• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
16
Июнь

Паспорт образовательной программы

Направление подготовки

39.03.01 Социология

Утверждение программы
Приказ "О распределении образовательных программ высшего образования по факультетам НИУ ВШЭ (Москва)" от 15.07.2014 № 6.18.1-01/1507-07
Дата обновления паспорта
Протокол заседания Академического совета ОП "Социология" № 45 от 26.08.2019
Сетевая форма реализации

Нет

Срок, форма обучения и объем

4 года

Очная форма обучения, 240 з.е.

Язык реализации

RUSENG

Обучение ведётся на русском и английском языках

Специализация
Прикладные методы и технологии социальных исследований, Социальная теория и прикладное социальное знание, Экономическая социология
Квалификация выпускника

Бакалавр

Программа двух дипломов

Нет

Конкурентные преимущества программы

Преимущества и особенности образовательной программы «Социология» определяются (1) особенностями проектирования собственно самой  программы, (2) общим состоянием социологической науки в России, а также социально-экономическим контекстом.

На фоне отечественных факультетов-конкурентов образовательная программа «Социология» обладает следующими преимуществами:

  • уникальное сочетание в составе преподавателей ведущих российских исследователей и международных специалистов, работающих на постоянной основе;
  • значительный (в отличие от других российских конкурентов) акцент в обучении на экономико-менеджериальных дисциплинах, что создает для выпускников дополнительные возможности на рынке труда и/или для продолжения образования на магистерских программах по иным направлениям подготовки. Так, обязательными являются курсы «Экономика», «Экономическая теория», «Экономическая и социальная статистика» , «Институциональная экономика», «Демография». Кроме данных дисциплин студенты также могут выбрать майноры по экономике, менеджменту, бизнес-информатике и основам предпринимательской деятельности; 
  • уверенное владение английским языком как языком профессионального общения, облегчающее как поступление на образовательные программы зарубежных университетов, так и работу в международных компаниях. Английский язык не только преподается в качестве учебной дисциплины, обеспечивающей знания английского на уровне не ниже B2 (по Общеевропейской шкале уровней CEFR http://www.cambridgeenglishteacher.org/what_is_this ), но и используется в преподавании ряда курсов – «Экономическая и социальная статистика», «Социальная и экономическая антропология»; «Введение в сетевой анализ», «Социология предпринимательства» и др. Факультет социальных наук имеет ряд договоров о студенческом обмене с зарубежными университетами. Студентам факультета предоставляется возможность, наряду с участием в общеуниверситетских программах международной академической мобильности, пройти обучение в зарубежных вузах-партнерах факультета в течение 1-2 семестров;
  • научно-исследовательская инфраструктура (научно-учебные, проектноучебные и другие лаборатории и исследовательские центры), обеспечивающая возможность вовлечения студентов в научно-исследовательскую и проектную работу, в том числе по заказам органов государственной власти. Научные подразделения НИУ ВШЭ, в которых студенты могут проходить практику и работать, включают в себя Институт демографии, Институт управления социальными процессами, Центр лонгитюдных обследований, Международная лаборатория прикладного сетевого анализа, Лаборатория экономико-социологических исследований;
  • хорошо развитая информационная инфраструктура НИУ ВШЭ (прежде всего, электронные ресурсы, возможность продолжения обучения на  магистерских программах «Комплексный социальный анализ», «Прикладные методы социального анализа рынков», «Социология публичной сферы и социальных коммуникаций» и «Сравнительные социальные исследования», распространяющийся на образовательную программу «Социология» бренд НИУ ВШЭ как инновационного, динамичного исследовательского университета международного уровня; успешное трудоустройство выпускников и/или примеры продолжения обучения за рубежом на магистерских программах.
Характеристика профессиональной деятельности и перечень профессиональных компетенций выпускника

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата включает изучение социального, экономического, политического и духовного состояния общества, закономерностей и тенденций его развития социологическими методами. Выпускники программы бакалавриата могут быть востребованы:

  • в производственных и аналитических службах организаций различных отраслей;
  • в органах государственной и муниципальной власти; 
  • в академических и ведомственных научно-исследовательских организациях, центрах социологических исследований;
  • в образовательных организациях системы высшего образования и среднего профессионального образования, среднего общего образования, системах дополнительного образования.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются социальные процессы и структуры на макро- и микроуровнях, социальные общности и социальные отношения внутри этих общностей и между ними, общественное сознание, а также результаты и способы воздействия на социальные общности и социальные отношения.

Выпускник образовательной программы «Социология» факультета социальных наук НИУ ВШЭ получает комплекс универсальных и профессиональных компетенций, который обусловлен современным пониманием социолога как 1) эксперта и аналитика, 2) исследователя социальных процессов, владеющего разными методами и техниками изучения явлений и процессов в обществе, 3) преподавателя социально-гуманитарных дисциплин.

К числу профессиональных компетенций относятся компетенции, необходимые в первую очередь для научно-исследовательской и аналитической деятельности, в том числе способность:

  • решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности;
  • критически воспринимать, обобщать, анализировать профессиональную информацию;
  • анализировать социально-значимые проблемы и процессы с беспристрастностью и научной объективностью;
  • использовать основные положения и методы гуманитарных и социально-экономических наук при решении профессиональных задач;
  • использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности, применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования при решении профессиональных задач;
  • самостоятельно формулировать цели, ставить конкретные задачи научных исследований в различных областях социологии и решать их с помощью современных исследовательских методов;
  • участвовать в составлении и оформлении профессиональной научно-технической документации, научных отчетов;
  • представлять результаты социологических исследований с учетом особенностей потенциальной аудитории;
  • составлять и представлять проекты научно-исследовательских и аналитических разработок в соответствии с нормативными документами;
  • обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций;
  • и готов к планированию и осуществлению проектных работ в области изучения общественного мнения, организации работы маркетинговых служб;
  • участвовать в аналитической и консалтинговой деятельности;
  • использовать методы сбора, обработки и интерпретации комплексной социальной информации для решения организационноуправленческих задач, в том числе находящихся за пределами непосредственной сферы деятельности;
  • разрабатывать учебные программы для преподавания социологии и проводить учебные занятия.

К числу компетенций, имеющих универсальный характер, отнесены следующие способности:

  • учиться, приобретать новые знания, умения, в том числе в области, отличной от профессиональной;
  • выявлять научную сущность проблем в профессиональной области;
  • решать проблемы в профессиональной деятельности на основе анализа и синтеза;
  • оценивать потребность в ресурсах и планировать их использование при решении задач в профессиональной деятельности;
  • работать с информацией: находить, оценивать и использовать информацию из различных источников, необходимую для решения научных и профессиональных задач (в том числе на основе системного подхода);
  • вести исследовательскую деятельность, включая анализ проблем, постановку целей и задач, выделение объекта и предмета исследования, выбор способа и методов исследования, а также оценку его качества;
  • работать в команде;
  • грамотно строить коммуникацию, исходя из целей и ситуации общения (в том числе на иностранных языках);
  • критически оценивать и переосмыслять накопленный опыт (собственный и чужой), рефлексировать профессиональную и социальную деятельность;
  • осуществлять производственную или прикладную деятельность в международной среде.

 

Характеристики образовательных модулей программы

Образовательная программа подготовки бакалавра с присвоением квалификации «бакалавр» предусматривает изучение следующих блоков:

                                                                                                                                             Таблица 1 

Код элемента

Элементы ООП и планируемые результаты обучения

Примерные дисциплины

Количество з.е.

Б.О.

Общий цикл

17

  

Безопасность жизнедеятельности

Физкультура

Философия

Социальная история Психология

Экономика

 

Б.Пр

Профессиональный цикл  (Major)

137-150

Б.Пр.Б

Базовая часть

Алгебра и анализ

Прикладное программное обеспечение

Теория вероятностей и математическая статистика

Анализ данных в социологии

Экономическая теория

Социологическая теория

Методология и методы социологического исследования

Экономическая социология

Экономическая и социальная статистика

Социальная структура и социальная стратификация

Социальная и экономическая антропология

85-95

Б.Пр.БП

Базовая часть профиля

Определяется ОП

0-20

Б.Пр.ВП

Вариативная часть. Обязательные дисциплины специализаций.

Определяется ОП

15-20

Б.Пр.ДВ

Вариативная часть. Дисциплины по выбору студентов.

 

25-40

Б.М

Дополнительный профиль (Minor)

20

Б.ПД

Практики, проектная и/или исследовательская работа

НИС Курсовые работы

Проекты (практикумы) Практики

50-60

Б.Ф

Факультативы

Полный состав определяется ОП, в т.ч. Английский язык

Максимальный объем определяется ОП, з.е. учитываются сверх общего объема ОП

Б.ГИА

Государственная итоговая аттестация

3-6

 

 

Государственный междисциплинарный экзамен по направлению

Защита ВКР

3

 

3

ИТОГО

240

Адаптация программы для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов

Образовательная программа высшего образования НИУ ВШЭ адаптирована для обучения на ней инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Для указанных лиц разработана специальная программа по дисциплине "Физическая культура" (Адаптированная Программа учебной дисциплины «Физическая культура»), в учебном процессе используются специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Особенности адаптации программ учебных дисциплин содержатся в полной версии каждой программы учебной дисциплины и доступны студентам через электронную образовательную среду.

Комплект документов образовательной программы

Все документы образовательной программы хранятся в электронном виде на настоящем сайте образовательной программы. Учебные планы, календарные учебные графики, программы учебных дисциплин разрабатываются и проходят электронные процедуры утверждения в корпоративных информационных системах. Их актуальные версии автоматически публикуются на сайте ОП. Методические материалы, оценочные средства и иные материалы образовательной программы в актуальном виде хранятся на сайте образовательной программы в соответствии локальными нормативными актами университета.

Подтверждаю актуальность комплекта документов образовательной программы, размещенных на настоящем сайте образовательной программы.

Проректор С.Ю. Рощин

Паспорт образовательной программы «Социология»

Перейти к содержанию программы