• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Актуальные проблемы современной политики

Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Антонова Анна Валерьевна, Бабаян Валерия Витальевна, Вечерин Александр Викторович, Гонтмахер Евгений Шлемович, Гулевич Ольга Александровна, Ильина Ирина Николаевна, Карпич Юлия Владимировна, Козлов Владимир Александрович, Лукьянов Григорий Валерьевич, Макаренко Борис Игоревич, Маркварт Кайл Лоус, Маркес Второй Израэл, Миронюк Михаил Григорьевич, Пархоменко Сергей Анатольевич, Розенберг Дина Яновна, Туробов Алексей Владимирович, Фергюсон Йен Эндрю, Чумакова Мария Алексеевна
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Учебная дисциплина «Актуальные проблемы современной политики» посвящена изучению вызовов, угроз и проблем, с которыми сталкиваются современные государства и общества в глобальном мире, а также тому, как государства и общества отвечают на них, формируя соответствующие политические курсы (policies). Будут рассмотрены вызовы технологического (цифровизация, автоматизация и др.), политического, социально-экономического характера (например, старение населения), загрязнения окружающей среды. Также будут рассмотрены процессы формирования современных элит в разных государствах мира и оценены причины и последствия «бунта против элит» в развитых странах (подъем популизма).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • В результате освоения дисциплины «Актуальные проблемы современной политики» студенты осваивают методы и научные подходы анализа и сравнения разнообразных институтов и процессов, определяющих сферу политики в разных государствах мира. Дисциплина направлена на формирование у студентов навыков и знаний, необходимых для самостоятельного анализа и оценивания способов формирования политических курсов и др. Настоящая дисциплина позволяет приобрести новые знания, в том числе за счет ознакомления с классической и современной литературой по актуальным темам политики, и навыки анализа конкретных проблем, с которыми сталкиваются современные государства и общества
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Владеть: навыками использования знаний о политических процессах и процессах формирования политики в конкретных сферах для самостоятельного анализа явлений и процессов в сфере политики в России и за рубежом.
  • Знать: теоретико-аналитические основы современных тематик и направлений политической науки; особенности и специфику влияния экономики на экономику (и наоборот), политики развития, образовательной и экологической политики, глобальных и внутригосударственных социально-политических вызовов, современных трендов цифровой политики, классические и современные проблемы политических режимов.
  • Уметь: оценивать и анализировать тенденции и практики политических технологий; применять полученные знания в анализе реальных политических процессов (на государственном и глобальном/международном уровне); использовать как общие социальные методы, так и частные методы политической компаративистики и применять их в исследовательской и прикладной деятельности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Политика и управление. Реформирование государственного управления и службы. Коррупция и антикоррупционная политика.
  • Политика и экономика эпидемии
  • Как процессы в одном регионе могут изменить мир: Ближний Восток в мировой политике.
  • Политическая экономия развития
  • Взаимодействия государств и институты в международной среде
  • Экспертное знание: как создаются базы данных проекта V-Dem
  • Как люди принимают решения: психологические критерии и этапы рационального выбора
  • Политический плюрализм и институт выборов: современные тенденции
  • Феномен популизма и его влияние на партийные системы.
  • Символическая политика государства и дилеммы российской идентичности. Политика памяти и политическое использование прошлого: феномен «лихих девяностых
  • Окружающая среда и политика.
  • Образовательная политика.
  • Труд, старение населения и вызовы социальному государству.
  • Миграция и миграционная политика: динамика проблемы и возможные подходы к решению
  • Цифровой вызов и политика цифровой трансформации.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Research Proposal
  • неблокирующий Посещение лекций
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.25 * Работа на семинарах + 0.2 * Эссе + 0.15 * Посещение лекций + 0.4 * Research Proposal
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Acemoglu, D., Johnson, S., & Robinson, J. A. (2002). Reversal of Fortune: Geography and Institutions in the Making of the Modern World Income Distribution. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.ED9DE22D
  • Brighouse, H., Ladd, H. F., Loeb, S., & Swift, A. (2018). Educational Goods : Values, Evidence, and Decision-Making. Chicago: University of Chicago Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1595758
  • Bulkeley, H. (2013). Cities and Climate Change. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=573559
  • J. Edgardo Campos, & Sanjay Pradhan. (2007). The Many Faces of Corruption : Tracking Vulnerabilities at the Sector Level. The World Bank. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.b.wbk.wbpubs.6848
  • Jho, W., & Song, K. J. (2015). Institutional and technological determinants of civil e-Participation: Solo or duet? Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.60B1F70C
  • North, D. C., & Weingast, B. R. (1989). Constitutions and Commitment: The Evolution of Institutions Governing Public Choice in Seventeenth-Century England. The Journal of Economic History, (04), 803. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.a.cup.jechis.v49y1989i04p803.832.00

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Devine-Wright, P. (2011). Renewable Energy and the Public : From NIMBY to Participation. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=480070
  • International relations of the Middle East / Louise Fawcett. (2005). Oxford [u.a.]: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.108313514
  • Monshipouri, M. (2019). Middle East Politics : Changing Dynamics. Abingdon, Oxon: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2143104
  • The Oxford handbook of governance and limited statehood / edited by Thomas Risse, Tanja A. Börzel and Anke Draude. (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.502246375
  • Unver, H. A. (2017). Digital Challenges to Democracy: Politics of Automation, Attention, and Engagement. Journal of International Affairs, 71(1), 127–146. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=132571266