• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Стратегический менеджмент

Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

Основной целью освоения дисциплины «Стратегический менеджмент» является предоставление понимания студентами основных теоретических и практических подходов к формированию стратегии компании в современных условиях высокой конкуренции и турбулентности внешней среды. В рамках курса студенты знакомятся как с классическими инструментами стратегического менеджмента, так и с современных подходами к анализу среды функционирования и формирования стратегии компании. Курс предполагает также активное использование методики кейс-анализа для отработки полученных теоретических знаний и их закрепления. В самостоятельную работу студентов входит изучение дополнительных теоретических мате-риалов и исследований в рамках тематических разделов. Учебные задачи курса – дать базовые знания и сформировать у студентов навыки в области стратегического менеджмента, в частности: • ознакомить с современными подходами и тенденциями в менеджменте; • освоить основные понятия, концепции и модели стратегического менеджмента; • изучить классические модели стратегического анализа внешней и внутренней среды; • приобрести знания и навыки для конкурентной позиции фирмы, выявления источников устойчивых конкурентных преимуществ; • изучение и приобретение практических навыков использования инструментария стратегического анализа и управления применительно к конкретным ситуациям современного российского и международного бизнеса. Изучение дисциплины «Стратегический менеджмент» базируется на следующих дисциплинах: - общий менеджмент - основы теории организации - управление персоналом - маркетинг - управление проектами.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ознакомить с современными подходами и тенденциями в менеджменте
  • Освоить основные понятия, концепции и модели стратегического менеджмента
  • Изучить классические модели стратегического анализа внешней и внутренней среды
  • Приобрести знания и навыки для конкурентной позиции фирмы, выявления источников устойчивых конкурентных преимуществ
  • Изучение и приобретение практических навыков использования инструментария стратегического анализа и управления применительно к конкретным ситуациям современного российского и международного бизнеса
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные этапы развития стратегического менеджмента как научного и практического направления
  • Знать основные этапы стратегического процесса и их роль в процессе формирования стратегий
  • Знать основные подходы к формированию стратегий и их отличие
  • Знать уровни иерархии стратегий в организации
  • Уметь выделят основных стейкхолдеров и их влияние на организацию
  • Понимать процесс формирования стратегических целей организации с учетом их приоритетности
  • Уметь анализировать бизнес-ландшафт организации
  • Иметь навыки в использовании техник и инструментов стратегического анализа
  • уметь определять основные источники конкурентоспособности компании
  • Знать основные типы корпоративных стратегий, их особенности и условия применения
  • Уметь определять оценку инвестиционной привлекательности СБЕ с помощью матриц портфельного анализа. Матрица BCG и GE-McKinsey
  • Знать основные типы международных стратегий компании
  • Иметь навыки в использовании техник и инструментов стратегического анализа, обоснования и выбора стратегий
  • Иметь навык согласования стратегических решений и разработки проектов реализации стратегии
  • Знать этапы реализации стратегии и формирования поддерживающих стратегических решений
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Введение в стратегический менеджмент
    Предпосылки стратегического менеджмента. Эволюция систем управления и функции планирования. Становление стратегического менеджмента, как научного направления и научной дисциплины. Направления поиска новой парадигмы теории стратегического менеджмента.
  • Стратегический процесс: подходы и этапы
    Понятие и роль стратегии. Определение понятий: стратегия, стратегическое планирование и стратегический менеджмент. «5П» стратегии Г. Минцберга. Иерархия стратегий в организации. Пять задач стратегического менеджмента Томпсона и Стрикленда. Основные этапы стратегического процесса.
  • Стейкхолдеры, миссия, видение и целеполагание в организации
    Формирование стратегического видения, миссии и целевых показателей. Миссия фирмы и принципы ее формирования. Отражение в миссии и в приоритетах стратегических целей фирмы интересов стейкхолдеров (собственников, менеджеров, работников, общества, потребителей). Матрица Мэнделоу. Методологические основы формирования целей деловой организации. Виды целей и их приоритетность. SMART – принцип.
  • Внешняя среда организации: определение возможностей и угроз
    Цели и задачи стратегического анализа внешнего окружения. Этапы стратегического анализа внешней среды компании. Характеристика изменчивости макросреды бизнеса. Методика проведения PEST – анализа. Конкурентный анализ отрасли на основе модели М. Портера. Оценка привлекательности отрасли и движущие силы развития. Определение бизнес-ландшафта фирмы. Параметры отрасли и ключевые факторы успеха. Виды конкурентной борьбы. Анализ конкурентного положения фирмы в отрасли. Построение карты стратегических групп конкурентов в отрасли. Зависимость стратегических возможностей отрасли от стадии жизненного цикла отрасли и ее структурированности.
  • Конкурентоспособность компании, выявление сильных и слабых сторон
    Цели, принципы и методы анализа внутренней среды фирмы. Методы и источники приобретения устойчивых конкурентных преимуществ. Методика SNW- анализа. Корневые компетенции бизнеса: содержание, модели идентификации и использования. Бизнес-модель и конкурентоспособность фирмы. Факторы конкурентоспособности: эффект масштаба, эффект размаха, эффект обучения. Диверсификация как фактор образования конкурентных преимуществ. Цепочка создания ценности М. Портера, как инструмент создания конкурентных преимуществ. Основные инструменты стратегического анализа для выявления конкурентных преимуществ.
  • Корпоративные стратегии компании
    Выстраивание стратегической пирамиды. Корпоративная стратегия, деловая стратегия, функциональная стратегия, операционная стратегия. Эталонные стратегии корпоративного уровня: стратегии роста, стабилизации и сокращения. Стратегии продукта на различных этапах жизненного цикла. Риски и недостатки стратегий роста.
  • Портфельный анализ диверсифицированной компании
    Базовые теоретические положения матриц портфельного анализа. Цели портфельного анализа диверсифицированной компании. Оценка инвестиционной привлекательности СБЕ с помощью матриц портфельного анализа. Сравнительный анализ прочности бизнеса с помощью матричного метода.
  • Базовые стратегии конкуренции
    Конкурентные стратегии: условия эффективного применения стратегии лидерства по издержкам, дифференциации, фокусирования и стратегии «застрявшего в середине». Риски проведения стратегий реализации конкурентных преимуществ. Запас конкурентоспособности фирмы.
  • Стратегии компаний на международных рынках
    Мотивы выхода на новые международные рынки. Стратегии компаний, действующих на глобальной арене. Базовые формы входа на рынок. Стратегические решения, принимаемые компаниями в рамках международных стратеги. Глобальные стратегические альянсы.
  • Выбор стратегических альтернатив
    Формулирование стратегического выбора: набор альтернатив, критерии оценки и выбора. Базовые стратегические альтернативы роста и возможные стратегические риски. Матрица И.Ансоффа. Выбор стратегии на основе матрицы Томпсона и Стрикленда. Стратегический выбор и корневые компетенции. Типовые ошибки при выборе корпоративных и конкурентных стратегий. Согласование и взаимосвязь стратегий корпоративного, делового и функционального уровня.
  • Реализация стратегии: управление организационными изменениями
    Этапы реализации стратегии и объекты стратегических изменений. Формирование политики и поддерживающих стратегий. Модель 7S. Организационная структура как объект изменений. Преобразование организационной культуры. Стратегический контроль. Управление в условиях стратегических изменений: индивидуальное и групповое сопротивление изменениям: человеческий фактор, источники и сила сопротивления, управление сопротивлением. Внешние факторы реализации стратегии: виды и способы внешних стратегических изменений (использование интеграции и кооперации путем создания стратегических альянсов, слияния и поглощения).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Оценка за онлайн курс
  • неблокирующий Проект
  • неблокирующий Экзамен
    Форма экзамена: Экзамен проводится в письменной форме (тестирование) с использованием асинхронного прокторинга. Асинхронный прокторинг означает, что за всеми действиями студента во время проведения экзамена будет “наблюдать” компьютер. Процесс проведения экзамена записывается, анализируется искусственным интеллектом и человеком (проктором). Пожалуйста, будьте внимательны и чётко следуйте инструкциям! Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе StartExam, онлайн платформе для проведения тестовых заданий различного уровня сложности. Ссылка на прохождение экзаменационного задания будет доступна студенту в РУЗ. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://eduhseru-my.sharepoint.com/:b:/g/personal/vsukhomlinov_hse_ru/EUhZkYaRxQRLh9bSkXKptkUBjy7gGBj39W_pwqgqqNo_aA?e=fn0t9N Для участия в экзамене студент обязан: Подготовить документ, удостоверяющий личность (паспорт, разворот с именем и фотографией) для идентификации перед началом выполнения экзаменационного задания; Проверить работу видеокамеры и микрофона, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); На компьютере необходимо выключить все приложения, вкладки браузера, кроме: вкладки с платформами StartExam, Examus, MS Word. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 7 дней до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах. Во время экзамена студентам запрещено: Выключать видеокамеру, микрофон; Пользоваться конспектами, учебниками, прочими учебными материалами; Покидать место выполнения экзаменационного задания (выходить за угол обзора камеры); Отводить взгляд от экрана компьютера, рабочего стола; Пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.); Привлекать посторонних лиц для помощи в проведении экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; Вслух громко зачитывать задания. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться MS Word. Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam не более 5 минут в течение экзамена. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam на более чем 5 минут в течение экзамена и является основанием для принятия решения о прекращении экзамена. В случае долговременного нарушения связи с платформой StartExam во время выполнения экзаменационного задания, студент должен зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.4 * Оценка за онлайн курс + 0.3 * Проект + 0.3 * Экзамен
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа, Томпсон-мл., А. А., Стрикленд III, А. Дж., 2009

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Конкурентное преимущество : как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость, Портер, М., Калининой, Е., 2008
  • Современный стратегический анализ, Грант, Р., Дмитриева, С., 2018
  • Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Минцберг Г., Альстранд Б., Лампель Ж., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 365 с.: ISBN 978-5-9614-5347-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/925066
  • Стратегия и структура корпорации : учеб. пособие, Гурков, И. Б., 2006