих требований к академическому стилю, присущему научным статьям, и возможностей для использования «великого и могучего», по-моему, гораздо больше. А главное — сразу видно, насколько действенен созданный продукт: сколько подписчиков в телеграм-канале, сколько человек посетили сайт или посмотрели видео и т.д.

Научно-популярная номинация отличается большей живостью, чем стандартная академическая. И что-то мне подсказывает, что и работа нашего жюри будет поживее, подинамичнее.

— Почему, на ваш взгляд, стоит обязательно подать заявку на конкурс в этой номинации?

— Потому что это отличный способ показать своим более младшим и более старшим коллегам, насколько увлекательной может быть работа в области популяризации науки. Пусть это дополнение к нашей основной деятельности, но оно очень важно. Уверена, награды обязательно найдут своих героев, а церемония награждения победителей, как и в предыдущие два года, будет очень уютным университетским праздником.