• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Запад и Восток: трагедия двух путей

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Данная программа курса знакомит слушателей с особенностями исторического развития стран Востока и Запада. При этом обращается особое внимание на то, что изначальным магистральным путем развития человечества был так называемый "восточный" путь развития, который предполагает самодовлеющую роль государства и подчиненность ему общества. Только в результате особых обстоятельств, сложившихся в Средиземноморье, где греческое общество было поставлено и исключительно благоприятные условия развития (можно сказать "тепличные"), на юге Балканского полуострова образовались античные полисы, в которых и зародилась та "западная" парадигма, которая нашла свое продолжение в европейском феодализме и капитализме. Восток же развивался традиционным путем, в котором государство постоянно доминировало над обществом и не давало возможности ему развиваться. Это было связано с тем, что постоянные угрозы вторжения кочевников требовали мощной армии, а ее обеспечение, в свою очередь, требовало огромного государственного аппарата. В результате западное общество и государство развивались линейно, а восточные - по расширенному циклу. Встреча Востока и Запада в эпоху "Великих географических открытий" привела к массовым и кровавым конфликтам, последствия которых мы преодолеваем до сих пор. В процессе освоения курса будут выбелены различные варианты как "западного", так и "восточного" пути развития.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения курса «Восток и Запад: драма двух путей» является ознакомление студентов со спецификой исторического развития стран Востока и Запада с момента образования государства и до настоящего времени, с основными этапами исторического пути этих стран, с механизмами взаимоотношения власти и общества в этих странах, с географическими условиями, в значительной степени повлиявшими на доминантную линию развития этих стран, с фактором «варварской периферии», предопределившим выбор той или иной страной «восточного» или «западного» пути развития, со спецификой модернизации стран Запада и Востока, с особенностями «столкновения цивилизаций» стран Запада и Востока на разных этапах исторического развития, с разными формами «переселения народов», начиная с военных завоеваний и до трудовых миграций, с различными отечественными и зарубежными теориями об историческом пути развития обществ по восточному или западному пути. Целью освоения курса является также формирование у студентов умения пользоваться основными категориями и понятиями, относящимися к теории и практике исторического развития «восточных», «западных» обществ, с методами прогнозирования возможного пути развития этих обществ в краткосрочной, среднесрочной и дальнесрочной перспективах.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные закономерности исторического развития государств и обществ Запада и Востока с V в. до х .э. и до наших дней, основные особенности, присущие экономической, социальной и политической структурам государств и обществ Запада и Востока, характерные черты, которые позволяют причислить развитие русского (российского) государства и общества к западному (вестернизированному) или восточному (ориентализированному) тренду, механизмы взаимоотношений власти и общества на Западе и Востоке.
  • Иметь навыки философского мышления для выработки системного, целостного взгляда на проблемы общества; навыки публичной речи, аргументации, ведения дискуссии; навыки литературной и деловой письменной и устной речи на русском языке; навыки научного прогнозирования
  • Уметь определять направление развития («вестернизированное» или «ориентализированное») различных государств и обществ, атрибутировать принадлежность того или иного государства и общества к Западу или Востоку, выделять характерные черты «вестернизации» или «ориентализации» в экономической, социальной и политической структурах различных государств.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Месопотамия и Египет в древности.
  • Индия и Китай в древности.
  • Греция и Рим.
  • Оседлые и кочевники в средние века
  • Страны Востока в Средние века.
  • Страны Запада в Средние века
  • Страны Востока в Новое время.
  • Страны Запада в Новое время.
  • Колониализм
  • Противостояние двух систем: Запада и Востока.1945 - 1991.
  • Восток и Запад с начала XX века до конца Второй Мировой войны: 1900-1945.
  • Восток и Запад: от «мопополярного» к «многополярному миру».
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарский занятиях
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Реферат
  • блокирующий Экзамен
  • неблокирующий Работа на семинарский занятиях
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Контрольная работа
  • неблокирующий Реферат
  • блокирующий Экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.05 * Контрольная работа + 0.4 * Работа на семинарский занятиях + 0.1 * Эссе + 0.3 * Экзамен + 0.15 * Реферат
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Аграрная история Древнего мира, Вебер, М., 2001
  • История Древней Греции : учебник для вузов, Андреев, Ю. В., 2000
  • История Китая с древнейших времен до начала XXI века. Т.1: Древнейшая и древняя история (по археологическим данным) : от палеолита до V в. до н. э., , 2016
  • Переход от античности к феодализму / Андерсон П., Смирнов А.Н.; Под ред. Фурман Д.Е. - М.:ИД Тер. будущего, 2007. - 288 с.: 70x100 1/16. - (Университетская библиотека Александра Погорельского) ISBN 5-91129-045-6

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Модели демократии, Хелд, Д., 2014