• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Сюжеты традиционной китайской живописи

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящий курс включает в себя три тематических блока. Первый из них посвящен истории коллекционирования китайской живописи на Западе и обсуждения ее наиболее значительных коллекций в крупнейших музеях мира. Здесь также будут рассматриваться вопросы эволюции восприятия дальневосточного искусства на Западе, проблемы атрибуции и подделок в современных музейных коллекциях. Специфика коллекционирования была напрямую связана с эволюцией понимания характерных для дальневосточной культуры эстетических принципов, анализу которых посвящен следующий блок занятий. Китайская живописная культура была тесным образом связана с философской и поэтической традицией и опиралась на систему символов и образов, общую для разных направлений традиционной мысли Китая. Опираясь на анализ источников по теории китайской живописи, мы попробуем выделить основные философские концепции и поэтические образы, нашедшие отражение в живописной традиции, а также сформулировать наиболее важные принципы построения живописных произведений разных жанров и направлений. Наконец, третья часть курса предполагает разбор основных сюжетов китайской живописи и ставит целью познакомить слушателей с их культурным и историческим контекстом, символикой и особенностями интерпретации. Здесь будут разбираться символика трактовки пейзажа, специфика и виды портретных изображений, эволюция идеала женской красоты и приемов его передачи в живописи, модели визуальной репрезентации власти, цветовая и числовая, растительная и зооморфная символика в китайской традиции и т.д.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • знакомство студентов с основными эстетическими принципами, школами и направлениями, типами сюжетов традиционной китайской живописи
  • сообщение важнейших сведений об их культурном и историческом контексте.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • анализировать традиционные китайские подходы к оценке произведений китайского искусства, уметь анализировать наиболее важные тексты по теории китайской живописи, уметь трактовать произведения китайской живописи в контексте даосской, неоконфуцианской, чань-буддийской традиции, знать разные направления и школы китайской живописи, знать основную информацию о структуре живописного свитка и технических приемах китайской живописи.
  • уметь перечислять основные направления в китайской теории пейзажа, уметь выделять сюжеты китайской пейзажной живописи, уметь сопоставлять пейзажные традиции разных исторических периодов.
  • Понимать принципы построения упорядоченного пространства в китайской традиции, знать основные направления в китайской архитектурной традиции, знать основные принципы китайской садово-парковой архитектуры.
  • перечислять основные принципы китайской теории портрета, уметь датировать парадные портреты разных исторических периодов, понимать символику традиционных костюмов и атрибутики, понимать принципы передачи индивидуальных черт в камерном портрете.
  • определять основные принципы эстетики «ветра и потока» и их влияние на формирование «изящной» культуры досуга, уметь анализировать изображения ученых, поэтов, философов в контексте конфуцианской, даосской, буддийской философии, уметь выделять и интерпретировать основные живописные сюжеты, включающие изображения ученых, поэтов, философов.
  • определять особенности жанра шинюй, знать основные подходы к живописной передаче женской красоты в разные эпохи, знать эволюцию женского костюма в традиционном Китае, уметь интерпретировать изображения женщин в традиционной китайской живпоси.
  • уметь интерпретировать основные растительные и зооморфные символы в китайской традиции, уметь выделять основные сюжеты традиционного китайского микропейзажа, знать основные принципы теории микропейзажа, уметь интерпретировать живописные изображения жанра «цветы и птицы».
  • уметь интерпретировать цветовую и числовую символику в китайской традиции, уметь «читать» традиционные благопожелательные изображения, понимать основные принципы даосской и буддийской иконографии, специфику изображений персонажей народного пантеона.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. История коллекционирования китайского искусства на Западе. Китайская живопись в музеях мира
    Ранние коллекции фарфора в Европе. Восприятие на Западе японского и китайского искусства в конце XIX в. Интерес к китайской бронзе после раскопок последней столицы Шан (Иньсюй); интерес к буддийской скульптуре после западных экспедиций в пещерный монастырский комплекс Цяньфодун (Дуньхуан). Проблемы в профессиональной оценке китайской живописи. О. Сирен: переводы и исследования текстов по теории китайской живописи (1930-е гг.). История формирования коллекций Бостонского музея изящных искусств, Галереи искусств Фрира (Вашингтон), музея Метрополитен (Нью-Йорк), музея искусств Нельсона Аткинса (Канзас-сити). Китайская живопись в европейских коллекциях. Китайская императорская коллекция живописи и ее судьба. Музей императорского дворца Гугун (Пекин) и Национальный музей императорского дворца (Тайбэй). Коллекция Шанхайского музея. Китайская живопись в Японии: музеи и частные коллекции. Проблема атрибуции и подделок.
  • Тема 2. Эстетические принципы и технические приемы китайской живописи
    Источники по теории живописи. Становление и развитие эстетики живописи как особой сферы знания. Критерии оценки. Шесть законов живописи Се Хэ. Цзин Хао и его вклад в теорию живописи. Дун Цичан и ортодоксальная школа живописи в позднеимперском Китае. Осмысление философских категорий в живописном тексте. Даосская традиция и развитие пейзажного жанра. Неоконфуцианство и его влияние на эстетику живописи. Чаньская живопись. Академия живописи и вэньжэньхуа (живопись ученых). Техника гунби («тщательная кисть») и эстетический принцип се шэн («писать жизнь»); техника цзяньби («лапидарная кисть») и эстетический принцип се и («писать идею»). Формы и структура свитка. Краски и материалы. Живописная техника.
  • Тема 3. Образы природы в китайской живописной традиции. Пейзаж как путешествие и пейзаж как обитель отшельника
    Основные элементы пейзажа: горы, воды и деревья. Трактаты по теории пейзажной живописи: Гу Кайчжи, Цзун Бин, Цзин Хао, Ван Вэй, Го Си о пейзаже. Теория перспективы Го Си. Монументальный пейзаж периода Пяти династий и Северной Сун: все мироздание в одном свитке. Глазами наблюдателя: соразмерный человеку южносунский пейзаж. Дальний берег: пейзаж как метафора внутреннего состояния, отражение социального, культурного, политического кризиса в период Юань. Возвращение монументального пейзажа в позднеимперский период. «Пейзажи, по которым можно бродить, и пейзажи, в которых можно жить». Пейзажи минских лоялистов после маньчжурского завоевания: эскапизм и диссидентское высказывание.
  • Тема 4. На стыке природного и культурного пространств. Архитектурный пейзаж, дом и сад
    Го Чжуншу и жанр цзехуа. Специфика архитектурного пейзажа. Изображения дворцов, храмовых комплексов, усадеб. Законы построения упорядоченного пространства. Направление жанровой живописи жэньу, предполагающее изображение человека в интерьере. Традиция ландшафтной архитектуры.
  • Тема 5. Специфика и виды портретного изображения. Ритуал, идеал и индивидуальность
    Трактаты по теории портрета. Ранние погребальные изображения. Нарративные изображения и жанровая живопись (жэньу). Эволюция парадного портрета. Символика костюма и атрибутики; роль физиогномики в портретном изображении. Воплощение идеала: красавицы и ученые. Камерный портрет и техники передачи индивидуальных черт. Европейское влияние в портретах XVIII – XIX вв.
  • Тема 6. Грани образа ученого, поэта, философа
    Образ ученого, поэта, философа: между воображаемым идеалом и камерным портретом. Специфика изображения конфуцианского книжника, даосского мудреца и чаньского наставника. Эстетическое течение «ветра и потока» (фэнлю) и его влияние на формирование «изящной» культуры досуга. Ван Сичжи и встреча в Орхидеевой беседке: появление сюжета «собрание друзей за вином и высокой беседой на лоне природы». Ученый в своем кабинете. Мудрец в обители отшельника. Поэт, созерцающий природу.
  • Тема 7. Женский образ в китайской живописной традиции: эволюция репрезентации красоты
    Жанр шинюй (изображения красавиц). Придворные дамы. Добродетельные женщины. Куртизанки. Богини и феи. Изображение женщин в интерьере: красавица, тоскующая о возлюбленном, красавица перед зеркалом. Портреты женщин-исторических персонажей: между воображением и реальностью. Эротические изображения. Изображение женщин женщинами-художницами. Эволюция идеала женской красоты и приемов его передачи в живописи. Атрибутика женского изображения: цветы, деревья, предметы туалета и интерьера. Эволюция женского костюма.
  • Тема 8. Цветы и птицы: язык и сюжеты микропейзажа
    Растительная и цветочная символика в китайской традиции. Зооморфные образы. Многозначность символов в зависимости от культурного контекста: конфуцианская, даосская и буддийская традиции; высокая культура ученых книжников и простонародная благопожелательная традиция. Микропейзаж в контексте неоконфуцианской философии. Трактаты по теории жанров микропейзажа. Цветы и птицы. Насекомые и растения. Камни и бамбук. Живопись бамбука. Наиболее распространенные сюжеты микропейзажа («четыре благородных», «три друга холодной зимы», сезонные изображения). Анималистический жанр и его символика.
  • Тема 9. Структура и символы благопожелательных изображений
    Цветовая и числовая символика в китайской традиции. Наиболее важные жизненные блага – долголетие, богатство, счастье, многодетность, карьера – и их символы. Благопожелательные «ребусы». Иконография изображений божеств и историко-легендарных персонажей. Конфуций. Лао-цзы. Восемь бессмертных. Архаты и чаньские патриархи. Специфика буддийской иконографии. Народная картина и изображения персонажей народного пантеона.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий 1 Контрольная работа и 4 эссе
  • неблокирующий Экзамен в виде письменного эссе
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (4 модуль)
    0.7 * 1 Контрольная работа и 4 эссе + 0.3 * Экзамен в виде письменного эссе
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Murray, J. K. (1998). What Is `Chinese narrative illustration’? Art Bulletin, 80(4), 602. https://doi.org/10.2307/3051315

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Nelson, S. E. (2001). Revisiting the Eastern Fence: Tao Qian’s Chrysanthemums. Art Bulletin, 83(3), 437. https://doi.org/10.2307/3177237