Состоялась защита кандидатской диссертации Корешниковой Юлии Николаевны

Состоялась защита кандидатской диссертации Корешниковой Юлии Николаевны

 28 октября 2021 года состоялась защита кандидатской диссертации на соискание ученой степени кандидата наук об образовании Корешниковой Юлии Николаевны на тему «Организационные и педагогические условия развития критического мышления у студентов вузов». Защиту провел Комитет в составе Е.В. Чернобай (ФГАОУ ВО «Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»), И.И. Замощанского (ФГАОУ ВО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»), О. Златкин-Тройчанской (Майнцский университет имени Иоганна Гутенберга, Германия), Е.И. Казаковой (ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет»), И.Ю. Тархановой (ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского»).

  

В последние годы наблюдается изменение трендов на рынке труда. В результате, требования, предъявляемые к выпускникам вузов, смещаются от овладения исключительно предметными навыками к развитию универсальных компетентностей, среди которых наиболее значимой выступает мышление и, в частности, навык критически мыслить. В эпоху «постправды», стремительного развития цифровых технологий, а также увеличения объема разнообразной информации каждому человеку необходимо критически осмысливать материал для того, чтобы принимать взвешенные решения, аргументировать свою позицию, оценивать высказывания других людей, анализировать информацию, рассуждать и делать выводы относительно своей и чужой точек зрения. В ответ на запрос общества и работодателей навык критического мышления (КМ) был включен в федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования от 10.01.2018 (ФГОС 3++ ВО).

Однако наблюдается несоответствие между признанием важности развития КМ и актуальными образовательными результатами. Как показывают результаты исследований, изучаемый навык не развивается в процессе обучения в университете. Данный вывод подтверждается мнениями работодателей и экспертов. Важно отметить, что критическое мышление не развивается само по себе, для его развития необходимо обеспечение ряда специальных условий. В связи с этим понимание условий, необходимых для развития способности мыслить критически, приобретает все большее значение.

В диссертационной работе впервые было проведено системное исследование условий, необходимых для развития критического мышления и созданных в реальности, а также связи педагогических условий с соответствующим образовательным результатом. Авторы ранее разработанных моделей делали акцент или на компонентах педагогических условий, или на организационных условиях. Предлагаемая в данной работе модель использует системный подход к рассмотрению организационных и педагогических условий развития критического мышления, как одного из обязательных результатов обучения студентов и позволяет:

• выделять компоненты педагогических условий, положительно связанных с критическим мышлением;

• делать прогнозы уровня критического мышления;

• оценивать соответствуют ли организационные условия необходимым требованиям

В качестве методологических преимуществ работы можно выделить, во-первых, смешанный дизайн исследования – данные, собранные в ходе интервью и фокус-групп, подтверждаются с помощью количественных методов анализа. Во-вторых, для анализа полученных количественных данных были использованы разнообразные инструменты, включая многомерный регрессионный анализ с кластерной коррекцией по курсам, метод структурного моделирования (Structural equation modeling - SEM), квазиэкспериментальный метод отбора подобного по вероятности (Propensity score matching).

В ходе исследования эмпирически доказано, что вероятность развития критического мышления у студентов вузов повышается, если преподаватели создают следующие педагогические условия:

1.  работают в рамках конструктивистского типа обучения. Традиционалистский тип обучения могут использовать преподаватели, у которых развиты предметно-логическая и организационная компетенции;

2.  используют активные методы обучения (в частности, проектная деятельность);

3. развивают профессиональные компетенции (овладевают компетенциями по созданию первых двух компонентов педагогических условий (типы и методы обучения), цифровую грамотность, предметно-логическую и организационную компетенции).

Результаты исследования показали, что для преподавателей с развитыми предметно-логической и организационной компетенциями, становится неважно, в рамках какого типа обучения они работают. Даже при выборе традиционного (знаниевого) типа обучения повышается вероятность того, что у их студентов будет развиваться критическое мышление.

Для создания перечисленных педагогических условий необходимо создавать соответствующие организационные условия, однако, несмотря на нормативные требования, в большинстве университетов организационные условия не созданы. В университетах отсутствуют лидеры изменений и поддержка со стороны администрации, ясная концептуализация понятия критическое мышление, критическое мышление как образовательный результат в программах курсов и инструменты оценки, а также важно отметить недостаточное профессиональное развитие преподавателей

Созданные в университетах организационные условия послужили основанием для типологий университетов:

1. Вузы, которые развивают критическое мышление среди прочих универсальных компетенций у всех студентов в первые два года обучения, создав модуль взаимосвязанных дисциплин, направленных на системное формирование универсальных компетенций у бакалавров любого направления подготовки, – ядро бакалавриата.

2. Вузы, включившие курс по развитию критического мышления в качестве курса по выбору в свои образовательные программы.

3. Вузы, которые возложили ответственность за развитие критического мышления на преподавателей, при этом на уровне университета развитие универсальных компетенций не проверяется.

 

По результатам заседания члены Комитета единогласно проголосовали за присуждение Ю.Н. Корешниковой ученой степени кандидата наук об образовании (PhD in Education).