• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Социология

2020/2021
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
4
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1, 2 модуль

Преподаватели

Программа дисциплины

Аннотация

Социология представляет собой одну из фундаментальных учебных дисциплин в системе подготовки специалистов в области гуманитарных наук. Курс носит вводный характер и предназначен для студентов, приступающих к изучению социологии. Он знакомит студентов с основными социологическими понятиями, с законами организации и развития общества.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Учебная задача дисциплины состоит в формировании у студентов базовых знаний по основным разделам социальной теории (усвоение ключевых понятий, категорий, терминов, составляющих методологическую основу современного социологического знания), а также умения применять эти знания к анализу различных сторон социальной жизни, процессов, институтов и ситуаций.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знание теоретического смысла социальной стратификации, исторических типов стратификации. Понимание процессов социальной мобильности.
  • Знание подходов к определению социального института, особенностей функционирования базовых институтов в современном и традиционном обществе
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Социология как наука, социологическое знание.
    Специфика социологического знания. Место социологии в современной системе социальных и гуманитарных наук. Соотношение субъективного и объективного в социальном познании. Социальные и социологические проблемы. Макро- и микро- социология, теоретическая и эмпирическая социология. Зачем нужна социология, функции социологии. Социологическое воображение.
  • Традиции социологического теоретизирования.
    Предпосылки возникновения социологии. О. Конт и основные принципы его социологии. Позитивизм в социологии. Социологическая концепция Г.Спенсера. Традиции социологического теоретизирования: функционализм (Э.Дюркгейм, Т.Парсонс, Р.Мертон), марксистская традиция в социологии (К.Маркс, А.Грамши, Л.Альтюссер, М.Фуко, П.Бурдье), «понимающая» неокантианская социология (Г.Зиммель, М.Вебер), социология повседневности (А.Шюц), социальный конструктивизм (П.Бергер, Т.Лукман), драматургическая социология (Э.Гоффман).
  • Культура и общество.
    Биологическое, социальное и культурное в человеке. Понимание культуры в социологии. Антропология и исследование культур. Знак, символическое поведение. Компоненты культуры (ценности, верования, формальные и неформальные нормы, материальные носители, язык). Воспроизводство культурных образцов. Обычаи и традиции. Понятия доминирующей культуры, субкультуры и контр-культуры.
  • Социализация и социальный контроль.
    Человек и личность. Теории социализации в социальных науках. Чарльз Кули и Джордж Герберт Мид: структура Я. Социализация личности: стадии, формы, агенты. Инструменты социализации (семья, группа, школа, средства массовой информации). Соотношение воспитания и социализации. Социальные роли личности. Ролевая напряженность и ролевой конфликт. Особенности социализации в традиционном и современном обществе. Социальные нормы и ценности. «Нормальное» и девиантное (отклоняющееся) поведение. Конформность. Понятие аномии (Э.Дюркгейм, Р.Мертон). Механизмы социального контроля. Формальный и неформальный социальный контроль. Социальные санкции. Роль девиации в развитии общества. Концепция стигматизации.
  • Социальные институты
    Понятие социального института. Институты и социальные функции. Явные и латентные функции институтов. Т.Парсонс и его теория общества как системы. Социальные потребности как основа появления институтов. Семья как социальный институт. Функции семьи в обществе. Семья в традиционном и современном обществе. Гендер как социологическая категория. Религия и церковь. Основные типы религиозных организаций: церковь, секта, деноминация, культ. Образование как социальный институт, воспроизводство общества. Политика, экономика, право как социальные институты.
  • Социальная стратификация и мобильность
    Понятие стратификации. Теоретический смысл социальной стратификации (М.Вебер, функционалистский подход, теория конфликта, П.Бурдье). Исторические типы стратификационных систем: рабовладельческая, кастовая, сословная, классовая системы. Социоэкономический статус (доход, социальный престиж, образование, богатство). Социальная мобильность: вертикальная и горизонтальная мобильность. «Предписанный» и «достигаемый» статус. Групповая и индивидуальная мобильность. Скорость мобильности. Каналы вертикальной циркуляции.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарских занятиях
    В рамках аудиторной работы на семинарских занятиях студент должен продемонстрировать знание содержания обязательной литературы, способность анализировать социально значимые проблемы и процессы. Оценивается активность студента на семинарских занятиях, умение логически верно, аргументированно и ясно строить устную речь, грамотное использование понятийного аппарата социологической теории.
  • неблокирующий Тест по онлайн-курсу
    Тесты с 1 по 7 неделю онлайн-курса включительно проходятся на платформе "Открытое образование". https://openedu.ru/course/hse/GSOC/ Тесты включают вопросы трех типов: закрытые и открытые вопросы, позволяющие судить о степени знакомства студента с теоретическим содержанием курса, и вопросы, основанные на описании проблемных ситуаций, ответы на которые позволяют судить о сформированности основных навыков.
  • неблокирующий Групповой проект
    Данная форма контроля предполагает создание в малых студенческих группах (до 4-ёх человек) собственной программы социологического исследования. Ожидается, что в своих проектах студентами будут раскрыты ключевые элементы, необходимые для проведения самостоятельного эмпирического исследования. Форма отчетности – презентация (от 6 до 10 слайдов), внутри которой будут подробно отражены тема исследования, объект, предмет, цели и задачи, поставлены исследовательские вопросы или сформулированы гипотезы исследования, обозначены предполагаемые методы. Студенты также должны продемонстрировать умение грамотно, с использованием аппарата социологической науки, отразить актуальность выбранной темы и определить исследовательскую проблему. Итоговым мероприятием по заявленной форме контроля является защита проектов. В ходе изучения курса отведено несколько практических семинаров по подборному разбору структуры программы социологического исследования, предполагается самостоятельное прочтение релевантных заданию текстов. Защита проектов в общей формуле имеет вес 0,3. Защита проекта оценивается по формуле: 0,6 защита+0,4 презентация. Литература: Ядов, В. А., Иванов, В. Н. (1972). Социологическое исследование: методология, программа, методы. Наука. С. 21-50. Романов, П. В., Ярская-Смирнова Е.Р. (2008). Методы прикладных социальных исследований ANO CSPGS. С. С.7-102. Драфт исследования предполагает: • Формулировку темы • Проблематизацию темы и обоснование актуальности • Формулировку предмета, объекта, цели, задач, исследовательских вопросов • Краткий литобзор + концептуализацию основных понятий • Разработку дизайна эмпирического исследования
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.3 * Групповой проект + 0.49 * Работа на семинарских занятиях + 0.21 * Тест по онлайн-курсу
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Социология, Гидденс, Э., 2005

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Социология : учеб. пособие для вузов, Смелзер, Н., 1998