2021/2022




Арабская, персидская и армянская литература
Статус:
Майнор
Кто читает:
Институт классического Востока и античности
Когда читается:
3, 4 модуль
Охват аудитории:
для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык:
русский
Кредиты:
5
Программа дисциплины
Аннотация
Первая часть курса знакомит студентов с историей формирования и развития литературы на классическом арабском языке от доисламских времен до XVI в. Значительное число занятий будет посвящено арабскому поэтическому наследию. Слушатели узнают о самых ранних поэтических произведениях на арабском языке, созданных еще в доисламский период (около VI-VII вв.). Затем речь пойдет об арабской поэтической традиции в период её расцвета (IX-X вв.). В эту эпоху поэзия арабов отличалась необычайным тематическим и жанровым разнообразием. Мы познакомимся с образцами любовной, политической, охотничьей и религиозной лирики. Кроме того, отдельное внимание будет уделено обширной литературной критике, сопровождавшей арабскую поэтическую традицию. В ходе курса студенты также познакомятся с арабской прозой. Наряду с такими широко известными произведениями, как «Тысяча и одна ночь», мы рассмотрим беллетристику аль-Джахиза, макамы аль-Харири, историографическую литературу ат-Табари и другие произведения, составляющие золотой фонд арабской литературы. Вторая часть курса посвящена персидской литературе. В ходе первых нескольких лекций студенты получат представление о словесности иранцев в доисламскую эпоху: об Авесте, древнеперсидских клинописных надписях, о религиозной и светской пехлевийской литературе, познакомятся с основами зороастризма. Однако основное внимание на нашем курсе будет сосредоточено на развитии литературы в эпоху, последовавшую за арабо-мусульманскими завоеваниями, то есть на классической персидской литературе (развивавшейся на территории современных Ирана, Афганистана, Средней Азии, Северной Индии, Пакистана, Турции). Главную роль в мусульманский период развития персидской литературы, вплоть до начала ХХ в., играла поэзия. Мы рассмотрим вопрос о влиянии на неё доисламской и раннеисламской арабской поэзии, поговорим о роли поэта и поэзии в культуре Ирана и в его политической жизни, о книжной культуре и распространении образования, рассмотрим жанровый и тематический репертуар классической персидской литературы. Студенты познакомятся с основными дидактическими, эпическими и любовно-романическими поэмами, с панегирической и любовной поэзией. Не останется в стороне и средневековая проза: разнообразные научные трактаты, литература адаба, исторические хроники. Отдельно будет рассмотрена история становления и развития мусульманского мистицизма и суфийское литературное наследие. Студенты увидят, что наследие классической персидской литературы до сих пор не утратило своего значения в жизни иранцев: мы рассмотрим случаи использования классического наследия в качестве инструмента идеологической борьбы различными политическими силами в ХХ в. Заключительная часть курса посвящена литературе Армении. История армянской литературы традиционно отсчитывается с начала V века, когда у армян появляется письменность. Однако появление сразу нескольких масштабных исторических произведений уже в середине V в. свидетельствует о существовании более ранней достаточно развитой, хотя и не сохранившейся, традиции. Курс включает знакомство с фрагментами поэтических произведений, восходящих к дописьменному периоду истории армянской литературы, обсуждение вопросов христианизации армянской культуры, ее связей с культурами окружающих народов и ее дальнейшего развития и обособления. Особое внимание будет уделено уникальной традиции армянской христианской историографии, представленной трудами Егише, «Агафангела», Мовсеса Хоренаци, и других авторов. Кроме того, несколько лекций будет посвящено армянской поэтической традиции и гимнографии, формированию традиции шараканов и особенно – произведениям Григора Нарекаци («Книга скорбных песнопений», таги и гандзы на различные праздники), а также вопросам перевода этих текстов на другие языки.
Цель освоения дисциплины
- Изучение основных этапов истории арабской, персидской и армянской литературы
Планируемые результаты обучения
- Знает важнейшие памятники армянской литературы
- Знает основные этапы истории персидской литературы
- Знает основные этапы развития арабской литературы
Элементы контроля
- письменная работа в форме теста
- письменная работа в форме теста
- ЭссеСтудентам предлагается на выбор несколько тем эссе, которые должны быть написаны на материале предоставленной преподавателем англоязычной научной литературы (статьи или главы монографий). Эссе пишется на русском языке. Оценивается то, в какой степени учащийся освоил и сумел ясно изложить содержание научных работ, положенных в основу его эссе, а также грамотность и стилистическая выверенность языка эссе. Эссе оценивается по десятибалльной шкале. Оценка 10 выставляется в том случае, если в эссе полно изложены основные положения выбранной учащимся статьи, отсутствуют грамматические и стилистические ошибки. За неполное изложение основных идей выбранной для эссе статьи оценка может быть снижена (снижение на 1-5 баллов); за грамматические ошибки оценка может быть снижена на 1-4 балла, за стилистические ошибки оценка может быть снижена на 1-3 балла.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 3 модуль
- 2021/2022 учебный год 4 модуль0.5 * Эссе + 0.5 * письменная работа в форме теста
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Petikean, A. A. (1963). The golden age in the fifth century. An introduction to Armenian literature in perspective.
- Richards, D. S., & Allen, R. (2006). Arabic Literature in the Post-Classical Period: Vol. First edition. Cambridge University Press.
- Solati, B. (2017). A Brief Overview of Medieval Persian Literature. https://doi.org/10.22158/selt.v5n3p496
Рекомендуемая дополнительная литература
- Kalati, M. (2018). Persian Literature in the World literature.
- Kazmi, F. Z., Qureshi, U., Umar, M., Saddiqa, A., & Bukhari, S. (2019). Persian Literature In The Ottoman Empire. Journal of Arts & Social Sciences, 6(1), 51–58.
- Szombathy, Z. (2017). Freedom of Expression and Censorship in Medieval Arabic Literature. https://doi.org/10.5617/jais.4580