• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Сравнительная политика: институты и процессы

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

У майнора «Современная политика» практическая цель дисциплинировать «мышление о политике», обеспечив приобщение студентов, обучающихся по иным направлениям, к интеллектуальным достижениям современной политической науки, оказав поддержку в овладении понятийным и концептуальным аппаратом данной науки на уровне, достаточном для применения упомянутых достижений в практической деятельности. Мы надеемся, что сможем помочь развитию у студентов способности критически воспринимать информацию о политической сфере в России и в других странах, понимать особенности функционирования политических институтов и процессов в России и за ее пределами и использовать эти способности в практической деятельности. Мы вместе будем стремиться понять логику тех или иных политических событий, мотивации политиков, возможности и ограничения существующих политических институтов. Майнор «Современная политика» открывается дисциплиной, которая оттачивает умение сравнивать разные страны, процессы, политические институты и предоставляет обоснованные ответы на вопросы, почему государства такие разные и одновременно похожие. Затем студенты познакомятся с истоками современных политических идеологий и идейных споров в мире, а также узнают, какие силы и процессы формируют собственно современную политику («политику здесь и сейчас»). Майнор завершается дисциплиной «Современная российская политика». Учебная дисциплина «Сравнительная политика: институты и процессы» посвящена изучению проблем развития современных государств, политических систем и режимов, особенностей устройства и функционирования политических институтов и процессов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование у студентов знаний о складывании и развитии современных политических систем и режимов, особенностях устройства и функционирования политических институтов и процессов, а также политических традициях и особенностях устройства и функционирования политических институтов государств, представляющих различные политические традиции.
  • Развитие навыков самостоятельного анализа мира современной политики на суб-национальном («меньше» государства) и национальном уровнях с использованием инструмен-тов сравнения, обеспечивающих надежное эмпирическое знание.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знать основные понятия, категории, концепции, теории политической компаративистики, а также иметь представление о применении сравнительного метода.
  • Иметь навыки использования знаний о политических традициях и особенностях устройства и функционирования политических институтов государств для самостоятельного анализа явлений и процессов в сфере политики в России и за рубежом.
  • Уметь использовать методы современной политической компаративистики и применять их в исследовательской и прикладной деятельности.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Научное мышление и компаративистика как наука. Проблематичность науки о политике и мышления о политике. Методологические проблемы сравнения
  • Институты в политике: введение
  • Современное государство: становление, институциональный дизайн, территориальность. Способы разделения власти.
  • Политические режимы. Демократические, недемократические и гибридные режимы. Демократия: проблема определения, способы измерения, современные механизмы
  • Проект "Политический атлас современности", 2005-2020: зачем, почему и как. Проблемы создания универсальных рейтингов стран.
  • Политические партии. Партийная и избирательные системы: проблема взаимосвязи
  • Институты представительной и законодательной власти. Исполнительная власть в президентских и парламентских системах
  • Право и политика. Судебные институты в сравнительной перспективе
  • Реформы и революции. Модернизация: теории, проблема периодизации. Режимные изменения: "волны" демократизации и авторитарные "откаты"
  • Взаимодействие политиков, бюрократов и общественности: внутри-политические истоки внешней политики государств и мировой политики. Войны в сравнительной перспективе.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа в аудитории
  • неблокирующий Эссе
  • неблокирующий Кейс (экзамен)
  • неблокирующий Мини-эссе 1
  • неблокирующий Мини-эссе 2
  • неблокирующий Мини-эссе 3
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    Результирующая оценка (Орезультирующая) выставляется в десятибалльной шкале по следующей формуле: Орезультирующая = Оаудиторная * (0,25) + Оэссе * (0,2) + Окейс * (0,25) + Ом-эссе1 * (0,1) + Ом-эссе2 * (0,1) + Ом-эссе3 * (0,1)
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Сравнительная политология сегодня : мировой обзор: учеб. пособие для вузов, Алмонд, Г., 2002

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Andris, C., Lee, D., Hamilton, M. J., Martino, M., Gunning, C. E., & Selden, J. A. (2015). The Rise of Partisanship and Super-Cooperators in the U.S. House of Representatives. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.1642A58C
  • Bueno de Mesquita, B., & Smith, A. (2011). The Dictator’s Handbook : Why Bad Behavior Is Almost Always Good Politics (Vol. 1st ed). New York: PublicAffairs. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=591672
  • Coercion and Capital revisited. Recent trends in the historiography of state-formation. (2015). Brepols Publishers. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsnar&AN=edsnar.oai.pure.knaw.nl.publications.d450b478.47b0.4b02.8a0d.4ffdc43655d0
  • Douglass C. North. (2000). Understanding institutions. Chapters. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.h.elg.eechap.1921.2
  • GEORGE TSEBELIS. (2003). Veto Players. How Political Institutions Work. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.9CC62C6B
  • Hall, P., & Taylor, R. (1996). Political Science and the Three New Institutionalisms. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.45428ED0
  • Levitsky, S., & Way, L. (2010). Competitive Authoritarianism : Hybrid Regimes After the Cold War. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=331320
  • Morlino, L. (DE-588)141182482, (DE-576)170296024. (2008). Hybrid regimes or regimes in transition? / Leonardo Morlino. Madrid: Fundación para las Relaciones Internacionales y el Diálogo Exterior. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.389545449
  • Pipes, R. (1996). Russia’s past, Russia’s future. Commentary, 101(6), 30. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=f5h&AN=9606150337
  • Rhodes, R., Binder, S. A., & Rockman, B. A. (2015). The Oxford Handbook of Political Institutions. Australia, Australia/Oceania: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.655BAF4C
  • Spruyt, H. (2002). The Origins, Development, and Possible Decline of the Modern State. Annual Review of Political Science, 5(1), 127. https://doi.org/10.1146/annurev.polisci.5.101501.145837