• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Практическая философия: что и как определяет человеческие поступки?

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Майнор
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Винкельман Анна Михайловна, Кудряшова Валерия Константиновна, Лечич Никола Добривоевич, Носов Дмитрий Михайлович, Плешков Алексей Александрович, Шевченко Сергей Юрьевич
Язык: русский
Кредиты: 5
Контактные часы: 76

Программа дисциплины

Аннотация

Настоящая дисциплина «Практическая философия: Что и как определяет человеческие поступки?» относится к рабочему майнору "Философия" при подготовке бакалавров, освещающего актуальные вопросы современного философского знания. Философия сегодня претендует на право рассуждать о фундаментальных мировоззренческих вопросах в широком диалоге с частными науками, предъявляя при этом высокие требования к ясности, четкости и обоснованности своих понятийных и аргументативных конструкций. Поэтому при обсуждении в ходе курса актуальных антропологических, аксиологических, праксеологически вопросов большое внимание уделяется ясности и четкости суждений, качеству философской аргументации, используемой для анализа, оценки, сравнения и интерпретации информации, полученной из различных источников, а также ее применения в качестве ориентира для выработки убеждений в ситуации определяющего для частной или общественной жизни морального выбора. Помимо истории этических учений, курс включает в себя разбор основных моральных дилемм, а также поиском ответов на вопросы, связанные с прояснением самих мыслительных операций, того, как работает человеческий мозг в момент принятия моральных решений, и того, что служит этическим ограничением развития современных исследований сознания и мозга человека. Вместе с тем, важным оказывается вопрос о различии ественного и искусственного интеллектов, а также то, может ли быть, скажем, искусственный интелект моральным агентом, и каковы риски признания его в таком качестве?
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Создание теоретической базы для формирования гуманистически ориентированного современного мировоззрения
  • Уяснение методологической роли этико-философского знания
  • Ознакомление с основными вехами в истории философской этики
  • Ознакомление с актуальными проблемами современной прикладной этики, в том числе, профессиональной этики, цифровой этики и этических проблем применения ИИ в различных сферах общественной жизни
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знакомство с основными идеями древнегреческой и древневосточной этических традиций. Понимание причин их исторического и культурного своеобразия, умение вычленить "этическое" в совокупности религиозных представлений и иных мировоззренческих установок "древних".
  • Знание и понимание особенностей возрожденческой культуры в контексте гуманистической этики эпохи, а также теоретических и практических причин формирования новых канонов нравственного поведения.
  • Знание и понимание особенностей мусульманской культуры, в том числе, деловой этики, а также специфики трактовки основополагающих этических категорий и формирования нравственных норм в исламе в отличие от других монотеистических религий.
  • Знание и понимание особенностей христианской культуры, в том числе, деловой этики христианина, эволюции в "христианских" представлениях об основополагающих этических категорий христианина.
  • Знание и понимание социальных, политических и духовных причин "Реформации", целей переосмысления религиозной этики и культуры, анализ причин возникновения новых форм трудовых отношений и переосмысления ценности человека и его поступка в данном контексте.
  • Знание особенностей корпоративной этики средневековых монашеских орденов. Понимание причин трансформации полисной античной морали в средневековые ее формы.
  • Знание особенностей рыцарской этики.
  • Понимание предметного своеобразия этики, оснований для признания этического знания как требующего логического и ценностного обоснования, понимание места и роли этики в структуре философского знания и культуры в целом.
  • Уяснение методологической роли этико-философского знания.
  • Способность осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять системный подход для решения поставленных задач
  • Способность осуществлять социальное взаимодействие и реализовывать свою роль в команде
  • Способность применять методы и приемы логического анализа, работать с научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями
  • Способность использовать различные приемы и методы устного и письменного изложения базовых философских знаний
  • Способность собирать, обрабатывать и интерпретировать данные современных научных исследований, необходимые для формирования выводов по соответствующим научным исследованиям
  • Способность осуществлять деловую коммуникацию в устной и письменной формах на государственном языке Российской Федерации и иностранном(ых) языке(ах)
  • Способность воспринимать межкультурное разнообразие общества в социально-историческом, этическом и философском контекстах
  • Способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции
  • Способность использовать различные методы научного и философского исследования в сфере своей профессиональной деятельности
  • Способность применять в сфере своей профессиональной деятельности категории и принципы онтологии и теории познания, логики, философии и методологии науки
  • Способность осуществлять целенаправленный многокритериальный поиск информации о новейших научных и технологических достижениях в сети Интернет и в других источниках
  • Способность владеть концепциями и атрибутами качества программного обеспечения (надежности, безопасности, удобства использования), в том числе роли людей, процессов, методов, инструментов и технологий обеспечения качества
  • Способность формировать суждения о значении и последствиях развития современных интеллектуальных систем с учетом социальных, профессиональных и этических позиций
  • Способность решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности.
  • Способность работать в команде, толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Тема 1. Практическая философия
  • Тема 2. Архаичная мораль и мораль Древнего мира. Этические учения осевого времени в странах Юго-Восточной Азии
  • Тема 3. Этические учения осевого времени на Ближнем Востоке
  • Тема 4. Этика ислама
  • Тема 5. Этос средневековья. Монашество
  • Тема 6. Этос средневековья. Рыцарство
  • Тема 7. Этические концепции эпохи Возрождения
  • Тема 8. Этическая составляющая Реформации
  • Тема 9. Религиозная мораль и ее социальные импликации
  • Тема 10. Утилитаризм
  • Тема 11. Кантовская этика долга и метаэтика
  • Тема 12. Этика добродетели
  • Тема 13. Проблема моральной ответственности
  • Тема 14. Натурализация этики. Нейроэтика
  • Тема 15. Биоэтика и экологическая этика
  • Тема 16. Моральный статус искусственного интеллекта (ИИ)
  • Тема 17. Человеческие предрассудки и предвзятости в машинном обучении
  • Тема 18. Социальные последствия внедрения технологий ИИ
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинарах, 3 модуль
  • неблокирующий Работа на семинарах, 4 модуль
  • неблокирующий Игра-дискуссия
  • неблокирующий Рецензирование / Решение кейсов
  • неблокирующий Письменный тест 1
  • неблокирующий Письменный тест 2
  • блокирующий Итоговый контроль
    Студент имеет право выбрать одну из двух возможных траекторий прохождения итогового контроля. Траектория 1 (базовая): Qитоговый контроль = 1*Qустный экзамен. В рамках этой траектории итоговый контроль представляет собой устный экзамен в конце 4-го модуля. Траектория 2 (исследовательская): Qитог.контроль = 0,5*Qисследование + 0,5*Qзащита. В рамках этой траектории итоговый контроль представляет собой оценку написанной студентом исследовательской работы и ее публичной презентации (защиты).
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.1 * Письменный тест 2 + 0.1 * Письменный тест 1 + 0.1 * Рецензирование / Решение кейсов + 0.1 * Игра-дискуссия + 0.2 * Работа на семинарах, 4 модуль + 0.2 * Работа на семинарах, 3 модуль + 0.2 * Итоговый контроль
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Апресян Р.Г. - Этика - КноРус - 2017 - ISBN: 978-5-406-05973-9 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/922959
  • Аристотель, Метафизика / Аристотель. — Санкт-Петербург : Лань, 2014. — 341 с. — ISBN 978-5-507-38100-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/47029 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Аристотель, Политика / Аристотель ; перевод с греческого С. А. Жебелева. — 2-е изд. — Москва : Академический Проект, 2020. — 318 с. — ISBN 978-5-8291-3535-5. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/133249 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Аристотель. Евдемова этика. - М., 2005. - 448 с. ISBN 5-9540-0025-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346442
  • Нравоперемена Ахилла. Истоки морали в архаическом обществе (на материале гомеровского эпоса): Монография / Р.Г. Апресян. - М.: Альфа-М, 2013. - 224 с.: 60x90 1/16. (переплет) ISBN 978-5-98281-373-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/434052
  • После добродетели : исследования теории морали, Макинтайр, А., 2000

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Апресян Р.Г. Идея морали и базовые нормативно-этические программы. - М., 1995. - 354 с. ISBN 5-201-01862-9 - Текст : электронный. - URL: http://znanium.com/catalog/product/347507
  • Лысенко В.Г. Ранний буддизм: религия и философия: Учебное пособие. - М., 2003. - 247 с. ISBN 5-201-02123-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/346589
  • Теория справедливости, Ролз, Дж., 2010
  • Универсальность в морали : коллективная монография, , 2021