• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Стартап: от идеи к продукту

Статус: Майнор
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Преподаватели: Андреева Ирина Владимировна, Анурова Светлана Валерьевна, Афанасьева Екатерина Сергеевна, Батрименко Андрей Валерьевич, Булавкина Людмила Вячеславовна, Василенко Максим Николаевич, Востокова Анна Викторовна, Гаврилова Елена Юрьевна, Гергерт Дмитрий Владимирович, Голубева Ксения Александровна, Горелова Ольга Владимировна, Гуляева Алена Сергеевна, Гуревич Ксения Владимировна, Егошина Екатерина Валерьевна, Завгородняя Валерия Павловна, Замашкина Наиля Харисовна, Зборовская Ольга Александровна, Земцова Ирина Львовна, Зобнина Маргарита Ренатовна, Кайсаров Александр Александрович, Калмыков Павел Павлович, Кан Александр Вячеславович, Кардонов Юрий Сергеевич, Козлов Павел Андреевич, Кондрашов Денис Дмитриевич, Костров Анатолий Витальевич, Лапин Андрей Владимирович, Литвинова Ирина Вадимовна, Максимова Мария Александровна, Меликсетян Давит Смбатович, Новиков Евгений Анатольевич, Подболотова Надежда Николаевна, Попов Антон Валерьевич, Рылова Анастасия Георгиевна, Семаков Александр Николаевич, Сидоров Дмитрий Викторович, Симонян Марианна Рафиковна, Скрипников Сергей Владимирович, Солнцева Анна Геннадьевна, Сорокина Катерина Вадимовна, Суворова Ольга Валерьевна, Филиппов Егор Евгеньевич, Фроликов Никита Сергеевич, Хафизов Тимур Рилевич, Шведов Максим Витальевич, Шолина Анна Евгеньевна, Ярова Катерина Константиновна
Язык: русский
Кредиты: 5

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках дисциплины “Стартап: от идеи к продукту” вы пошагово построите бизнес-модель своего стартапа и подготовитесь к созданию и выводу продукта на рынок: начнете с поиска идеи при помощи трендов, дизайн-мышления и других инструментов, о которых мы вам расскажем, соберете команду, распределите функции, проанализируете конкурентов, оцените рынок, определите целевую аудиторию, сформулируете ценностное предложение и сделать MVP. Для всего мы дадим вам инструменты и помощь от экспертов рынка и семинаристов - трекеров. Заканчивается дисциплина питчем - презентацией проекта
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Формирование объёма знаний и практических навыков, необходимых для запуска собственного продукта.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Знает способы поиска и критерии выбора идей для бизнеса
  • Умеет определять/создавать и прогнозировать появление новых возможностей/потребностей путем изучения социального, культурного и экономического контекста
  • Владеет навыками формирования идеи/гипотезы
  • Владеет навыками работы в команде
  • Знает инструменты управления проектом
  • Знает основные подходы к разработке MVP и его тестированию
  • Знает принципы формирования команды в стартапе
  • Умеет принимать природу конфликтов
  • Умеет определять актуальность выявленной потребности/подходящее время для реализации найденной возможности
  • Умеет выявлять целевую аудиторию и ее потребности
  • Умеет находить нестандартные решения для известных задач или нестандартное применение для привычных вещей
  • Владеет навыками рефлексии над своими достижениями и ошибками, осознавать их причины; · принятия решения, когда последствия этого решения являются неопределенными, когда имеющаяся информация является частичной или неоднозначной, или когда существует риск появления непреднамеренных результатов
  • Владеет навыками критического мышления
  • Владеет навыками проведения совещаний и интервью
  • Владеет навыками поиска, критической оценки и умением сравнивать различные источники информации, которые помогают снижать неопределенность и риски при принятии решений
  • Умеет объединять различные знания и ресурсы при проектировании новых продуктов/сервисов или проектировании улучшений существующих; применять взаимовыгодный (win-win) подход
  • Умеет проектировать прототип, MVP и готовый продукт на основе обратной связи от клиентов; разрабатывать и генерировать идеи
  • Умеет определить потенциал идеи и устойчивые способы ее максимально эффек-тивной реализации
  • Умеет разрабатывать план по воплощении идеи в конкретные действия
  • Умеет определить потенциал идеи и устойчивые способы ее максимально эффективной реализации
  • Умеет определять ценность идеи для каждой заинтересованной стороны в рамках создания нового бизнеса, включая общество в целом
  • Владеет инструментами клиентского развития (Costomer development)
  • Владеет навыками построения сценария достижения желаемого будущего с учетом контекста и трендов
  • Умеет самостоятельно инициировать процессы создания нового продукта/бизнеса
  • Умеет быстро воплощать в жизнь новые идеи и возможности для развития бизнеса; доводить воплощение идей в жизнь до результата, несмотря на временные трудности;
  • Умеет отделять свои личные/внутренние и внешние факторы, которые мотивируют создавать новый продукт/новый бизнес
  • Владеет навыками выявления трендов и определения возможностей, которые в будущем от-кроются или закроются, благодаря их развитию
  • Владеет навыками оценки клиентского опыта использования продукта/сервиса
  • Умеет быстро отказаться от продолжения работ над идеей после признания ее бесперспективной
  • Умеет анализировать конкурентов и определять параметры, по которым клиенты сравнивают конкурирующие решения
  • Умеет устанавливать долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные цели
  • Умеет определять свои приоритеты и действовать в соответствии с ними
  • Умеет определять ресурсы, которые будут необходимы для развития бизнеса
  • Умеет привлекать и управлять ресурсами, необходимыми для бизнеса на каждом этапе его развития
  • Умеет собирать команду стартапа, на основе знаний, навыков и личных качеств потенциальных участников команды
  • Умеет организовать работу людей в команде
  • Умеет давать другим участникам команды обратную связь по поводу их результатов; уметь работать в распределенной команде;
  • Владеет методиками анализа и оценки рынка
  • Владеет навыками исследования целевой аудитории и определения потребности потребителя;
  • Владеет навыками управления проектами.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Поиск и выбор идеи для бизнеса
    Основные подходы к выбору идеи для бизнеса. Трансформация идеи в концепцию для бизнеса. Подходы к оценке идей. Критерии выбора идеи.
  • Дизайн-мышление
    Методика нестандартных решений задачи, ориентированная на интересы потребителя.Этапы решения проблемы. Генерация идей. Применение дизайн – мышления.
  • Команда проекта. Основные подходы к формированию команды стартапа.
    Состав основателей проекта. Принципы привлечения людей в команду. Разработка программ мотивации. Делегирование. Распределение функций в команде. Кризисы команды.
  • Ресурсы и управление проектом. Концепция бережливого стартапа
    Подходы и инструменты управления проектом. Концепция бережливого стартапа. Каскадный метод разработки продукта. Использование метода SCRUM, Agile при управлении проектом. Диаграмма Ганта, Майндмэп, Диаграмма Исикавы.
  • Целевая аудитория.
    Сегментация. Выявление и верификация целевой аудитории. Основные подходы к выявлению целевой аудитории. Карта эмпатии. Работа с потребителями. Составление портрета потребителя. B2B, B2C, B2G рынки.
  • Ценностное предложение.
    Основные подходы к разработке ценностного предложения. Формулировка ценностного предложения.
  • Клиентское развитие.
    Концепция клиентского развития. Инструменты проведения клиентского развития. Проблемное интервью. Решенческое интервью. Разворот бизнес-модели.
  • Анализ конкурентов.
    Прямые и косвенные конкуренты. Инструменты анализа конкурентов. Стратегические группы. Позиционирование.
  • Разработка продукта
    Минимальный жизнеспособный продукт. Прототип
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий активность на занятиях
  • неблокирующий выполнение домашних заданий
  • неблокирующий работа на практических занятиях
  • неблокирующий экзамен в формате защиты проекта
  • неблокирующий активность на занятиях
  • неблокирующий выполнение домашних заданий
  • неблокирующий работа на практических занятиях
  • неблокирующий экзамен в формате защиты проекта
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • Промежуточная аттестация (2 модуль)
    0.1 * активность на занятиях + 0.5 * выполнение домашних заданий + 0.2 * работа на практических занятиях + 0.2 * экзамен в формате защиты проекта
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Стартап-гайд: Как начать… и не закрыть свой интернет-бизнес: Учебное пособие / Зобнина М.Р. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 166 с.: ISBN 978-5-9614-4824-5 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/924028

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Г. Кавасаки - Стартап по Кавасаки: Проверенные методы начала любого дела - Альпина Паблишер - 2016 - ISBN: 9785961443981 - Текст электронный - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/9511
  • Иноземцева Е.С. - Стартап без купюр, или 50 и 1 урок, как сделать бизнес в Москве для клиентов со всего мира - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2014 - 368с. - ISBN: 978-5-00057-145-3 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62125