• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Бакалаврская программа «Журналистика»

Образование в кредит: приостановка или конец программы?

В минувший четверг состоялся первый в новом календарном году выпуск ток-шоу «В точку». Участники программы обсудили недавнее решение «Сбербанка» о приостановке выдачи образовательных кредитов с господдержкой.

Образование в кредит: приостановка или конец программы?

В студии медиацентра ВШЭ собралась пестрая компания гостей: студент Вышки Богдан Косырев , который взял образовательный кредит в прошлом году, уполномоченный по правам студентов в Москве Дмитрий Овакимян и Ян Мелкумов , экономист и обозреватель «РБК-ТВ».

Первым слово взял Богдан. Студент отметил, что резолюция «Сбербанка» его кармана никак не коснулась, повлияв только на тех, кто вступил в кредитные отношения с банком в 2016-ом году. Дмитрий Овакимян , более осведомленный в ситуации, добавил, что первые пострадавшие появятся только после зимней сессии. Но и их будет немного – просто потому, что количество людей, пользующихся образовательными кредитами в России, невелико – примерно 350-500 человек. При этом лишь 181 вуз заключил договоры об образовательном кредитовании с банками, и бо́льшая их часть приходится на Москву.


Гости выразили надежду на то, что до следующей приемной кампании «Сбербанк» и госорганы договорятся и смогут разморозить выдачу кредитов, что будет выгодно и самой организации:


– Помимо своих непосредственных функций «Сбербанк» выполняет еще и социальную. Его руководство подчеркивает: «Мы поддерживаем молодое поколение страны». В коммерческом отношении проигрыш «Сбербанка», если он и есть, ничтожен, зато репутационный выигрыш значителен.       


Участники ток-шоу в деталях рассказали, как работает механизм выдачи образовательных кредитов. А Дмитрий Овакимян выделил главное, на свой взгляд, достоинство такого способа кредитования:


– Студенты, которые берут образовательные кредиты, через три месяца после окончания обучения должны будут устроиться на работу по специальности. И это супермотивированные студенты. Они изначально ориентированы на работу по своей профессии.


Умудренный жизненным опытом Мелкумов поспешил не согласиться с молодым коллегой:

– Дмитрий очень оптимистично оценивает разумность абитуриента. Большинство среди них не знает, кем они станут, поступив на тот или иной факультет. – На лицах некоторых зрителей скользнула ироничная улыбка. Экономист, очевидно, затронул что-то очень их душе близкое. – Так что из этого я бы не стал делать проблему. Для чего мы учимся в университете? Одни скажут, чтобы стать специалистом, другие – чтобы подняться на более высокую ступень осмысления своей жизни. Лучшие университеты ведь учат не специальности, они учат находить информацию, перерабатывать ее и извлекать из нее пользу. И в этом смысле почти безразлично, какой профессии ты учишься.

После лирического отступления гости вернули беседу в деловое русло и обсудили секрет популярности образовательных кредитов за рубежом.


– На Западе ментальность и лояльность к образовательным кредитам формировались в течение многих десятилетий, – объясняет Дмитрий. – Кроме того, там более демократичная процентная ставка.

– Плюс к этому есть масса людей, которые, пользуясь этой системой, учатся не 4-5 лет, а по 6-7, меняют факультеты и специальности, – добавляет Мелкумов .    

Так гости перешли от оплаты за обучение к системе обучения.


– Действительно, в Германии вы можете разбить свое обучение на блоки и учиться лет до 30, параллельно работая и иногда появляясь в университете, – начал Дмитрий. – Вы набираете конкретные курсы и учитесь по ним столько времени, сколько считаете нужным. Более гибкой системы не найти. У нас все жестче: 4 года бакалавриат плюс 2 года магистратуры. С другой стороны, у нас больше бюджетных мест и не настолько загруженный рынок труда, как в США. Там сейчас такая проблема: люди набрали образовательных кредитов, а устроиться на работу не получается.

– Зато у нас бо́льшая часть абитуриентов брошена на многообразие учебных заведений, в которых им трудно разобраться, – парирует Мелкумов . – При этом над ними довлеет мысль: если у тебя нет образования, то ты ненормальный человек.

Слишком много людей, которые хотят получить хоть какой-то диплом. По мнению обозревателя «РБК-ТВ», это неприемлемо, и в России не хватает общественного признания системы профессионального технического образования.

Впрочем, программу удалось завершить на позитивной ноте. Гости ток-шоу сошлись во мнении, что российская система образования не заслуживает глубокого порицания, а по некоторым параметрам и вовсе имеет значительное преимущество над западными конкурентами.

Егор Бульчук, 2-й курс «Журналистики»

Фото Анна Лучина