• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Семинар 18.09. Работа с транскриптами и мастер-класс по наблюдениям

В эту среду снова состоялась встреча участников НУГа, в ходе которой было проанализировано одно из собранных интервью и рассказано о том, как лучше проводить наблюдение и заполнять полевые дневники. Участники встречи поделились впечатлениями о своих первых наблюдениях в рамках проекта и получили ценнейшие советы от Ани Желниной.

18 сентября семинар был посвящён двум важнейшим вопросам: анализ транскриптов интервью и включённое наблюдение с последующим написанием полевого дневника. Интервью Алины Закировой, которое было частично рассмотрено в прошлую среду, на этой встрече удалось проанализировать полностью. Кропотливая работа каждого из членов НУГа в итоге вылилась в детальный качественный анализ. При работе с последующими интервью мы сможем найти новые понятия, которые будут подходить под уже обозначенные в первом интервью темы. По окончании работы необходимо составить аналитические записки, наполненные цитатами из интервью для проверки гипотез и оживления текста. В диаграммы, которые будут составлены при работе с транскриптами, следует помещать не только цитаты (они же будут и в аналитической записке), но и фамилии, названия организаций, проектов, площадок и т.д. Необходимо уметь структурировать тот объём информации, который можно получить из транскриптов. Эту непростую процедуру следует проводить медленно и внимательно, «въедливо» всматриваясь в каждый абзац. Существуют, конечно, и программы вроде NVivo, способные облегчить задачу исследователя, но, порой, гораздо лучше положиться на привычный метод самостоятельного анализа текста с карандашом в руках и повышенным вниманием к мелочам. К следующему семинару все участники НУГа проанализируют по одному интервью в соответствие со всеми рекомендациями: определят классификации, выделят значимые темы, найдут определения и построят сети. 

Вторая часть семинара была посвящена наблюдению и наиболее удачным методам его осуществления. Об этом участниками семинара рассказала Аня Желнина. Что касается оформления, то дневник наблюдения должен включать в себя описание места, ситуации и положения самого наблюдателя. Лучше всего, приступая к наблюдению, начертить схему места: отметить, где что расположено, кто где находится, что делают те или иные люди, как пространство влияет на их взаимодействие. Исследователь сам решает, что важно, а для хорошего исследователя, как правило, важно всё, вплоть до запаха и тех ощущений, которые он испытывает (комфортно/некомфортно). Наблюдатель может описать не только взаимодействие людей, но и их реакцию на него. Прежде чем отправиться на мероприятие, стоит изучить всю доступную информацию о нём и о том, как эта информация распространяется (об этом можно упомянуть и в дневнике наблюдения), чтобы было проще строить сеть. Трудность заключается в том, что исследователь не всегда знает всех людей на мероприятии (а потому не может чётко определить сеть): в таком случае следует описывать публику максимально подробно, уделяя внимание даже самым незначительным мелочам. Дневник наблюдения, как и любой другой важный для исследователя документ, должен иметь свою структуру. В шапке, как правило, указывают место и время. В рамку помещают схему, записывают информацию об антураже места, о позиции наблюдателя (в этот момент он постепенно привыкает к месту). Далее нам необходимо социальное наполнение: описываем людей (социально-демографические характеристики, одежду, поведение…) и их взаимодействия. Таким образом, мы можем классифицировать людей определённым образом (здесь нужно быть особенно осторожным, так как и сам наблюдатель является частью классификации). Также, можно написать свои соображения о мероприятии в целом и о пространстве. К счастью, сейчас существует огромное количество приспособлений, позволяющих фиксировать происходящее, но не стоит надеяться на фотоаппарат или видеокамеру во время наблюдения: самостоятельно записывая все подробности, исследователь развивает навык социологического письма. В конце семинара участники исследовательского коллектива рассказали о тех наблюдениях, которые уже успели провести и о проблемах, с которыми столкнулись. Получив ценные советы и рекомендации от Ани Желниной, мы смело отправляемся в поле, чтобы на практике применить советы и провести по-настоящему качественные наблюдения.