• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Практическая подготовка студентов НИУ ВШЭ

1. Что такое практическая подготовка?

Практическая подготовка — учебная активность, в ходе которой приобретается практический опыт для своей будущей профессии. Практическая подготовка отличается от других видов учебной работы большей долей самостоятельной работы студента. Во время практической подготовки не бывает лекций или семинаров, но у студента есть возможность задавать вопросы и получать обратную связь у своего руководителя.

2. Как практическая подготовка реализуется в НИУ ВШЭ?

Для практической подготовки студентов предназначен специальный модуль образовательной программы «Практика». Однако на некоторых программах практическая подготовка может быть частью дисциплин блока Major или Minor.

Какие элементы практической подготовки включены в мою образовательную программу? 

Чтобы узнать об элементах практической подготовки (или ЭПП), предусмотренных Вашей образовательной программой, зайдите на сайт ОП и найдите раздел «Практическая подготовка» - в нем должна располагаться программа практики и сводная таблица с описанием всех ЭПП, которые Вам необходимо будет выполнить на протяжении своего обучения. Также перечень ЭПП указан непосредственно в модуле «Практика» учебного плана программы. Учебный план Вы также можете посмотреть на сайте ОП в разделе «Документы образовательной программы».

Что касается практической подготовки в рамках учебных дисциплин, то ее состав описывается в программах учебных дисциплин (ПУД) и обычно выражается в форме различных лабораторных работ, практикумов и прочих занятий, предполагающих развитие практических навыков студента непосредственно в ходе изучения дисциплины.

3. Какие типы практической подготовки есть в НИУ ВШЭ?

Обсудим структуру модуля “Практика”.

В зависимости от специфики ОП данный модуль может содержать до трех видов практики: научно-исследовательская, проектная и профессиональная. Возможно, именно на Вашей ОП какого-то из видов не будет, а, может, наоборот, академическое руководство решило включить в учебный план программы ЭПП по всем трем видам практик.

Давайте подробнее рассмотрим каждый из них:

«Профессиональная практика» нацелена на получение студентами профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности. Основной образовательный результат – непосредственное знакомство с профессиональной средой и развитие практических компетенций выбранной профессиональной деятельности. Обстановка, основные способы и методы деятельности студентов на практике должны быть максимально приближены к профессиональной деятельности.

Профессиональная практика обычно реализуется под названиями:  производственная практика, учебно-ознакомительная практика, преддипломная практика, педагогическая практика и т.п.

«Проектная практика» заключается в решении прикладных задач. Результатом может быть разработанное и обоснованное проектное решение, бизнес-план или бизнес-кейс, изготовленный продукт и т.п.

Проектная практика может иметь форму прикладного проекта, курсовой работы проектного характера, ВКР проектного характера и т.п.

«Научно-исследовательская практика» организуется в целях развития у студента исследовательских компетенций, приобретения нового знания о явлениях, объектах и процессах путем выдвижения и проверки научных и исследовательских гипотез.

К виду научно-исследовательской практики относятся: ВКР исследовательского характера, курсовые работы исследовательского характера, исследовательский проект, научно-исследовательская практика и т.п.

4. Что такое программа практики?

Программа практики – документ, который включает в себя описание условий реализации всех элементов практической подготовки, предусмотренных на программе. Именно программа практики является главным путеводителем для студента по прохождению всех ЭПП на протяжении всего периода обучения на программе. Программа практики расположена в разделе «Практическая подготовка» на сайте ОП. 

5. Написание курсовой работы и подготовка ВКР – тоже практическая подготовка?

Да, подготовка курсовых и выпускных квалификационных работ включена в модуль «Практика». При этом КР и ВКР могут быть исследовательскими или проектными. Как правило, студент сам может выбрать,  КР или ВКР какого вида он будет выполнять. Но есть образовательные программы, которые предусматривают, например, обязательное выполнение исследовательской КР или, наоборот, проектной.

Подробнее о подготовке курсовой работы можно прочитать на странице справочника: https://www.hse.ru/studyspravka/kursovrab, а о ВКР по ссылке: https://www.hse.ru/studyspravka/vkr

Как оформлять курсовые и выпускные квалификационные работы Вы можете узнать:

  • В Порядке оформления курсовых и выпускных квалификационных работ НИУ ВШЭ (приложение 8 к Положению о практической подготовке);
  • В программе практики Вашей ОП (размещена в разделе «Практическая подготовка» на сайте ОП);
  • По подготовке ВКР – в методических рекомендациях по подготовке ВКР (также размещены в разделе «Практическая подготовка» на сайте ОП).
6. Какие документы по практической подготовке я должен оформить?

Точнее на этот вопрос ответит программа практики каждой конкретной ОП. Однако любой элемент практической подготовки включает в себя следующие документы:

  • Заявка-предложение – составляется руководителем ЭПП с описанием конкретных целей, задач и условий реализации определенного ЭПП. Можно сказать, что в заявке-предложении уточняется информация, в более общих чертах изложенная в программе практики, но уже с конкретизацией всех деталей.
  • Задание студенту – еще более «узкий» документ. В нём фиксируются задачи и специфика работы по ЭПП для конкретного студента. Важный момент – студент в обязательном порядке должен ознакомиться с заданием и подписать его. После этого считается, что он взял на себя обязательства по работе над поставленными задачами, неисполнение которых без уважительных причин приводит к образованию академической задолженности.
  • Отчет – документ, обобщающий полученный результат студента. По любому проекту или профессиональной практике это будет документ, в котором студент опишет выполненные задачи и полученные в процессе работы умения и навыки (компетенции). В случае с курсовыми работами и ВКР отчетом будет служить итоговый текст.
  • Ведомость или оценочный лист – документ, в который руководитель ЭПП вносит оценки. Только после проставления оценок за ЭПП в эл. систему работа считается завершенной, а ЭПП – зачтенным студенту.

Также в случае с некоторыми ЭПП обязательным документом может стать отчет на процент плагиата (в системе «Антиплагиат») и отзыв руководителя, а в случае с ВКР – также отзыв руководителя и рецензента (у бакалавров необходимость рецензирования ВКР определяет академическое руководство ОП).

7. Когда нужен договор о практической подготовке?

Договор о практической подготовке в обязательном порядке заключается между НИУ ВШЭ и организацией, в которую Университет направляет студента на выполнение любого ЭПП. Даже в случае, когда студент сам нашел организацию, в которой хочет пройти, например, производственную практику, заключение договора обязательно. Данное требование также закреплено в федеральном законодательстве.

Со многими организациями у НИУ ВШЭ уже заключен договор, либо же заключением занимаются ответственные сотрудники факультетов. Но если студент нашел место практической подготовки самостоятельно, нередко ему приходится взять на себя роль посредника между Университетом и организацией по заключению договорных отношений. Форму договора в таком случае студенту должен предоставить учебный офис его ОП и проконсультировать по всем нюансам.

Иногда организации неохотно идут на заключение договора. В таком случае существует более простая альтернатива, а именно – обмен между НИУ ВШЭ и организацией письмами офертой и акцептом. Формы таких писем студент также может раздобыть в своем учебном офисе, либо в специализированном центре (далее - Факультетский центр ЭПП), если такой имеется на вашем факультете, осуществляющим работу со всеми или отдельными видами ЭПП.

Самое главное – не забудьте после подписания документов всеми сторонами принести в учебный офис/Факультетский центр ЭПП экземпляр договора или письмо-акцепт организации.

8. Как оцениваются элементы практической подготовки? Есть ли разница с оценкой за дисциплины?

Оценивание результатов ЭПП производится руководителем ЭПП одновременно по двум шкалам:

  • в виде оценки по 10-балльной шкале, отражающей качество выполненной работы по ЭПП (при получении 1-2 кредитов за ЭПП допустимо оценивание по шкале зачет / не зачет).
  • в виде количества кредитов (применимо для любого ЭПП, кроме подготовки ВКР), отражающих объем выполненной работы по ЭПП.

Что это значит?

Например, студент подписал задание на выполнение ЭПП, за которое максимум мог получить 5 кредитов. В результате он проделал весь отведенный ему объем работы, но качество данной работы оказалось низким. Тогда руководитель ЭПП зачитывает ему все 5 кредитов, но за качество снижает оценку.

Бывает и наоборот, студент подписал задание, но в итоге сделал гораздо меньше запланированного, зато на очень высоком уровне. Тогда вместо 5 кредитов руководитель ЭПП выставляет ему, допустим, 2 кредита, зато ставит высокий балл за качество.

Такая система применима к любым ЭПП, кроме подготовки ВКР, где количество кредитов строго закреплено учебным планом. Снижение кредитов за недостаточный объем работы обычно практикуется при выполнении проектов.

9. Как посчитать объем работы, который выполнил студент по ЭПП?

Очень просто! Чтобы рассчитать, какой объем работы выполнил студент, необходимо умножить количество недель, которые он отработал в ЭПП, на среднее количество часов в неделю и поделить на 25.

25 – это астрономические часы, равные 1 кредиту (или 38 академическим часам).

Например:

Вы отправились на производственную практику, которая длилась 4 недели, и работали по 40 часов в неделю. В таком случае:

4*40 / 25 = 6 кредитов Вы должны получить по итогам практики.

Или Вы выполняли прикладной проект в течении почти всего учебного года (предположим, 35 недель), затрачивая около 3 часов в неделю.

Тогда за проект Вы должны получить: 35*3 / 25 = 4 кредита.

10. В каких случаях образуется академическая задолженность по элементам практической подготовки?

Во-первых, это зависит от признака вариативности ЭПП в учебном плане Вашей образовательной программы. Например, если по плану выполнение ЭПП обязательное, то его необходимо выполнить либо строго до окончания учебного года, в котором он запланирован, либо в соответствии с указанным в программе практики сроком.

Если же ЭПП является вариативным (т.е. по выбору), то его реализацию необходимо выполнить не позднее начала 3 модуля выпускного курса. Обычно это касается разного рода проектов.

Во-вторых, академическую задолженность за ЭПП студент может получить в трех случаях:

  • если руководитель ЭПП по итогам работы поставил ему неудовлетворительную оценку;
  • если студент нарушил условия выполнения работ, указанные в задании на выполнение ЭПП;
  • в случае с вариативными ЭПП – если к 3 модулю выпускного курса студент не выполнил необходимые по плану ЭПП или хотя бы не включил их в план.

Подробнее условия образования академической задолженности описываются в Положении:

1. Если оценка по ЭПП, который был включен студенту в индивидуальный учебный план, равна «не зачтено», или оценка составляет менее 4 баллов по 10-балльной шкале, то у студента образуется академическая задолженность, которая учитывается в рейтинговой системе оценки знаний студентов НИУ ВШЭ, а также при принятии решений по всем вопросам, где учитывается наличие у студента академической задолженности.

2. В случае, если студент заменяется или исключается до завершения ЭПП из-за нарушения условий выполнения работ, отсутствия промежуточных результатов, отказа от выполнения работ по заданию на выполнение ЭПП без объективных причин, работа недобросовестного студента оценивается как неудовлетворительная, кредиты за участие в ЭПП не начисляются; образуется академическая задолженность.

3. Академическая задолженность также возникает, если к 3-му модулю (последнему семестру) выпускного курса студент не включил в индивидуальный учебный план и/или не выполнил ЭПП на требуемое по модулю учебного плана число кредитов. При академической задолженности к моменту завершения освоения ОП студент не допускается до государственной итоговой аттестации.

11. Можно ли ликвидировать академическую задолженность по элементу практической подготовки?

Ликвидация академической задолженности происходит путем проведения пересдач, если данный ЭПП допускает пересдачи. Подробнее об организации пересдач можно прочитать в Положении об организации промежуточной аттестации и текущего контроля успеваемости студентов Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики" 

В противном случае студенту необходимо выбрать для реализации другой ЭПП аналогичного вида (обычно это касается проектов или курсовых работ). Также порядок проведения пересдач может быть отдельно описан в программе практики ОП или в заявке-предложении на ЭПП.

12. А что, если я хочу выполнить ЭПП, который не входит в мой учебный план?

Если Вы хотите выполнить ЭПП, не указанный в Вашем учебном плане, например, реализовать сервисный проект или принять участие в проекте вне НИУ ВШЭ, то такой ЭПП может быть зачтен в Ваш ИУП по отдельному заявлению, как факультативный. Если же Вы хотите зачесть мероприятие за ЭПП, предусмотренное по учебному плану Вашей ОП, то необходимо получить согласие Вашего академического руководителя, самостоятельно составив заявку-предложение на такой ЭПП, а также представив отчетные материалы. Но следует помнить, что некоторые ЭПП перезачесть объективно непросто – например, Университет может направлять Вас на практику в другую организацию только на основании договора, поэтому перезачесть профессиональную практику, пройденную в организации, у которой с НИУ ВШЭ не заключено договорных отношений, вуз никак не может. Поэтому следует тщательно ознакомиться с программой практики на своей ОП и заранее согласовать досрочное прохождение ЭПП, написав заявление на имя академического руководителя.

13. Где мне найти вариативные проекты?

Если в Вашем учебном плане в текущем году появился проект по выбору, Вы можете воспользоваться:

- для исследовательский и прикладных проектов - общеуниверситетским сервисом «Ярмарка Элементов практической подготовки» (SmartPro).

- для сервисных проектов - общеуниверситетским сервисом «Ярмарка проектов».

Допускаются любые иные способы организации проектов, предлагаемые факультетами и образовательными программами. Подробную информацию о наличии альтернативных способов поиска проектов можно уточнить в своем учебном офисе/Факультетский центр ЭПП.

Выбор студентом вариативных проектов осуществляется самостоятельно исходя из научных и профессиональных интересов и возможностей. Используя предложения на «Ярмарке проектов», студент может подать заявку на любые проекты из числа предложенных для образовательной программы, на которой он обучается. 

В случае, если студент оформил заявку на участие в проекте из числа НЕ рекомендованных для его образовательной программы, такой проект может быть зачтен только по заявлению студента в качестве факультативного "сверх" объема образовательной программы.

Руководитель проекта имеет право отклонить заявку студента, если студент не соответствует требованиям, предусмотренным в заявке-предложении на проект. В случае как утверждения, так и отклонения заявки автоматическое извещение приходит на корпоративную электронную почту студента.

14. Что следует учесть при подаче заявки на проект через Ярмарку Элементов практической подготовки (SmartPro)?

На Ярмарке Элементов практической подготвки (SmartPro) представлены проекты двух типов с точки зрения целей и результатов:

Исследовательский – проект, основной целью которого является проведение исследования. В качестве результата предполагается получение статьи, публикации, отчета, аналитического обзора или записки, заявки на научный грант, методического пособия и иного научного продукта; 

Прикладной – проект, основной целью которого является решение прикладной, либо коммерческой задачи. Результатом такого проекта может быть разработанное и обоснованное проектное решение, бизнес-план или бизнес-кейс, изготовленный по заказу продукт.

Подача студенческих заявок на участие в проекте доступна с момента опубликования проекта на SmartPro и до окончания срока записи на проект.

Совершая свой выбор, студент должен подать электронную заявку на участие в проекте, используя свой логин и пароль от Единого личного кабинета студента.  При заполнении заявки студенту необходимо написать мотивационное письмо объемом не более 200 знаков, отвечающее на вопрос «Почему вы хотели бы участвовать в этом проекте?», а также прикрепить свое резюме (рекомендуемое, но не обязательное поле).  

После окончания срока записи на проект руководитель проекта проводит отбор поданных заявок и связывается со всеми отобранными для участия студентами. В случае если заявка не была одобрена руководителем проекта, студент получает уведомление об отказе на электронную почту. 

Студенты, которые по каким-либо причинам не прошли электронную регистрацию записи, но были отобраны руководителем для участия в проекте, после подписания задания на выполнение работ по проекту должны передать его в учебный офис/Факультетский центр ЭПП (допускается выслать скан) для назначения им проекта в ИУП. 

Если заявка на проект была утверждена, но по каким-либо причинам студент не может принять участие в проекте, он может выйти из проекта без каких-либо санкций в течение первых 10 дней с даты начала проекта. В таком случае студент направляет менджеру учебного офиса/в Факультетский центр ЭПП письмо на корпоративную почту с просьбой снять его с проекта и убрать данный проект из ИУП. Руководитель проекта обязательно ставится в копию данной  переписки.

Следует учесть, что если студент уже подписал задание на выполнение работ по проекту и с момента начала проекта прошло более 10 дней, руководитель уже не может отменить его заявку. Для исключения проекта из ИУП в таком случае требуется веская причина и согласие руководителя: например, медицинская справка и письмо руководителя, что он непротив исключения студента из проекта. Оба документа должны быть предоставлены в учебный офис ОП/Факультетский центр ЭПП, только тогда проект может быть исключен студенту из ИУП.

Также следует помнить, что в связи с возможностью студенту самому выбирать период реализации вариативного проекта (но не позднее 3 модуля выпускного курса!), оценка за вариативный проект в текущем рейтинге не учитывается 

Инструкция по подаче заявок на проекты в SmartPro для сотрудников + Видео-инструкция по подаче проекта сотрудником

Инструкция по подаче заявок на проекты в SmartPro для студентов + Видео-инструкция по подаче проекта и заявки на проект студентом

Сервисный – проект, направленный на решение служебных задач или для обеспечения текущей работы Университета. Результатом такого проекта является вклад участника проекта в организацию какого-либо мероприятия (например, конференции, олимпиады, экскурсии, дня открытых дверей, приемной кампании) или в реализацию организационных процессов (например, организацию обратной связи преподавателя и студентов, техническую подготовку каких-либо материалов, организационную помощь в процессе проведения занятий, систематизации баз данных). 

Внимание! Заявки на проекты сервисного типа подаются через Ярмарку проектов

15. Как подать заявку на участие в сервисном проекте?

Подать заявку на участие в сервисном проекте студент может через "Ярмарку проектов"

Подача студенческих заявок на участие в проекте доступна с момента опубликования проекта на Ярмарке и до окончания срока записи на проект.

Совершая свой выбор, студент должен подать электронную заявку на участие в проекте, используя логин и пароль в электронной системе LMS.  При заполнении заявки студенту необходимо написать мотивационное письмо объемом не более 200 знаков, отвечающее на вопрос «Почему вы хотели бы участвовать в этом проекте?», а также прикрепить свое резюме (рекомендуемое, но не обязательное поле).  После отправления заявки на корпоративную электронную почту студенту должно прийти подтверждение о принятии заявки.  

После окончания срока записи на проект в течение 7 календарных дней руководитель проекта проводит отбор поданных заявок и связывается со всеми отобранными для участия студентами. В случае если заявка не была одобрена руководителем проекта, студент получает уведомление об отказе на электронную почту. 

Студенты, которые по каким-либо причинам не прошли электронную регистрацию записи, но были отобраны руководителем для участия в проекте, после подписания задания на выполнение работ по проекту должны передать его в учебный офис/Факультетский центр ЭПП (допускается выслать скан) для назначения им проекта в ИУП. 

Если заявка на проект была утверждена, но по каким-либо причинам студент не может принять участие в проекте, он может выйти из проекта без каких-либо санкций в течение первых 10 дней с даты начала проекта. В таком случае руководитель проекта просто отменяет его заявку в системе.

Следует учесть, что если студент уже подписал задание на выполнение работ по проекту и с момента начала проекта прошло более 10 дней, руководитель уже не может отменить его заявку. Для исключения проекта из ИУП в таком случае требуется веская причина и согласие руководителя: например, медицинская справка и письмо руководителя, что он непротив исключения студента из проекта. Оба документа должны быть предоставлены в учебный офис ОП/Факультетский центр ЭПП, только тогда проект может быть исключен студенту из ИУП.

Также следует помнить, что в связи с возможностью студенту самому выбирать период реализации вариативного проекта (но не позднее 3 модуля выпускного курса!), оценка за вариативный проект в текущем рейтинге не учитывается.

Посмотреть и скачать видеоинструкцию по подаче заявки сотрудником НИУ ВШЭ на Ярмарку можно здесь.

16. Может ли аспиранта записаться на проект через SmartPro или сам подать проект?

На сегодняшний день - нет. В SmartPro на проекты пока могут записываться только бакалавры, специалисты и магистры.

Кабинета аспиранта в системе пока не существует (он в процессе разработки). Поэтому для аспирантов запись на проект ведется только напрямую через руководителя проекта. Подать самостоятельно проект аспирант в систему может только в том случае, если он является трудоустроенным сотрудником НИУ ВШЭ. Если официальной должности в НИУ ВШЭ у аспиранта нет, то подать проект можно только через студента или другого сотрудника НИУ ВШЭ с указанием руководителя, который официально трудоустроен в НИУ ВШЭ.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.