2021/2022
Кинокультура
Статус:
Майнор
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Где читается:
Факультет гуманитарных наук
Когда читается:
3, 4 модуль
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Понятие «кинокультура» включает обширный спектр аудиовизуальных практик современности. В курсе рассматриваются предпосылки формирования современного поля аудиовизуальной продукции, а также анализируется его структура на обширном социальном и политическом фоне. Курс делится на теоретический, исторический и методологический (аналитический) блоки. В первом речь идет о конструировании объекта кинокультуры, появлении кинокритики и теории кино в ее тесной связи с эстетикой и теориями других современных медиа. Во втором рассматривается история современных визуальных медиа, различные концепции и опыты создания визуальных проекций и движущихся изображений от античной философии до ускоренного прогресса медиа в XX в. Третий блок включает ряд кейсов с целью сформировать представление о подходах в анализе экранных произведений. Сквозные темы курса: «Кино в ряду других техник репрезентации», «Кино и/как искусство», «Кино как кодовая система современной культуры» и т. д. Дисциплина изучается с использованием онлайн-курса «Анализ фильма», созданного Высшей школой экономики на платформе «Открытое образование»: https://openedu.ru/course/hse/FILM/.
Цель освоения дисциплины
- Получить систематическое представление об истории кино XX века.
- Ознакомиться с ключевыми теоретическими подходами, принятыми среди исследователей кино.
- Изучить основные подходы формального анализа фильма.
- Уметь сопоставлять различные национальные кинематографические школы.
Планируемые результаты обучения
- Научиться анализировать боевик с обращением к структурному анализу.
- Научиться структуралистскому и пострктуралитскому подходам к анализу фильма.
- Ориентироваться в раннем советском кинематографе.
- Перечислять основные направления и школы, значимые для культуры Германии в целом.
- Перечислять основные направления и школы, значимые для культуры Италии в целом.
- Познакомиться с ключевыми подходами к анализу сериалов.
- Разбираться в основных жанрах кинематографа и уметь отличить «жанровое» кино от «авторского».
- Разбираться в основных этапах развития истории кино.
- Разбираться в основных этапах становления и развития кино Великобритании.
- Разбираться в основных этапах становления и развития кино Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия, Румыния).
- Разбираться в основных этапах становления и развития кино Западной Европы (Бенилюкс, Пиренейский полуостров).
- Разбираться в основных этапах становления и развития кино СССР-России.
- Разбираться в основных этапах становления и развития кино США.
- Разбираться в основных этапах становления и развития кино Центральной Европы (Балканский полуостров, Венгрия).
- Разбираться в основных этапах становления и развития скандинавского кино.
- Разбираться в основных этапах становления и развития французского кино.
- Разбираться в различных подходах к интерпретации и анализу кино.
- Узнать о ключевых изменениях, произошедших в советском кинематографе.
- Узнать о педагогической роли современных мультипликационных фильмов.
- Узнать о семиотическом подходе к анализу фильма.
Содержание учебной дисциплины
- Зарождение и основные этапы истории кино.
- Фильм как комплекс знаков.
- «Жанровое» и «авторское» кино.
- Гангстерское кино.
- Современная анимация: структурные модели и идеология студии Диснея.
- Советское кино: особенности кинематографа 1930-1940-х гг.
- Культура и кинематограф Франции.
- Культура и кинематограф Германии.
- Культура и кинематограф Италии.
- Кинематограф и культура Скандинавии.
- Культура и кинематограф США.
- Культура и кинематограф Великобритании.
- Культура и кинематограф Западной Европы.
- Культура и кинематограф Центральной Европы.
- Культура и кинематограф Восточной Европы.
- Культура России и русскоязычный кинематограф.
- Анализ фильма: основные измерения.
- (Нео)структуралистские и поструктуралисткие подходы к анализу фильма.
- Советское кино: новая кинематографическая волна 1960-х.
- Сериал как конкурент реальности: философские аспекты проблемы реальности.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.2 * Оценка за онлайн-курс + собеседование по нему + 0.4 * Итоговый проект + 0.4 * Работа на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Nowell-Smith, G. (1997). The Oxford History of World Cinema. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=287585
Рекомендуемая дополнительная литература
- Anger, D. C. (1999). Other Worlds : Society Seen Through Soap Opera. Peterborough, Ont., Canada: Broadview Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=34096