2021/2022
Стратегический менеджмент
Статус:
Майнор
Где читается:
Высшая школа бизнеса
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для своего кампуса
Преподаватели:
Айрапетян Диана Ареновна,
Иванов Егор Сергеевич,
Калинин Константин Леонидович,
Смельцова Светлана Вячеславовна,
Федченко Сергей Николаевич
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
16
Программа дисциплины
Аннотация
Основной целью освоения дисциплины «Стратегический менеджмент» является предоставление понимания студентами основных теоретических и практических подходов к формированию стратегии компании в современных условиях высокой конкуренции и турбулентности внешней среды. В рамках курса студенты знакомятся как с классическими инструментами стратегического менеджмента, так и с современных подходами к анализу среды функционирования и формирования стратегии компании. Курс предполагает также активное использование методики кейс-анализа для отработки полученных теоретических знаний и их закрепления. В самостоятельную работу студентов входит изучение дополнительных теоретических мате-риалов и исследований в рамках тематических разделов. Учебные задачи курса – дать базовые знания и сформировать у студентов навыки в области стратегического менеджмента, в частности: • ознакомить с современными подходами и тенденциями в менеджменте; • освоить основные понятия, концепции и модели стратегического менеджмента; • изучить классические модели стратегического анализа внешней и внутренней среды; • приобрести знания и навыки для конкурентной позиции фирмы, выявления источников устойчивых конкурентных преимуществ; • изучение и приобретение практических навыков использования инструментария стратегического анализа и управления применительно к конкретным ситуациям современного российского и международного бизнеса. Изучение дисциплины «Стратегический менеджмент» базируется на следующих дисциплинах: - общий менеджмент - основы теории организации - управление персоналом - маркетинг - управление проектами.
Цель освоения дисциплины
- Ознакомить с современными подходами и тенденциями в менеджменте
- Освоить основные понятия, концепции и модели стратегического менеджмента
- Изучить классические модели стратегического анализа внешней и внутренней среды
- Приобрести знания и навыки для конкурентной позиции фирмы, выявления источников устойчивых конкурентных преимуществ
- Изучение и приобретение практических навыков использования инструментария стратегического анализа и управления применительно к конкретным ситуациям современного российского и международного бизнеса
Планируемые результаты обучения
- Знать основные методы и модели выбора стратегических альтернатив
- Знать основные подходы к формированию стратегий и их отличие
- Знать основные понятия ресурсного подхода формирования стратегии
- Знать основные портфельные матрицы, область их применения и ограничения
- Знать основные типы корпоративных стратегий, их особенности и условия применения
- Знать основные типы международных стратегий компании
- Знать основные условия применения конкурентных стратегий компании
- Знать основные этапы развития стратегического менеджмента как научного и практического направления
- Знать основные этапы стратегического процесса и их роль в процессе формирования стратегий
- Знать сущность концепции 5 П "Минцберга"
- Знать уровни иерархии стратегий в организации
- Знать этапы реализации стратегии и формирования поддерживающих стратегических решений
- Иметь навык согласования стратегических решений и разработки проектов реализации стратегии
- Иметь навыки в использовании техник и инструментов стратегического анализа
- Иметь навыки в использовании техник и инструментов стратегического анализа, обоснования и выбора стратегий
- Понимать особенности управления организационными изменениями
- Понимать процесс формирования стратегических целей организации с учетом их приоритетности
- Уметь анализировать бизнес-ландшафт организации
- Уметь выделят основных стейкхолдеров и их влияние на организацию
- Уметь исследовать и обобщать результаты стратегического управления компаниями, систематизировать их и представлять в форме презентации
- Уметь находит взяимосвязи и сравнивать корпоративную, деловую, функциональную и операционную стратегию фирмы
- Уметь находить, обобщать и анализировать разнородную информацию, необходимую для разработки и обоснования стратегических решений
- Уметь обосновывать стратегические решений в рамках международной стратегии
- уметь определять основные источники конкурентоспособности компании
- Уметь определять оценку инвестиционной привлекательности СБЕ с помощью матриц портфельного анализа. Матрица BCG и GE-McKinsey
- Уметь определять типы корпоративной стратегии и ее особенности
Содержание учебной дисциплины
- Введение в стратегический менеджмент
- Стратегический процесс: подходы и этапы
- Стейкхолдеры, миссия, видение и целеполагание в организации
- Внешняя среда организации: определение возможностей и угроз
- Конкурентоспособность компании, выявление сильных и слабых сторон
- Корпоративные стратегии компании
- Портфельный анализ диверсифицированной компании
- Базовые стратегии конкуренции
- Стратегии компаний на международных рынках
- Выбор стратегических альтернатив
- Реализация стратегии: управление организационными изменениями
Элементы контроля
- Оценка за онлайн курс
- Проект
- ЭкзаменФорма экзамена: Экзамен проводится в письменной форме (тестирование) с использованием асинхронного прокторинга. Асинхронный прокторинг означает, что за всеми действиями студента во время проведения экзамена будет “наблюдать” компьютер. Процесс проведения экзамена записывается, анализируется искусственным интеллектом и человеком (проктором). Пожалуйста, будьте внимательны и чётко следуйте инструкциям! Платформа проведения: Экзамен проводится на платформе StartExam, онлайн платформе для проведения тестовых заданий различного уровня сложности. Ссылка на прохождение экзаменационного задания будет доступна студенту в РУЗ. К экзамену необходимо подключиться за 15 минут до начала. Компьютер студента должен удовлетворять требованиям: https://eduhseru-my.sharepoint.com/:b:/g/personal/vsukhomlinov_hse_ru/EUhZkYaRxQRLh9bSkXKptkUBjy7gGBj39W_pwqgqqNo_aA?e=fn0t9N Для участия в экзамене студент обязан: Подготовить документ, удостоверяющий личность (паспорт, разворот с именем и фотографией) для идентификации перед началом выполнения экзаменационного задания; Проверить работу видеокамеры и микрофона, скорость работы сети Интернет (для наилучшего результата рекомендуется подключение компьютера к сети через кабель); На компьютере необходимо выключить все приложения, вкладки браузера, кроме: вкладки с платформами StartExam, Examus, MS Word. В случае, если одно из необходимых условий участия в экзамене невозможно выполнить, необходимо за 7 дней до даты проведения экзамена проинформировать об этом преподавателя или сотрудника учебного офиса для принятия решения об участии студента в экзаменах. Во время экзамена студентам запрещено: Выключать видеокамеру, микрофон; Пользоваться конспектами, учебниками, прочими учебными материалами; Покидать место выполнения экзаменационного задания (выходить за угол обзора камеры); Отводить взгляд от экрана компьютера, рабочего стола; Пользоваться умными гаджетами (смартфон, планшет и др.); Привлекать посторонних лиц для помощи в проведении экзамена, разговаривать с посторонними во время выполнения заданий; Вслух громко зачитывать задания. Во время экзамена студентам разрешено: пользоваться MS Word. Нарушения связи: Кратковременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam не более 5 минут в течение экзамена. Долговременным нарушением связи во время экзамена считается потеря сетевой связи студента с платформой StartExam на более чем 5 минут в течение экзамена и является основанием для принятия решения о прекращении экзамена. В случае долговременного нарушения связи с платформой StartExam во время выполнения экзаменационного задания, студент должен зафиксировать факт потери связи с платформой (скриншот, ответ от провайдера сети Интернет) и обратиться в учебный офис с объяснительной запиской о случившемся для принятия решения о пересдаче экзамена.
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.4 * Оценка за онлайн курс + 0.3 * Экзамен + 0.3 * Проект
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Стратегический менеджмент : концепции и ситуации для анализа, Томпсон-мл., А. А., 2009
Рекомендуемая дополнительная литература
- Конкурентное преимущество : как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость, Портер, М., 2008
- Современный стратегический анализ, Грант, Р., 2018
- Стратегическое сафари: Экскурсия по дебрям стратегического менеджмента / Минцберг Г., Альстранд Б., Лампель Ж., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 365 с.: ISBN 978-5-9614-5347-8 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/925066
- Стратегия и структура корпорации : учеб. пособие, Гурков, И. Б., 2006