• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Организационное поведение

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Антонова Наталья Викторовна, Вечерин Александр Викторович, Дегтярев Павел Александрович
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 52

Программа дисциплины

Аннотация

Глобальные изменения трудовых процессов в XX веке усилили внимание к индивидуально-психологическим и социально-психологическим проблемам работников. На фоне высокой интенсификации труда стали проявляться негативные последствия игнорирования психологических факторов производственной деятельности, а демократизация политических процессов оказывает влияние на мотивационную структуру работающих субъектов. В рамках курса «Индустриально-организационная психология» рассматриваются базовые социально-психологические процессы в организации: групподинамические процессы в малой группе, психологические признаки труда, психические регуляторы труда, подходы к анализу трудовой деятельности, технологии подбора, оценки и отбора персонала, обучение персонала, методы развития работников в организации, социально-психологическая адаптация работника в трудовом коллективе, анализ у управление трудовой мотивацией, методы профилактики негативных функциональных состояний человека в труде, теории лидерства, типологии организационных культур, методы профилактики негативных социально-психологических процессов в организации.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство студентов с основными социально-психологическими подходами к анализу поведения человека в группе;
  • знакомство студентов с базовыми категориями, понятиями и исследовательскими проблемами анализа трудовой деятельности и поведения человека в организации;
  • формирование представления о закономерностях поведения человека на рабочем месте;
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Стедент знает основные психологические признаки труда.
  • Студент владеет основными понятиями в оценке персонала. Знает этапы исследования профессиональной деятельности для разработки модели компетенций. Может самостоятельно разработать алгоритм оценки с учетом социальноорганизационных условий.
  • Студент знает основные возможности и ограничения различных методов обучения и развития персонала организации. Может самостоятельно оценить потребности работников в обучении и разработать модель развития работников с учетом запроса работодателя, организационного и экономического контекста.
  • Студент знает основные определения и критерии буллинга, харасмента, дискриминации. Знает основные социальные, психологические и экономические последствия этих явлений.
  • Студент знает основные особенности негативных функциональных состояний в труде. Может самостоятельно разработать программу профилактики негативных функциональных состояний для конкретного работника.
  • Студент знает основные подходы к анализу трудовой деятельности. Может самостоятельно провести базовый анализ HR-данных.
  • Студент знает основные содержательные и процессуальные теории трудовой мотивации. Может самостоятельно провести анализ эффективности системы оплаты труда в организации.
  • Студент знает основные социальнопсихологические процессы в группе.
  • Студент знает основные теории лидерства, групповые роли в организации.
  • Студент знает основные типы организационных культур. Может самостоятельно оценить к какому типу относится организационная культура конкретной компании.
  • Студент знает основные этапы развития изучения организационного поведения, знает основные теории организационного поведения (базовые понятия).
  • Студент знает этапы и уровни системогенеза трудовой деятельности. Может самостоятельно провести анализ уровня и факторов удовлетворенности трудом.
  • Студент по результатам интервью способен выявить и описать представленность психологических признаков труда и психических регуляторов труда в деятельности профессионала.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История изучения организационного поведения
  • Человек в организации
  • Социально-психологические процессы в группе.
  • Лидерство.
  • Негативные явления в организации: дискриминация, харасмент, буллинг.
  • Рабочий стресс. Методы профилактики негативных функциональных состояний в труде.
  • Труд как вид деятельности. Психологические признаки руда. Психические регуляторы труда.
  • Анализ деятельности (практический аспект, подходы, методы и т.д.). HR-аналитика.
  • Подбор, отбор и оценка персонала
  • Трудовая мотивация
  • Обучение и развитие персонала
  • Организационная культура. Типы организационных культур
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий контрольная работа 1
  • неблокирующий контрольная работа 2
  • неблокирующий итоговое задание
  • неблокирующий активность на занятии
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.3 * активность на занятии + 0.3 * итоговое задание + 0.2 * контрольная работа 2 + 0.2 * контрольная работа 1
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Организационное поведение : учебник для вузов, Лютенс, Ф., 1999
  • Современная психология труда : учеб. пособие для вузов, Толочек, В. А., 2005
  • Социальная психология : учебник для вузов, Андреева, Г. М., 2014
  • Социальная психология : учебник и практикум для акад. бакалавриата, Гулевич, О. А., 2015

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Abdul-Halim, H., Ahmad, N. H., Geare, A., & Thurasamy, R. (2019). Innovation Culture in SMEs: The Importance of Organizational Culture, Organizational Learning and Market Orientation. Entrepreneurship Research Journal, 9(3), N.PAG. https://doi.org/10.1515/erj-2017-0014
  • Ahaverdiieva Khalida. (2019). Comprehensive staff evaluation. SHS Web of Conferences, 06002. https://doi.org/10.1051/shsconf/20196706002
  • Aithal, S., & Aithal, S. (2019). A New Attitude-Behaviour (AB) Theory for Organizational Leadership. MPRA Paper. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.pra.mprapa.95154
  • Anjum, A., & Muazzam, A. (2018). Workplace Bullying and Turnover Intention among University Teachers. Journal of Arts & Social Sciences, 5(2), 51–62. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=133553078
  • Atrey, S. (2019). Intersectional Discrimination (Vol. First edition). Oxford: OUP Oxford. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2255393
  • Bearden, J. N. (2019). Case Study: Was That Harassment? Harvard Business Review, 97(3), 160–165. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=135981999
  • Buchanan, D. A., & Huczynski, A. (2017). Organizational Behaviour (Vol. Ninth edition). Harlow, England: Pearson. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1419854
  • Champoux, J. E. (2016). Organizational Behavior : Integrating Individuals, Groups, and Organizations (Vol. 5 edition). New York: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1290231
  • Chan, L. (2018). Positive Organizational Leadership: Some Recent Findings in Positive Organizational Scholarship. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.5CB52A07
  • Chobitok Viktoriia I. (2019). Formation of the Staff Assessment System in an Enterprise: Modern Systems and Technologies. Bìznes Inform, (496), 192. https://doi.org/10.32983/2222-4459-2019-5-192-196
  • Christina Fisanick. (2016). Discrimination. [N.p.]: Rosen Publishing Group, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1399077
  • Coulson-Thomas, C. (2018). Organizational Leadership for Challenging and Changing Times. Effective Executive, 21(3), 14–37. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=133636406
  • Davis, R., & Cates, S. (2018). The Implementation of the Organizational Culture Assessment Instrument in Creating a Successful Organizational Cultural Change. International Journal of Business & Public Administration, 15(1), 71–94. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=132129457
  • Diaz, L., & Rhodes, R. (2018). Job Satisfaction : Influencing Factors, Gender Differences and Improvement Strategies. New York: Nova Science Publishers, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1670011
  • Dugan, R., Hochstein, B., Rouziou, M., & Britton, B. (2019). Gritting their teeth to close the sale: the positive effect of salesperson grit on job satisfaction and performance. Journal of Personal Selling & Sales Management, 39(1), 81–101. https://doi.org/10.1080/08853134.2018.1489726
  • Durieux, T., Abreu, R., Monperrus, M., Bissyandé, T. F., & Cruz, L. (2019). An Analysis of 35+ Million Jobs of Travis CI. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsarx&AN=edsarx.1904.09416
  • E. Yousefian, A. Chitsaz, & B Karimpour. (2017). Case Study of Effectiveness Evaluation of Staff Training Courses in Refah Bank. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.86EBFE71
  • Eroyan, A. E., Andreeva, N. V., Gorlova, E. A., Oganesyan, T. L., & Oganesyan, L. L. (2015). Ways to Increase Effectiveness of Managerial Staff Training in the Sphere of Public and Municipal Administration. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.3849CEC2
  • Fariba Karimi, & Zohreh Morshedi. (2015). The relationship between transformational leadership with organizational innovation. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E7DB0ECF
  • Feldman, H. C. (2019). LGBT Discrimination. San Diego, CA: ReferencePoint Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1849556
  • Fuller, C. P. (2015). Organizational Culture : Leadership Strategies, Outcomes and Effectiveness. New York: Nova Science Publishers, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1020592
  • Golbeck, J. (2018). Online Harassment. Cham, Switzerland: Springer. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1855105
  • Gravina, N., Villacorta, J., Albert, K., Clark, R., Curry, S., & Wilder, D. (2018). A Literature Review of Organizational Behavior Management Interventions in Human Service Settings from 1990 to 2016. Journal of Organizational Behavior Management, 38(2/3), 191–224. https://doi.org/10.1080/01608061.2018.1454872
  • Healy, J. (2018). Sexual Harassment. [Place of publication not identified]: The Spinney Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1852786
  • HERNANDEZ, T. K. (2019). Racial Discrimination. [S.l.]: Brill. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=2201378
  • Hopkins, C. R. (2015). Job Stress : Risk Factors, Health Effects and Coping Strategies. Hauppauge, New York: Nova Science Publishers, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=967908
  • Humberto Coromoto Peña Rivas, & Sabina Gisella Villón Perero. (2018). Labor Motivation. Fundamental Element in Organizational Success. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.E5F2AB3F
  • Ismail, A., & Abd Razak, M. R. (2016). A Study on Job Satisfaction as a Determinant of Job Motivation. Acta Universitatis Danubius: Oeconomica, 12(3), 30–44. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=116780008
  • Jha, Y., & Jha, S. (2019). Examining the Relationship Between Job-Family Interference and Job Satisfaction: The Role of Organizational, Task, and Personal Resources as Moderators. Journal of Management Research (09725814), 19(3), 180–192. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=137657773
  • Job Analysis and Job Design (SEMIs). (2018). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.A8A5F37D
  • Joseph-Obi, C., & Arugu, O. N. (2019). The Impact of Workers Training on the Organizational Performance of the Staff of the Ministry of Labour and Productivity, Port Harcourt. IFE PsychologIA, 27(2), 235–266. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=asn&AN=139173947
  • Kanokporn Leksung, & Sudawan Somjai. (2018). Job Satisfaction, Job Motivation, and Efficiency in Work Performance of the Hotel Employees: A Case of Thainum Riverside Hotel, Thailand. Proceedings of International Academic Conferences. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsrep&AN=edsrep.p.sek.iacpro.8810437
  • Kumar, A., Kumar Singh, S., & Kumar, & G. (2017). Effectiveness of In-House Training on Technical Employees in Biotech Industry. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DC789EF2
  • Lahtero, T. J., Ahtiainen, R. S., & Lång, N. (2019). Finnish Principals: Leadership Training and Views on Distributed Leadership. Educational Research and Reviews, 14(10), 340–348. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=eric&AN=EJ1216700
  • Lashari, R. H., & Rana, A. H. (2018). The Impact of Transformational Leadership and Social Interaction on Organizational Performance in the Viewpoint of Knowledge Management: An Empirical Study in Banking Sector of Pakistan. International Journal of Organizational Leadership, 7(4), 383–397. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=133966157
  • Lauri S. Friedman. (2016). Discrimination. [N.p.]: Rosen Publishing Group, Inc. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1399135
  • Lavin, H. S., & DiMichele, E. E. (2019). New York State Expands Workplace Harassment and Discrimination Protections. Employee Relations Law Journal, 45(3), 20–25. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=139579175
  • Luturlean, B. S., Prasetio, A. P., & Saragih, R. (2019). Increasing Employee’s Job Satisfaction Through the Implementation of Transformational Leadership and Work Stress Level Management. Journal of Management & Marketing Review (JMMR), 4(3), 209–217. https://doi.org/10.35609/jmmr.2019.4.3(6)
  • Mang, L. M. (2018). The relationship between organizational culture and an organization’s performance in the Austrian private sector. Journal of Organisational Studies & Innovation, 5(4), 11–24. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=136006915
  • Marita P. McCabe, Elizabeth Beattie, Gery Karantzas, David Mellor, Kerrie Sanders, Lucy Busija, … Jessica Byers. (2018). A randomized controlled trial to evaluate the effectiveness of a staff training program to implement consumer directed care on resident quality of life in residential aged care. BMC Geriatrics, (1), 1. https://doi.org/10.1186/s12877-018-0966-1
  • Mohammadpour, S., Yaghoubi, N. M., Kamalian, A. R., & Salarzehi, H. (2017). Authentic Leadership: A New Approach to Leadership (Describing the Mediatory Role of Psychological Capital in the Relationship between Authentic Leadership and Intentional Organizational Forgetting). International Journal of Organizational Leadership, 6(4), 491–504. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=bsu&AN=128000974
  • Mulyana D.H., Muhyi H.A., & Rizal M. (2019). The Influence of Job Analysis on Organizational Performance: Empirical Evidence from Manufacturer Company in Indonesia Using Pls-Sem. Russian Journal of Agricultural and Socio-Economic Sciences, (9), 227. https://doi.org/10.18551/rjoas.2019-09.24
  • Organizational culture and lean practices: analysis through a real case study. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.956FA85A
  • Organizational culture mapping analysis through Organizational Culture Assessment (OCA). (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C39D5F27
  • Parks, P. J. (2019). Religious Discrimination. San Diego, California: ReferencePoint Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1849558
  • Pasha, O., Poister, T. H., Wright, B. E., & Thomas, J. C. (2017). Transformational Leadership and Mission Valence of Employees: The Varying Effects by Organizational Level. Public Performance & Management Review, 40(4), 722–740. https://doi.org/10.1080/15309576.2017.1335220
  • Ranasinghe, S. L. (2018). Impact of Motivation Factor for Labour Productivity: A Study on Apperal Industry in Sri Lanka. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.123CCE9B
  • Robbins, S. P., Judge, T., & Campbell, T. (2017). Organizational Behaviour (Vol. Second Edition). Harlow, England: FT Publishing International. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1454975
  • Roland, J. (2019). Disability Discrimination. San Diego, CA: ReferencePoint Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1849555
  • Rutherford, B. N., Boles, J. S., & Ambrose, S. C. (2019). Reconceptualizing the measurement of multidimensional salesperson job satisfaction. Journal of Personal Selling & Sales Management, 39(3), 287–298. https://doi.org/10.1080/08853134.2019.1601018
  • S.A. Maslova, & K.E. Kononiuk. (2018). Motivation as a labor efficiency factor. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DE7E432B
  • Samchuk Kateryna I. (2017). Evaluating and Calculating the Costs for Staff Recruitment. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.762221D7
  • Schein, E. H. . V. (DE-588)128643641, (DE-576)162894120, aut. (2017). Organizational culture and leadership / Edgar H. Schein ; with Peter Schein. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.482511966
  • Venet Shala, Borebardha Shala, Labinot Hashani, & Albion Kabashi. (2018). Leadership impact in organizational performance. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.C1A661D3
  • Vukelić, M., Čizmić, S., & Petrović, I. B. (2019). Acceptance of Workplace Bullying Behaviors and Job Satisfaction: Moderated Mediation Analysis With Coping Self-Efficacy and Exposure to Bullying. Psychological Reports, 122(5), 1883–1906. https://doi.org/10.1177/0033294118793985
  • Zhuravleva, A. V., & Журавлева, А. В. (2014). Business game as instrument of staff recruitment. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.768D969D
  • Носкова О.Г. (n.d.). Евгений Александрович Климов в отечественной психологии труда (к 80-летию со дня рождения). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fevgeniy-aleksandrovich-klimov-v-otechestvennoy-psihologii-truda-k-80-letiyu-so-dnya-rozhdeniya
  • Организационное поведение : учебник, Шермерорн, Дж., 2004
  • Проблемы системогенеза профессиональной деятельности, Шадриков, В. Д., 2007
  • Социальная психология малой группы : учеб. пособие для вузов, Кричевский, Р. Л., 2001