2021/2022




Стартап-школа НИУ ВШЭ
Статус:
Общеуниверситетский факультатив
Кто читает:
Кафедра менеджмента инноваций
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для всех
Преподаватели:
Головин Тимофей Юрьевич,
Ибрагимов Урал Фаритович,
Кабанова Вероника Юрьевна,
Лодышкин Александр Валерьевич,
Мангутова Надежда Валериановна,
Солодихина Анна Александровна,
Цымбал Андрей Александрович
Язык:
русский
Кредиты:
5
Контактные часы:
42
Программа дисциплины
Аннотация
Общеуниверситетский факультативный курс «Стартап-школа ВШЭ» - программа, направленная на развитие предпринимательских компетенций и построение стартап-проектов с нуля.
Факультатив «Стартап-школа НИУ ВШЭ» является практико-ориентированным учебным курсом, созданным Кафедрой Менеджмента Инноваций совместно с Бизнес-инкубатором ВШЭ, в рамках которого: студенты знакомятся и работают с реальными кейсами, для них проводятся серии мастер-классов и встречи с состоявшимися предпри-нимателями, создателями известных стартапов и др. В рамках факультатива осуществля-ется трекинг проектов слушателей, возникших как в процессе обучения, так и до записи на факультатив. Курс призван развивать у студентов компетенции по поиску идей, по разработке бизнес-моделей, создания прототипа (MVP), тестирования спроса и анализа потребительского поведения, поиску источников финансирования и выведения продукта на рынок. Факультатив дает базовые теоретические знания и углубленные практические навыки, необходимые для создания собственного бизнеса (стартапа). По окончании фа-культатива, студенты имеют возможность развивать свои проекты в рамках программы инкубации Бизнес-инкубатора ВШЭ, где продолжится работа с трекерами и экспертами, слушатели факультатива автоматически становятся участниками HSE Startup Community. Проекты, показавшие наилучшие результаты в рамках факультатива станут участниками акселерационной программы Бизнес-инкубатора ВШЭ.
Цель освоения дисциплины
- Цель курса "Стартап-школа НИУ ВШЭ" - дать понимание начинающему предпринимателю о том, как развивать идею, и какими должны быть первые шаги на этом пути.
Планируемые результаты обучения
- владеть навыками: - формирования гипотез по работе с бизнес-идеей, - применения методологии lean startup для развития бизнеса, - оценки потенциала бизнес-идей, - проведения «проблемных» интервью с потенциальными клиентами. Для изучения дисциплины пререквизиты и постреквизиты отсутствуют.
- Знать: - основные способы генерации, поиска и критерии выбора идей для бизнеса, - стадии развития стартапа, - основные методы и практики работы со стартап-проектами, - принципы формирования и мотивации команды, распределения долей в стартапе, - основные бизнес-метрики стартапа, - основные подходы к оценке рынка, - основные подходы к разработке MVP и его тестированию, - способы инвестиционной оценки стартап-проектов
- Уметь: - определять приоритеты в задачах по проработке бизнес-проекта на основании дан-ных и действовать в соответствии с ними, - определять ресурсы, которые будут необходимы для развития бизнеса, - рассчитывать ключевые метрики стартапа, - выявлять клиентские сегменты, - считать воронку продаж, - понимать базовые механизмы рынка венчурного финансирования.
- уметь: - разрабатывать и генерировать идеи путем изучения социального, культурного и экономического контекста и трендов, - самостоятельно собирать и анализировать данные по рынку бизнес-проекта, - на основе собранных данных оценивать конкурентоспособность и потенциал про-дукта, а также целесообразность реализации, -выявлять целевую аудиторию и ее потребности, - проводить исследование целевой аудитории, - проектировать прототип или MVP на основе обратной связи от клиентов.
Содержание учебной дисциплины
- Тема 1. Введение в стартап. Генерация идей.
- Тема 2. Команда
- Тема 3. Целевая аудитория. Клиентский сегмент.
- Тема 4. Бизнес-модель. Ценностное предложение.
- Тема 5. Методология. Бережливый стартап
- Тема 6. Юнит-экономика
- Тема 7. Рынок
- Тема 8. MVP
- Тема 9. Маркетинг и продажи. Модели монетизации.
- Тема 10. Инвестиции
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.3 * Домашнее задание + 0.7 * Предварительная защита (презентация для инвесторов)
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Бизнес с нуля: Метод Lean Startup для быстрого тестирования идей и выбора бизнес-модели / Э. Рис; Пер. с англ. А. Стативки. - 5-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 253 с.: 70x100 1/16 (Переплёт,с/о) ISBN 978-5-9614-5401-7 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/768886
- К. Кристенсен - Дилемма инноватора: Как из-за новых технологий погибают сильные компании - Альпина Паблишер - 2016 - ISBN: 9785961444568 - Текст электронный // ЭБС Alpina - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/10753
- От нуля к единице. Как создать стартап, который изменит будущее: Учебное пособие / Тиль П., Мастерс Б., - 2-е изд. - М.:Альпина Пабл., 2016. - 192 с.: 70x100 1/16 (Переплёт) ISBN 978-5-9614-4839-9 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/915848
Рекомендуемая дополнительная литература
- А.Остервальдер - Разработка ценностных предложений: Как создавать товары и услуги, которые захотят купить потребители - Альпина Паблишер - 2015 - ISBN: 9785961441109 - Текст электронный // ЭБС Alpina - URL: https://hse.alpinadigital.ru/book/5948
- Мур Д. - Преодоление пропасти. Как вывести технологический продукт на массовый рынок - Издательство "Манн, Иванов и Фербер" - 2013 - 336с. - ISBN: 978-5-91657-537-8 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/62351