• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социальные сети поддаются анализу

Интернет дает безграничный простор для исследований социологам, психологам и математикам, но будущее виртуальных сетей еще интереснее. С 15 по 22 августа в Санкт-Петербургском кампусе ВШЭ проходила международная летняя школа «Social Network Analysis: Internet Research».

На школу, организованную лабораторией интернет-исследований (ЛИНИС) и лабораторией «Социология образования и науки» (СЛОН) ВШЭ, приехали 24 участника из 11 стран — от Ирана до Чили. Занятия проходили в четырех форматах: лекции, семинары, компьютерные практикумы и презентации исследовательских проектов, подготовленных каждым из участников. Вести занятия были приглашены ведущие исследователи интернета и социальных медиа.

Анатолий Груздь (Dalhousie University, Канада) обучал участников пользоваться разработанным в его лаборатории приложением Netlytic, которое позволяет скачивать данные из «Твиттера» и Google Drive и комментарии с YouTube, а также анализирует сети взаимодействия их элементов. Сергей Кольцов из лаборатории интернет-исследований рассказал о софте BlogMiner, закачивающем полнотекстовые данные «Живого журнала». Работа с такого рода приложениями зачастую довольно проста, поэтому анализ интернет-данных становится доступным не только для профессиональных исследователей.

«Продвинутые» слушатели смогли получить на школе углубленные знания о том, как разрабатывать скрипты для прямой закачки данных из «Твиттера» на Python — популярном языке программирования, часто используемом для задач, связанных с интернетом. Мастер-классы на эту тему провел Алекс Ханна (University of Wisconsin-Madison, США). А Бенджамин Линд (московский кампус ВШЭ) провел серию тренингов по анализу сетевых данных с помощью языка программирования R. На этом языке написан комплекс скриптов, позволяющих, например, оценивать, на основании чего люди формируют связи в сетях: сходства по возрасту, интересам, региону жительства и так далее.

Исследовательские проекты, представленные участниками школы, касались таких тем, как взаимовлияние онлайн- и офлайн-сетей студентов, влияние сетевого журнализма на демократизацию египетского общества, онлайновые группы палестинской солидарности в Ирландии и Великобритании, роль «Твиттера» в политической коммуникации на местных выборах в Турции.

Исследовательские проекты, представленные участниками школы, касались таких тем, как взаимовлияние онлайн- и офлайн-сетей студентов, влияние сетевого журнализма на демократизацию египетского общества, онлайновые группы палестинской солидарности в Ирландии и Великобритании, роль «Твиттера» в политической коммуникации на местных выборах в Турции.

«Я считаю очень показательным то, как распределились призы участников за доклады, — отметил заведующий лабораторией «Социология  образования и науки» Даниил Александров. — Второй приз достался психологу Кэндис ле Сер из Претории за критический анализ онлайн-фотографий, а третий — математику из Ирана Ахмаду Халили Джафарабаду за впечатляющую математическую модель, предсказывающую появление новых связей в сетях. Это показывает широту интересов наших участников и в целом разнообразие задач анализа сетей в интернете».Право выбрать лучший проект было отдано самим слушателям. Победителем стал аспирант-социолог Войтек Валцак из Польши. Он рассказал о разработанном им веб-приложении для сбора данных из Facebook, с помощью которого любой пользователь может легко скачать и визуализировать свою сеть «френдов» и сеть постов и комментариев. Сам Войтек при этом (с согласия пользователей) получил материал для обширного исследования динамики взаимного комментирования на их страницах.

Во время занятий при помощи хэштега #snaSPb2013 в «Твиттере» было создано дискуссионное сообщество школы. Почти сразу же к нему присоединился Барри Уэллман, крупнейший исследователь социальных сетей, один из наиболее цитируемых социологов в мире, директор NetLab Университета Торонто. «В этом чудесное свойство интернета — он может мгновенно сокращать географические и социальные расстояния, — прокомментировала это неожиданное событие заведующая ЛИНИС Елена Кольцова. — У исследований интернета бурное настоящее, но еще более интересное будущее».

Владимир Иванов, специально для новостной службы портала ВШЭ

Вам также может быть интересно:

В Вышке прошла 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”

В этом году в школе приняли участие более 100 человек со всей России и из-за рубежа. Это уже 10-я летняя нейролингвистическая школа “Eye-tracking in the Lab and Beyond”, ежегодно проводимая Центром языка и мозга ВШЭ. Ведущие специалисты рассказали о передовых разработках и исследованиях в области видеоокулографии.

Анализ данных и персонализированная медицина: как прошла школа по кардиогенетике

Недавно в Центре непрерывного образования факультета компьютерных наук НИУ ВШЭ состоялась летняя школа «Кардиогенетика: отсеквенирования к разработке кардиопанели». Программа была организована совместно с Институтом аналитического приборостроения РАН,Институтом спектроскопии Российской академии наук и компанией «Синтол».

Старшеклассники в академической культуре: как прошла VIII Летняя историко-филологическая школа ФГН ВШЭ

В конце августа в учебном центре «Вороново» состоялась VIII Летняя историко-филологическая школа (ЛИФШ), организованная факультетом гуманитарных наук НИУ ВШЭ при поддержке Дирекции по работе с одаренными учащимися в рамках проекта «Расти с Вышкой» и экспертов Всероссийского чемпионата сочинений «Своими словами».

«Летняя школа по аналитике и Data Science — возможность получить информацию из первых уст»

В конце августа в Центре культур Вышки прошла летняя школа по аналитике и Data Science, организованная Центром непрерывного образования факультета компьютерных наук. В ней приняли участие более 300 слушателей. Доклады представили спикеры из «Яндекса», Сбера, «Тинькофф», МТС, X5 Group, Альфа-Банка, «Мегафона», «Дзена», VK, а также сотрудники ФКН.

«Интерес к приложениям машинного обучения в биоинформатике с каждым годом растет»

28–30 августа, накануне нового учебного года, факультет компьютерных наук ВШЭ провел четвертую летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике. В этом году на событие зарегистрировались 670 человек, более 300 посетили ее очно.

Итоги Международной летней школы — 2023 подвели в НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге

В августе в питерской Вышке завершилась Международная летняя школа. Участники прослушали курсы по политологии, русскому языку и финансам от преподавателей ВШЭ, а также познакомились с Северной столицей и исследовали ее достопримечательности в ходе культурной программы. Обучение прошли студенты из девяти стран, таких как Венесуэла, Китай, Вьетнам, Южная Корея, Япония, Италия, Германия, Узбекистан и Россия.

ФКН в четвертый раз проведет летнюю школу по машинному обучению в биоинформатике

На факультете компьютерных наук Вышки с 28 по 30 августа пройдет летняя школа по машинному обучению в биоинформатике. В течение трех дней участников ждут лекции и семинары от ведущих специалистов в данной области из ВШЭ, Сколтеха, AIRI, МГУ, МФТИ, Genotek, Sber Artificial Intelligence Laboratory.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по программной инженерии

В начале июля на факультете компьютерных наук Вышки проходила летняя школа по программной инженерии. Она стала правопреемницей школы по разработке мобильных приложений, которая проводилась на ФКН с 2015 по 2022 год. Партнерами мероприятия выступили «1С», Сбер, сообщество авторов игр «Индикатор» и IT-школа Samsung Innovation Campus.

«Летняя школа заставила меня осознать, насколько на самом деле важна аналитика данных в наши дни»

В начале июля Международная лаборатория прикладного сетевого анализа (ANR-Lab) ВШЭ провела летнюю школу «Методы и инструменты анализа социальных сетей». Мероприятие, собравшее экспертов из разных стран, состоялось в онлайн-формате. Это уже 14-я летняя школа, организованная лабораторией за 10 лет работы.

На ФКН ВШЭ прошла летняя школа по предпринимательству

В начале июля факультет компьютерных наук Вышки провел II Летнюю школу по предпринимательству. Она была организована Центром практик, проектной работы и предпринимательства ФКН совместно с банком «Тинькофф», а также «Яндексом», Sber Student и банком «Открытие». В школе приняли участие более 40 студентов ФКН и других факультетов Вышки.