• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Сюжеты традиционной китайской живописи

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящий курс включает в себя три тематических блока. Первый из них посвящен истории коллекционирования китайской живописи на Западе и обсуждения ее наиболее значительных коллекций в крупнейших музеях мира. Здесь также будут рассматриваться вопросы эволюции восприятия дальневосточного искусства на Западе, проблемы атрибуции и подделок в современных музейных коллекциях. Специфика коллекционирования была напрямую связана с эволюцией понимания характерных для дальневосточной культуры эстетических принципов, анализу которых посвящен следующий блок занятий. Китайская живописная культура была тесным образом связана с философской и поэтической традицией и опиралась на систему символов и образов, общую для разных направлений традиционной мысли Китая. Опираясь на анализ источников по теории китайской живописи, мы попробуем выделить основные философские концепции и поэтические образы, нашедшие отражение в живописной традиции, а также сформулировать наиболее важные принципы построения живописных произведений разных жанров и направлений. Наконец, третья часть курса предполагает разбор основных сюжетов китайской живописи и ставит целью познакомить слушателей с их культурным и историческим контекстом, символикой и особенностями интерпретации. Здесь будут разбираться символика трактовки пейзажа, специфика и виды портретных изображений, эволюция идеала женской красоты и приемов его передачи в живописи, модели визуальной репрезентации власти, цветовая и числовая, растительная и зооморфная символика в китайской традиции и т.д.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство студентов с основными эстетическими принципами, школами и направлениями, типами сюжетов традиционной китайской живописи
  • сообщение важнейших сведений об их культурном и историческом контексте.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализировать традиционные китайские подходы к оценке произведений китайского искусства, уметь анализировать наиболее важные тексты по теории китайской живописи, уметь трактовать произведения китайской живописи в контексте даосской, неоконфуцианской, чань-буддийской традиции, знать разные направления и школы китайской живописи, знать основную информацию о структуре живописного свитка и технических приемах китайской живописи.
  • определять основные коллекции произведений китайского искусства на Западе, уметь выделять этапы формирования основных западных коллекций китайского искусства, знать эволюцию подходов к коллекционированию произведений китайского искусства на Западе.
  • определять основные принципы эстетики «ветра и потока» и их влияние на формирование «изящной» культуры досуга, уметь анализировать изображения ученых, поэтов, философов в контексте конфуцианской, даосской, буддийской философии, уметь выделять и интерпретировать основные живописные сюжеты, включающие изображения ученых, поэтов, философов.
  • определять особенности жанра шинюй, знать основные подходы к живописной передаче женской красоты в разные эпохи, знать эволюцию женского костюма в традиционном Китае, уметь интерпретировать изображения женщин в традиционной китайской живпоси.
  • перечислять основные принципы китайской теории портрета, уметь датировать парадные портреты разных исторических периодов, понимать символику традиционных костюмов и атрибутики, понимать принципы передачи индивидуальных черт в камерном портрете.
  • Понимать принципы построения упорядоченного пространства в китайской традиции, знать основные направления в китайской архитектурной традиции, знать основные принципы китайской садово-парковой архитектуры.
  • уметь интерпретировать основные растительные и зооморфные символы в китайской традиции, уметь выделять основные сюжеты традиционного китайского микропейзажа, знать основные принципы теории микропейзажа, уметь интерпретировать живописные изображения жанра «цветы и птицы».
  • уметь интерпретировать цветовую и числовую символику в китайской традиции, уметь «читать» традиционные благопожелательные изображения, понимать основные принципы даосской и буддийской иконографии, специфику изображений персонажей народного пантеона.
  • уметь перечислять основные направления в китайской теории пейзажа, уметь выделять сюжеты китайской пейзажной живописи, уметь сопоставлять пейзажные традиции разных исторических периодов.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. История коллекционирования китайского искусства на Западе. Китайская живопись в музеях мира
  • Тема 2. Эстетические принципы и технические приемы китайской живописи
  • Тема 3. Образы природы в китайской живописной традиции. Пейзаж как путешествие и пейзаж как обитель отшельника
  • Тема 4. На стыке природного и культурного пространств. Архитектурный пейзаж, дом и сад
  • Тема 5. Специфика и виды портретного изображения. Ритуал, идеал и индивидуальность
  • Тема 6. Грани образа ученого, поэта, философа
  • Тема 7. Женский образ в китайской живописной традиции: эволюция репрезентации красоты
  • Тема 8. Цветы и птицы: язык и сюжеты микропейзажа
  • Тема 9. Структура и символы благопожелательных изображений
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий 1 Контрольная работа и 4 эссе
  • неблокирующий Экзамен в виде письменного эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.3 * Экзамен в виде письменного эссе + 0.7 * 1 Контрольная работа и 4 эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Chinese painting and its audiences, Clunas, C., 2017
  • How to read Chinese paintings, Hearn, M. K., 2008
  • Issues of authenticity in Chinese painting, , 1999
  • Murray, J. K. (1998). What Is `Chinese narrative illustration’? Art Bulletin, 80(4), 602. https://doi.org/10.2307/3051315
  • Pictures for use and pleasure : vernacular painting in high Qing China, Cahill, J., 2010
  • Three thousand years of Chinese painting, Barnhart, R. M., 1997
  • Духовная культура Китая. [Т.6 (дополнительный)]: Искусство, , 2010
  • Мировая художественная культура. История искусства Китая : учеб. пособие, Кравцова, М. Е., 2004
  • Эстетические проблемы живописи старого Китая, Завадская, Е. В., 1975

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Nelson, S. E. (2001). Revisiting the Eastern Fence: Tao Qian’s Chrysanthemums. Art Bulletin, 83(3), 437. https://doi.org/10.2307/3177237