• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине

В НИУ ВШЭ разработан инструмент для контроля ИИ-технологий в медицине

© iStock

Группа исследователей из Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ разработала индекс для определения уровня этичности систем искусственного интеллекта (ИИ) в медицине. Инструмент предназначен для минимизации потенциальных рисков, обеспечения безопасной разработки и внедрения ИИ-технологий в медицинскую практику.  

Стремительный рост использования ИИ-технологий в различных сферах жизни, в том числе медицине, сопровождается появлением новых рисков, связанных не только с информационной безопасностью, экономическими или социальными вопросами, но и с этическими проблемами. Действующие стандарты и имеющаяся на данный момент регуляторика недостаточно учитывают именно этические аспекты, поэтому возникла необходимость в создании специализированного инструмента для соответствующей оценки ИИ-систем.

Команда проекта «Этическая экспертиза в сфере ИИ» Центра ИИ НИУ ВШЭ провела комплексную работу, состоящую из двух этапов: теоретического и практического. Сначала исследователи на основе анализа большого количества как отечественных, так и международных документов выделили и дали определение ключевых принципов профессиональной медицинской этики. Это автономия, благодеяние, справедливость, ненанесение вреда и забота. После этого было проведено качественное полевое исследование среди врачей и разработчиков ИИ, позволившее конкретизировать эти принципы и дополнить их новыми принципами, используя  методику глубинного полуструктурированного интервью.

В результате исследования был создан чат-бот «Индекс этичности систем искусственного интеллекта в медицине», который в режиме 24/7 позволяет проводить процедуру самооценки и получать мгновенную обратную связь от разработчиков индекса. Методика оценки представляет собой тест с вопросами закрытого типа, призванными оценить уровень осведомленности как разработчиков медицинского ИИ, так и самих эксплуатантов ИИ-системы о возможных этических рисках, связанных с разработкой, внедрением и использованием ИИ-систем в медицинских целях. 

Новая методика уже апробирована и получила признание ряда ведущих IT-компаний, таких как MeDiCase и Globus IT, специализирующихся на разработке ИИ-решений для медицины. Кроме того, ее одобрила Комиссия по реализации Кодекса этики в сфере искусственного интеллекта и Московское городское научное общество терапевтов.

Анастасия Углева

«Разработка данного индекса стала важным шагом на пути обеспечения этичного использования ИИ в медицине. Мы надеемся, что наша разработка будет небесполезной для медицинского сообщества, обеспокоенного, как показывают наши исследования, возможными негативными именно этическими последствиями широкого внедрения ИИ в медицинскую практику», — подчеркивает руководитель проекта, профессор, заместитель директора Центра трансфера и управления социально-экономической информацией НИУ ВШЭ Анастасия Углева.

Ожидается, что индекс будет востребован этическими комиссиями, судебно-медицинским экспертным сообществом и другими организациями, ответственными за оценку и сертификацию ИИ. Он также будет способствовать переходу от принципа единоличной ответственности медицинского работника к модели распределенной ответственности всех участников процесса. Внедрение этого индекса поможет сделать использование ИИ более безопасным и соответствующим высоким этическим стандартам.

Методические рекомендации «Индекс этичности систем искусственного интеллекта в медицине» зарегистрированы в НИУ ВШЭ в качестве результата интеллектуальной деятельности (РИД) №8.0176-2023. 

Вам также может быть интересно:

Обуздать стихию: как ИИ интегрируется в учебный процесс в странах мира

Искусственный интеллект постепенно становится незаменимой частью высшего образования. Его используют и студенты, и преподаватели для снижения объема рутинных задач и расширения своих возможностей. Ограничения и перспективы ИИ рассматриваются в докладе «Начало конца или новой эпохи? Эффекты генеративного искусственного интеллекта (ГИИ) в высшем образовании», который вышел в журнале «Современная аналитика образования» под научной редакцией научного руководителя НИУ ВШЭ Ярослава Кузьминова.

Виртуальный Моцарт, бот «Венчурный капитал» и генерация учебных видео: как в Вышке применяют ИИ

В середине ноября в Вышке состоялся митап, на котором преподаватели, исследователи и административные работники университета представили собственные проекты и поделились опытом использования ИИ-технологий в образовательной и научной деятельности. Встреча прошла в рамках программы повышения квалификации «Искусственный интеллект в образовании и исследованиях».

Названы ключевые тренды в образовании — 2025

Искусственный интеллект и виртуальная реальность все чаще становятся частью образования. Больше половины преподавателей-новаторов готовы поддерживать мультимодальные подходы с использованием ИИ, а каждый третий студент считает, что технологии способны сделать учебу интереснее и удобнее. Такие данные представили Лаборатория инноваций в образовании ВШЭ и холдинг Ultimate Education.

Студенты Вышки выиграли международный этап «Цифрового прорыва»

В начале ноября в Калининграде прошел международный этап хакатона «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект». В нем приняли участие 203 команды в составе 1569 человек, и среди них — студенты факультета компьютерных наук ВШЭ, призеры всероссийского этапа. Они соревновались в решении задач от партнеров хакатона — РЖД, Media Wise, «Атома», «Росатома», «Силы» и других организаций.

«Можно что-то сделать? Или меня отчислят?»: ИИ-помощники в образовании

Искусственный интеллект может значительно облегчить жизнь студентов и преподавателей университетов. Например, он способен автоматизировать некоторые учебные процессы, а также составить прогноз возможностей трудоустройства выпускников.

Драйвер прогресса и статья доходов: роль университетов в трансфере технологий

В современном мире необходим эффективный трансфер социально-экономических и гуманитарных знаний в реальный сектор экономики и госуправление. Решающую роль в этом играют университеты. У них есть возможность объединять различные коллективы и в партнерстве с государством и бизнесом разрабатывать и совершенствовать передовые технологии.

ИНФОТЕХ-2024: «понять перспективы и ограничения использования ИИ в образовании»

В конце октября в рамках XVII Тюменского цифрового форума информационных технологий «ИНФОТЕХ-2024» прошел круглый стол «Эксперименты с ИИ в образовании». Эксперты Высшей школы экономики, Московского городского педагогического университета, Уральского федерального университета и Тюменского государственного университета обсудили практический опыт разработки и внедрения технологий ИИ в образовательный процесс, обозначили основные вызовы, связанные с быстрым развитием образовательных решений на базе ИИ.

Fall into ML 2024: взгляд в будущее машинного обучения

25–26 октября в Москве состоялась конференция Fall into ML, организованная Институтом искусственного интеллекта и цифровых наук ФКН НИУ ВШЭ совместно с Центром ИИ при поддержке титульного партнера — Сбера. На протяжении двух дней ведущие специалисты в области искусственного интеллекта обсуждали перспективы развития фундаментальных технологий ИИ.

ВШЭ и «Яндекс» представили доклад об интеграции искусственного интеллекта в высшее образование

Высшая школа экономики и «Яндекс Образование» подготовили совместный доклад «Искусственный интеллект в образовании». В нем проанализированы ведущие мировые практики, раскрывающие потенциал технологий искусственного интеллекта (ИИ) в образовательной сфере. Доклад представляет собой карту с кейсами университетов разных стран, уже сегодня применяющих ИИ. Цель проекта — помочь российским вузам внедрять ИИ, опираясь на опыт других университетов.

Практика лицензирования разработок НИУ ВШЭ отмечена премией в области корпоративных инноваций GIA

На церемонии вручения премии GIA совместный проект Центра искусственного интеллекта НИУ ВШЭ и АО «Новое сервисное бюро» получил награду в номинации «Трансфер технологий». Это стало плодом интенсивной работы университетского Центра трансфера технологий и научных сотрудников вместе с индустриальным партнером.