Как писать и где публиковать? Итоги семинара для молодых исследователей «Научная среда»
В начале апреля в Библиотеке НИУ ВШЭ прошел семинар для стажеров-исследователей, аспирантов, Научных Кураторов и всех молодых ученых «Научная среда». Профессиональным опытом с молодыми коллегами поделились Даниел Карабекян, директор по академическому развитию ВШЭ, Сергей Матвеев, главный редактор издания «Schola» и координатор репозитория «Препринты НИУ ВШЭ», Светлана Сучкова, директор Центра академического письма, Оксана Михайлова, научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования.
Более опытные исследователи — участники и выпускники Академического кадрового резерва и Программы привлечения российских постдоков НИУ ВШЭ — провели практическую сессию, на которой молодые исследователи сформировали план собственного развития в науке с помощью инструмента «Карта академического развития», завели новые знакомства и получили ценные рекомендации от коллег.

«Научная среда» — это мероприятие, целью которого является погружение молодых ученых в научную инфраструктуру Вышки и знакомство с возможностями университета. В 2025 году семинар был сфокусирован на публикационной активности молодых исследователей. В связи с активным распространением инструментов ИИ в последние несколько лет мы наблюдаем новый этап в развитии академической коммуникации. Изменения глобального и научного контекста привели к росту популярности открытого доступа. На семинаре обсуждались стратегии выбора журналов, форматы публикаций для старта научной карьеры и инструменты, которые могут помочь исследователям Вышки в написании качественных текстов.
Даниел Карабекян рассказал участникам «Научной среды» о публикационной активности в университете. Участники семинара обсудили академический цикл публикации и важность каждого этапа подачи статьи в качественные научные журналы. Молодые ученые узнали о том, как важно внимательно проверять конференции и журналы на ненаучность и выстраивать научную репутацию с самых первых публикаций.
Сергей Матвеев поговорил с аудиторией о первых публикациях и роли рецензий и препринтов в начале научного пути. Тема получила большой отклик у молодых исследователей, которые узнали о препринтах как о «начале открытого диалога с миром науки». Участники мероприятия получили ответы на вопросы об авторском праве при публикации препринтов, о дисциплинарных сериях в Препринтах НИУ ВШЭ, а также обсудили трудности, с которыми сталкиваются исследователи при работе с первой статьей.
Светлана Сучкова рассказала молодым исследователям о сервисах Центра академического письма НИУ ВШЭ и о тех инструментах, которые могут помочь им в работе над англоязычными статьями. Она пригласила участников семинара воспользоваться ресурсами Центра, в том числе и библиотекой ИИ, а также материалами для развития навыков письма. Один из проектов Центра, AI Marathon to Foster Research Writing, в котором можно принять участие, состоится 26 апреля в 11:00.
Оксана Михайлова, доцент Кафедры анализа социальных институтов Департамента социологии Факультета социальных наук и научный сотрудник Центра исследований современного детства Института образования, поделилась своим подходом к публикационной деятельности на разных этапах развития научной карьеры. Участники мероприятия порассуждали о том, какие стратегии могут использоваться для работы над большим количеством публикаций, как мотивировать себя писать и как правильно выбрать научного руководителя.
Участники «Научной среды» поделились с организаторами впечатлениями от встречи. Молодые исследователи отметили содержательную подготовку мероприятия: «Очень понравились люди, атмосфера комфортная и дружеская. Классные доклады, очень концентрированные, каждый слайд полезен и интересен».
Проведенная нетворкинг-сессия также стала ценным инструментом для молодых ученых: «Было полезно порефлексировать относительно уже достигнутых этапов в своей деятельности; также было очень радостно, что были коллеги, которые находятся только на старте своего пути и горят своими темами и идеями».
Семинар «Научная среда» ежегодно проходит весной. Среди участников встречи были и те, кто не первый раз приходит, чтобы расширить кругозор по инструментам развития академической карьеры. Аудитория вновь отметила ценность мероприятия как для новых стажеров-исследователей, так и для более опытных ученых Вышки.
Организаторами мероприятия выступили Центр научной интеграции, Центр академического развития студентов и Центр по работе с группами высокого профессионального потенциала.
Центр научной интеграции: Аналитик
Центр научной интеграции: Директор центра
Карабекян Даниел Самвелович
Руководство Университета: директор по академическому развитию
Кожанов Андрей Александрович
Центр академического развития студентов: Директор центра
Мамбергер Татьяна Владимировна
Центр по работе с группами высокого профессионального потенциала: Директор центра
Матвеев Сергей Рафисович
Отдел по координации научно-учебной деятельности: Начальник отдела
Михайлова Оксана Рудольфовна
Центр исследований современного детства: Научный сотрудник
Сучкова Светлана Анатольевна
Центр академического письма: Директор центра
Фалькович Юлия Валериевна
Центр научной интеграции: Директор центра






