• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Кинокультура

Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Понятие «кинокультура» включает обширный спектр аудиовизуальных практик современности. В курсе рассматриваются предпосылки формирования современного поля аудиовизуальной продукции, а также анализируется его структура на обширном социальном и политическом фоне. Курс делится на теоретический, исторический и методологический (аналитический) блоки. В первом речь идет о конструировании объекта кинокультуры, появлении кинокритики и теории кино в ее тесной связи с эстетикой и теориями других современных медиа. Во втором рассматривается история современных визуальных медиа, различные концепции и опыты создания визуальных проекций и движущихся изображений от античной философии до ускоренного прогресса медиа в XX в. Третий блок включает ряд кейсов с целью сформировать представление о подходах в анализе экранных произведений. Сквозные темы курса: «Кино в ряду других техник репрезентации», «Кино и/как искусство», «Кино как кодовая система современной культуры» и т. д. Дисциплина изучается с использованием онлайн-курса «Анализ фильма», созданного Высшей школой экономики на платформе «Открытое образование»: https://openedu.ru/course/hse/FILM/.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Получить систематическое представление об истории кино XX века.
  • Ознакомиться с ключевыми теоретическими подходами, принятыми среди исследователей кино.
  • Изучить основные подходы формального анализа фильма.
  • Уметь сопоставлять различные национальные кинематографические школы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Научиться анализировать боевик с обращением к структурному анализу.
  • Научиться структуралистскому и пострктуралитскому подходам к анализу фильма.
  • Ориентироваться в раннем советском кинематографе.
  • Перечислять основные направления и школы, значимые для культуры Германии в целом.
  • Перечислять основные направления и школы, значимые для культуры Италии в целом.
  • Познакомиться с ключевыми подходами к анализу сериалов.
  • Разбираться в основных жанрах кинематографа и уметь отличить «жанровое» кино от «авторского».
  • Разбираться в основных этапах развития истории кино.
  • Разбираться в основных этапах становления и развития кино Великобритании.
  • Разбираться в основных этапах становления и развития кино Восточной Европы (Польша, Чехия, Словакия, Румыния).
  • Разбираться в основных этапах становления и развития кино Западной Европы (Бенилюкс, Пиренейский полуостров).
  • Разбираться в основных этапах становления и развития кино СССР-России.
  • Разбираться в основных этапах становления и развития кино США.
  • Разбираться в основных этапах становления и развития кино Центральной Европы (Балканский полуостров, Венгрия).
  • Разбираться в основных этапах становления и развития скандинавского кино.
  • Разбираться в основных этапах становления и развития французского кино.
  • Разбираться в различных подходах к интерпретации и анализу кино.
  • Узнать о ключевых изменениях, произошедших в советском кинематографе.
  • Узнать о педагогической роли современных мультипликационных фильмов.
  • Узнать о семиотическом подходе к анализу фильма.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Зарождение и основные этапы истории кино.
  • Фильм как комплекс знаков.
  • «Жанровое» и «авторское» кино.
  • Гангстерское кино.
  • Современная анимация: структурные модели и идеология студии Диснея.
  • Советское кино: особенности кинематографа 1930-1940-х гг.
  • Культура и кинематограф Франции.
  • Культура и кинематограф Германии.
  • Культура и кинематограф Италии.
  • Кинематограф и культура Скандинавии.
  • Культура и кинематограф США.
  • Культура и кинематограф Великобритании.
  • Культура и кинематограф Западной Европы.
  • Культура и кинематограф Центральной Европы.
  • Культура и кинематограф Восточной Европы.
  • Культура России и русскоязычный кинематограф.
  • Анализ фильма: основные измерения.
  • (Нео)структуралистские и поструктуралисткие подходы к анализу фильма.
  • Советское кино: новая кинематографическая волна 1960-х.
  • Сериал как конкурент реальности: философские аспекты проблемы реальности.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Итоговый проект
  • неблокирующий Оценка за онлайн-курс + собеседование по нему
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.2 * Оценка за онлайн-курс + собеседование по нему + 0.4 * Итоговый проект + 0.4 * Работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Nowell-Smith, G. (1997). The Oxford History of World Cinema. Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=287585

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Anger, D. C. (1999). Other Worlds : Society Seen Through Soap Opera. Peterborough, Ont., Canada: Broadview Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=34096