• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

“Why I’ve Never Been Here / Почему Я Никогда не Был Здесь Раньше?”

– вопрос, за ответами на который студенты-первокурсники ныряли в сокровищницы музеев Москвы во время весенней искусствоведческой практики.

“Why I’ve Never Been Here / Почему Я Никогда не Был Здесь Раньше?”

© Екатерина Морозова

Вдохновленные найденными ответами, студенты собрали свои находки в коллекцию Арт-гидов и серию подкастов, на английском языке повествующих о собранных жемчужинах искусства Москвы.

© Илья Леонов

В этом году на практике нас ждал насыщенный маршрут по залам самых известных и интересных музеев Москвы. Перед тем, как отправиться в путь, мы получили творческое задание на курсе английского языка (ESP) – собрать наши личные коллекции самых достойных, по нашему мнению, объектов искусства, которые мы встретим на нашем пути, и рассказать о них в своих арт-гидах и серии подкастов.

 

О том, что из этого получилось, мы поговорили с авторами самых ярких работ.

Целью наших подкастов, как и арт-гидов, в первую очередь было обеспечить несведущего туриста информацией о местах и экспонатах, которые ему обязательно нужно увидеть в Москве. Это могут быть скрытые  находки, как, например, в гиде и подкасте "Hidden Jams of Moscow Museums", обязательные для посещения уголки из "Amazing Art Objects You Can Find in Moscow" или удивительные с точки зрения музейной организации локации от создателей "Why I’ve Never Been Here?".

 

Подобно путеводной звезде, отправные точки, указанные нами в гидах, определенно должны раскрасить поход в музей, сделать его не только увлекательным с точки зрения визуальной эстетики, но еще и познавательным, помогающим зрителю понять вехи, в рамках которых искусство развивается. Облегчение жизни потерянному в пространстве музея туристу, поиск направления, в котором было бы проще и логичнее двигаться являлись ключевыми задачами во время создания арт-гидов и подкастов.

Максимальная понятность при минимальном объеме сказанного – вот наш девиз!

 

В качестве ключевых произведений, знаменующих начало искусства и его продолжение в современном понимании мы выделили Фаюмские портреты из Пушкинского музея и Автопортрет Анатолия Зверева 1971 года.

 

Юлия Каплиева

Фаюмские портреты имеют важное значение: во-первых, это самые ранние примеры станковой живописи, где прослеживаются черты индивидуализации, во-вторых, вневременной облик изображаемых, соединяющий в себе идеализацию черт лица и условность фона, делает их актуально красивыми и легко воспринимаемыми в любую историческую эпоху.

Автопортрет Анатолия Зверева продолжает традицию вневременности фаюмских портретов, однако узнаваемость сменяется утилитарностью и таким образом знаменует новое искусство. Условность фона обозначается не его нейтральностью, а использованием нетипичных для живописи материалов (например, окурков). Подручные материалы становятся новой темперой, знаменуют переориентацию искусства на новую, доселе развивающуюся траекторию доступности. Однако узнаваемость образов прослеживается как в античных образцах, так и в творениях советского новаторства.

Юлия Каплиева

Гиды и подкаст "Why I’ve Never Been Here?"

Авторы: Илья Леонов, Екатерина Морозова, Алина Седушкина, Елизавета Харчевникова, Елизавета Черкасова

Наш подкаст, дополняющий арт-гиды, освещает значимые культурные места, которые можно посетить в Москве. Это не только музеи и художественные галереи, но также известные своей красотой и необычностью кинотеатры, кафе и бары, способные заинтересовать даже тех, кто далёк от искусства. Для нас было важно показать, что культура может существовать независимо от музейной среды, поскольку окружает каждого из нас. В подкастах мы не говорим “просто о сложном”, как это принято, или “красиво о не менее красивом” в угоду теме искусства; мы просто говорим о том, что для нас важно в надежде на то, что для наших слушателей это окажется столь же важно и, что самое главное, увлекательно.

 

Открывает наш подкаст рассказ о музее современного искусства «Гараж». Современный мир требует от музеев не только выполнения их традиционной функции – места, где собраны предметы искусства, но и других, необходимых посетителям. “Гараж” прекрасно с этим справляется, предоставляя доступ не только к экспозиции, но и к книжному магазину, кафе, библиотеке и даже кинотеатру. Все эти места функционируют независимо друг от друга в рамках одной организации, давая посетителям возможность выбора. Так, функционал музея выходит за рамки традиционного и становится куда более интересным и даже, в какой-то степени, более полезным для посетителей.

Еще один из эпизодов нашего подкаста посвящен музею «АЗ» – замечательному музею в Москве, посвящённому творчеству Анатолия Зверева, его современников и последователей в искусстве. Он способен составить конкуренцию большому количеству музеев современного искусства с точки зрения организации пространства и подхода к составлению экспозиции. На последней выставке «Лики / Лица / Морды», на которой нам удалось побывать, можно почувствовать всю любовь создателей музея к тому, что они делают, их профессионализм и умение создавать целую продуманную историю из экспозиции.
 

Елизавета Харчевникова

Listen to Why I've Never Been Here. Garage Museum

Listen to Why I've Never Been Here. Az Museum

Гид и подкаст "Double Shot of Art"

Автор: Марина Гоголенко

Главной целью нашего подкаста стал междисциплинарный подход к описанию отдельных произведений искусства, которые можно найти в Москве: совместно с моей коллегой, студенткой-историком, мы рассказали о них не только с искусствоведческой точки зрения, но и осветили исторический контекст.

 

Такой подход подтолкнул нас к созданию названия “Double shot of art”, так как мы рассматриваем темы нашего подкаста сразу с двух разных точек зрения, что делает нашу беседу особенно интересной и разнообразной.

В выпусках нашей программы можно найти рассказы о биографии художников и исторических событиях времени создания экспонатов, а также описание техник работы и материалов в абсолютно разных видах искусства.

Наш Арт-гид в свою очередь содержит информацию о десяти экспонатах, которые мы особо отметили в ходе работы. Они расположены в хронологическом порядке, начиная с наиболее древних и фундаментальных и заканчивая совсем недавними объектами.

Лучшие находки: статуэтки Аменхотепа и Раннаи (Пушкинский музей), автопортрет Анатолия Зверева (музей АЗ)

Марина Гоголенко

Listen to Double Shot of Art podcast. Избранное

Гид и подкаст "Art Nomad"

Автор: Варвара Меренкова

Термин ‘кочевник’ можно определить как «член общества без определённого места жительства, постоянно переезжающий с места на место». Мой подкаст предназначен для тех членов современного общества, которые готовы постоянно познавать искусство, не оставаясь навсегда в рамках одной формы искусства. Для тех, кто постоянно ищет новые его проявления и готов кочевать в поисках ответов на вопросы, которые он нам задает.

Подкаст ‘Art Nomad’ дополняет подробную информацию о каждом экспонате из одноимённого гида.

Слушатели обретают возможность узнать о новом необычном искусстве Москвы, объекты которого автор случайно обнаружила во время прогулок по городу, и дарит тем самым слушателям уникальную возможность насладиться спрятанными в городских улицах шедеврами.

Лучшие находки: памятник Ромулу и Рему (м. Римская), контррельеф "Котёнок" (около музея ММОМА)

 

Варвара Меренкова

Listen to Art Nomad podcast. Избранное

Гид и подкаст "From Chess to Teapot: Stranger in Moscow"

Автор: Кристина Кульчий

Главная цель нашего подкаста – стать вашим персональным гидом и организовать вам незабываемое путешествие вокруг света! Но самое главное, что для этого приключения не нужно уезжать из Москвы! Китайский чай, бродвейские мюзиклы, знаменитые краковские соборы… Наш уникальный путеводитель проложит вам путь через десять стран и покажет жемчужины различных культур. Мы уверены, что вы даже и не знали о некоторых из традиций! Мы собрали под одной обложкой самые интересные и неизвестные места, которые раскроют душу страны. Берите с собой наш путеводитель, рюкзак, проездной, и вперёд! Загранпаспорт не обязателен!

Лучшие находки: Клуб Для Просвещенных "Матэ", Школа фехтования "Men with Swords"

Кристина Кульчий

 

Listen to Stranger in Moscow podcast. Избранное

Гид и подкаст "In the Footsteps of Movies"

Автор: Алина Рассказова

Кино – большая, неотделимая часть искусства. Главной идеей моего подкаста «In the footsteps of movies» является поиск интересных мест в Москве, где снимались известные советские и российские фильмы. Слушатели смогут не только ознакомиться с историей достопримечательностей, но и получше узнать о самих фильмах, актерах и режиссерах советского и российского кинематографа. Самыми яркими найденными мною местами, где снимались фильмы, по моему мнению, являются отель «Космос» и Сандуновские бани.

«Космос», в первую очередь, ассоциируется у зрителей с фильмом 2005 года «Дневной дозор», режиссером которого был Тимур Бекмамбетов. Фильм является продолжением нашумевшего блокбастера «Ночной дозор», снятым по серии романов Сергея Лукьяненко. В этом фильме есть незабываемая сцена, где прекрасная певица и актриса Жанна Фриске едет на красной Mazda RX-8 по стене отеля, не подчиняясь законам гравитации.

Сандуновские бани зрители могли наблюдать во многих советских и российских фильмах, например: Броненосец «Потемкин», «Мастер и Маргарита», «Брат-2», «Статский советник» и др. Лично я их впервые увидела в легендарном российском криминальном фильме «Брат-2» 2000 года, режиссёром которого был Алексей Балабанов.

Алина Рассказова

Listen to In the Foosteps of Movies podcast. Избранное

Гид и подкаст "Running from Blue Devils"

Автор: Анна Матиец

Эскапизм – вот чему, в первую очередь, посвящён этот подкаст. В него были отобраны те предметы изобразительного искусства и места, которые могут так или иначе подарить крайне соблазнительное и приятное чувство ухода от реальности.

Знаковыми объектами можно назвать две VR (virtual reality) инсталляции – ведь именно VR полностью вбирает зрителя в себя, окружая его на 360°, буквально позволяя сбежать в другое место.

Первая работа называется “Я понимаю тебя, но не могу говорить с тобой” (2020-2021), она была создана самоорганизованной группой IIIШШ. Она посвящена темам коммуникации, взаимодействия, общества и одиночества, исследовать которые зритель может в умиротворяющем холмистом местечке, где днями всегда солнечно, а фиолетовые ночи всегда звёздны. Линейный сюжет в инсталляции отсутствует, и каждый сам определяет, как долго следует задержаться, на что обращать внимание, что делать, а что нет. О “Я понимаю тебя…” я рассказываю в первом выпуске подкаста.

Вторая инсталляция, “Психоз” (2018) группы AES+F, напротив, представляет собой последовательный нарратив, погружая зрителя в тревожный мир психбольницы и галлюцинаций, однако не стоит ждать просто ужастика или перепева игры “Outlast”. “Психоз” – это скорее попытка воссоздать опыт больного клинической депрессией пациента. А если же хочется аналогий, следует обратиться к пьесе Сары Кейн “Психоз 4.48” – именно её как основу брали художники. О данной инсталляции мы говорим в пятом эпизоде подкаста.

Анна Матиец

Listen to Running from Blue Devils. Избранное

А в прошлом году мы путешествовали вместе по другим городам России и мира, смотрите, как это было!

 

 

Редакция материалов статьи: Елизавета Черкасова

Преподаватель дисциплины

«Английский язык для специальных целей. История искусств»:

Марина Михайловна Чашко