• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Социологический анализ медиатекстов

Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех
Преподаватели: Давыдов Сергей Геннадьевич, Еремина Алина Равшановна, Логунова Ольга Сергеевна, Яцкова Дарина Сергеевна
Язык: русский
Кредиты: 4
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

В современной социологии существует множество подходов к анализу медийных текстов. В ходе лекционной части дисциплины будут рассмотрены различные подходы к пониманию текста и дискурса, существующие в современных социальных науках, а также ключевые методы анализа различных типов медийных текстов, их возможности и ограничения. На семинарах студенты смогут освоить основы контент-анализа, анализа дискурса, нарративного анализа, анализа фреймов и др. В качестве объектов анализа будут предложены информационные материалы СМИ, художественные медиатексты, а также публикации в социальных онлайн медиа. Итоговой работой в рамках курса станут групповые исследовательские проекты, темы которых будут совместно определены преподавателями и обучающимися.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Освоение теоретических основ и методов социологического анализа медийных текстов.
  • Формирование навыков проектирования социологического исследования медийных текстов.
  • Развитие компетенций групповой исследовательской работы.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Последовательно осуществлять этапы контент анализа медийных текстов, включая моделирование выборки, разработку категорий анализа и кодировку сообщений.
  • Представлять результаты социологического анализа медийных текстов в различных форматах.
  • Применять на практике различные приемы анализа медийных текстов (визуальный анализ, нарративный анализ, анализ дискурса, интент-анализ и т.д.).
  • Составлять программу социологического исследования медийных текстов, включая формулирование рабочей гипотезы, выработку методологических и методических оснований.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Документ, текст, дискурс.
  • Структура социологического исследования медийных текстов.
  • Контент-анализ как метод социальных исследований: общий обзор.
  • Контент-анализ: история метода.
  • Основные этапы и процедура проведения контент-анализа.
  • Анализ и интерпретация данных.
  • Визуальный анализ медийных текстов.
  • Интенции в медийных текстах. Метод интент-анализа.
  • Анализ повестки дня и фреймов в медиа.
  • Основные приемы дискурс-анализа.
  • Нарративный анализ.
  • Комплексный анализ медийного текста (на примере художественных фильмов и сериалов).
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Групповой проект
  • неблокирующий Домашнее задание
  • неблокирующий Семинары
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.36 * Домашнее задание + 0.29 * Семинары + 0.35 * Групповой проект
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Маркетинговые исследования : учебник для магистров, Галицкий, Е. Б., 2012
  • Массовая коммуникация и общество : введ. в теорию и исслед., Назаров, М. М., 2010
  • Методы социологического исследования : учеб. пособие для вузов, Девятко, И. Ф., 2009
  • Социология массовой коммуникации : учебник для вузов, Федотова, Л. Н., 2009
  • Стратегия социологического исследования : описание, объяснение, понимание социальной реальности: учеб. пособие, Ядов, В. А., 2012

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Carson, D. (2001). Qualitative Marketing Research. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=593394
  • Franses, P. H., & Paap, R. (2001). Quantitative Models in Marketing Research. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=73143
  • Власть коммуникации, Кастельс (Кастеллс), М., 2017