• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Арабская, персидская и армянская литература

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Первая часть курса знакомит студентов с историей формирования и развития литературы на классическом арабском языке от доисламских времен до XVI в. Значительное число занятий будет посвящено арабскому поэтическому наследию. Слушатели узнают о самых ранних поэтических произведениях на арабском языке, созданных еще в доисламский период (около VI-VII вв.). Затем речь пойдет об арабской поэтической традиции в период её расцвета (IX-X вв.). В эту эпоху поэзия арабов отличалась необычайным тематическим и жанровым разнообразием. Мы познакомимся с образцами любовной, политической, охотничьей и религиозной лирики. Кроме того, отдельное внимание будет уделено обширной литературной критике, сопровождавшей арабскую поэтическую традицию. В ходе курса студенты также познакомятся с арабской прозой. Наряду с такими широко известными произведениями, как «Тысяча и одна ночь», мы рассмотрим беллетристику аль-Джахиза, макамы аль-Харири, историографическую литературу ат-Табари и другие произведения, составляющие золотой фонд арабской литературы. Вторая часть курса посвящена персидской литературе. В ходе первых нескольких лекций студенты получат представление о словесности иранцев в доисламскую эпоху: об Авесте, древнеперсидских клинописных надписях, о религиозной и светской пехлевийской литературе, познакомятся с основами зороастризма. Однако основное внимание на нашем курсе будет сосредоточено на развитии литературы в эпоху, последовавшую за арабо-мусульманскими завоеваниями, то есть на классической персидской литературе (развивавшейся на территории современных Ирана, Афганистана, Средней Азии, Северной Индии, Пакистана, Турции). Главную роль в мусульманский период развития персидской литературы, вплоть до начала ХХ в., играла поэзия. Мы рассмотрим вопрос о влиянии на неё доисламской и раннеисламской арабской поэзии, поговорим о роли поэта и поэзии в культуре Ирана и в его политической жизни, о книжной культуре и распространении образования, рассмотрим жанровый и тематический репертуар классической персидской литературы. Студенты познакомятся с основными дидактическими, эпическими и любовно-романическими поэмами, с панегирической и любовной поэзией. Не останется в стороне и средневековая проза: разнообразные научные трактаты, литература адаба, исторические хроники. Отдельно будет рассмотрена история становления и развития мусульманского мистицизма и суфийское литературное наследие. Студенты увидят, что наследие классической персидской литературы до сих пор не утратило своего значения в жизни иранцев: мы рассмотрим случаи использования классического наследия в качестве инструмента идеологической борьбы различными политическими силами в ХХ в. Заключительная часть курса посвящена литературе Армении. История армянской литературы традиционно отсчитывается с начала V века, когда у армян появляется письменность. Однако появление сразу нескольких масштабных исторических произведений уже в середине V в. свидетельствует о существовании более ранней достаточно развитой, хотя и не сохранившейся, традиции. Курс включает знакомство с фрагментами поэтических произведений, восходящих к дописьменному периоду истории армянской литературы, обсуждение вопросов христианизации армянской культуры, ее связей с культурами окружающих народов и ее дальнейшего развития и обособления. Особое внимание будет уделено уникальной традиции армянской христианской историографии, представленной трудами Егише, «Агафангела», Мовсеса Хоренаци, и других авторов. Кроме того, несколько лекций будет посвящено армянской поэтической традиции и гимнографии, формированию традиции шараканов и особенно – произведениям Григора Нарекаци («Книга скорбных песнопений», таги и гандзы на различные праздники), а также вопросам перевода этих текстов на другие языки.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение основных этапов истории арабской, персидской и армянской литературы
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает важнейшие памятники армянской литературы
  • Знает основные этапы истории персидской литературы
  • Знает основные этапы развития арабской литературы
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Арабская литература
  • Литература Армении
  • Персидская литература
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий письменная работа в форме теста
  • неблокирующий письменная работа в форме теста
  • неблокирующий Эссе
    Студентам предлагается на выбор несколько тем эссе, которые должны быть написаны на материале предоставленной преподавателем англоязычной научной литературы (статьи или главы монографий). Эссе пишется на русском языке. Оценивается то, в какой степени учащийся освоил и сумел ясно изложить содержание научных работ, положенных в основу его эссе, а также грамотность и стилистическая выверенность языка эссе. Эссе оценивается по десятибалльной шкале. Оценка 10 выставляется в том случае, если в эссе полно изложены основные положения выбранной учащимся статьи, отсутствуют грамматические и стилистические ошибки. За неполное изложение основных идей выбранной для эссе статьи оценка может быть снижена (снижение на 1-5 баллов); за грамматические ошибки оценка может быть снижена на 1-4 балла, за стилистические ошибки оценка может быть снижена на 1-3 балла.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 3 модуль
  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.5 * Эссе + 0.5 * письменная работа в форме теста
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Petikean, A. A. (1963). The golden age in the fifth century. An introduction to Armenian literature in perspective.
  • Richards, D. S., & Allen, R. (2006). Arabic Literature in the Post-Classical Period: Vol. First edition. Cambridge University Press.
  • Solati, B. (2017). A Brief Overview of Medieval Persian Literature. https://doi.org/10.22158/selt.v5n3p496

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Kalati, M. (2018). Persian Literature in the World literature.
  • Kazmi, F. Z., Qureshi, U., Umar, M., Saddiqa, A., & Bukhari, S. (2019). Persian Literature In The Ottoman Empire. Journal of Arts & Social Sciences, 6(1), 51–58.
  • Szombathy, Z. (2017). Freedom of Expression and Censorship in Medieval Arabic Literature. https://doi.org/10.5617/jais.4580