• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Информационные технологии в музеях: история, тренды, практики

Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Статус: Маго-лего
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех кампусов НИУ ВШЭ
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Целями освоения дисциплины является изучение информационно-коммуникационных технологий как современного направления совершенствования основных направлений деятельности музея. Задачи: - изучить историю появления, основные этапы развития и практики использования информационно-коммуникационных технологий в деятельности музеев в России и за рубежом; - определить основные тренды развития ИТ в музеях на протяжении последних 20 лет; - изучить специфику выполнения музеем основной деятельности в условиях глобальной информатизации; - освоить практические инструменты создания цифровых музейных продуктов.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целями освоения дисциплины «Информационные технологии в музейной деятельности: история, тренды, практики» являются: а) формирование у студентов представлений о музее как системе, требующей особенного отношения к внедрению цифровых технологий; б) получение студентами представления об особенностях цифровизации всех направлений музейной деятельности; в) получение студентами знаний об инструментах создания цифровых музейных продуктов как для экспозиционно-выставочной, так и для культурно-образовательной деятельности; г) формирование знаний о цифровых трендах, применение которых возможно в музеях в будущем.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • - знает основные понятия термина "музей", понимает особенности основных направлений музейной деятельности
  • - знает особенности музейных АИС, причины их внедрения
  • - знает отличия основных музейных цифровых продуктов в образовательной сфере (подкасты, онлайн-курсы, мобильные приложения и порч.)
  • - знает перечень основных технологий, применяемых в экспозиционно-выставочной работе музея (от плазменных панелей до AR/VR, 3D и голограмм).
  • - знает современные практики применения информационных технологий в музейном деле
  • - понимает новые тренды, которые в скором будущем могут быть применены в отдельных направлениях музейной деятельности (от цифровых двойников до NTF), и проблемы их внедрения в музейную сферу
  • - понимает основные принципы разработки сценария выставок с включением ИТ-решений.
  • - понимает, что подразумевается под "информационными технологиями", знает степень их внедрения в основные направления музейной деятельности
  • - разбирается в основных этапах внедрения информационных технологий в музейную деятельность
  • - разбирается в проектах массовой оцифровки музейных коллекций, роль в этом глобальных тенденций
  • - умеет анализировать преимущества и недостатки конкретных информационных технологий (например, базы данных) для успешного развития музея
  • - умеет применять инструменты цифрового продвижения музейных выставок
  • - умеет применять цифровые инструменты для создания музейных цифровых продуктов (подкастов, онлайн-курсов и проч.)
  • разрабатывает сценарий цифрового музейного продукта с учетом ослбенностей целевой аудитории
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Музей и информационные технологии: уровень влияния
  • История развития информационных технологий в музеях
  • Основные этапы внедрения компьютеризации и цифровизации в музейную деятельность: от баз данных к цифровому двойнику
  • Информационные технологии в экспозиционно-выставочной деятельности: от концепции к внедрению и продвижению
  • Информационные технологии в культурно-образовательной деятельности музея
  • Информационные технологии в музейной деятельности: основные тренды
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий - домашнее задание: Использование ИТ в основных направлениях музейной деятельности
  • неблокирующий - домашнее задание: Основные этапы информатизации музейной детяльености
  • неблокирующий - домашнее задание: Особенности ранних видов ИТ в музейной деятельности
  • неблокирующий - домашнее задание: Примеры внедрения ИТ-решений в музейную экспозицию/выставку
  • неблокирующий - самостоятельная работа: Сценарий внедрения ИТ-решения в экспозицию/выставку
  • неблокирующий домашнее задание: Цифровые музейные продукты
  • неблокирующий самостоятельная работа: Создание музейного цифрового образовательного продукта
  • неблокирующий домашнее задание: Основные тренды применения ИТ решений в музее
  • неблокирующий экзамен: проектная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.4 * экзамен: проектная работа + 0.1 * самостоятельная работа: Создание музейного цифрового образовательного продукта + 0.1 * домашнее задание: Цифровые музейные продукты + 0.2 * - домашнее задание: Основные этапы информатизации музейной детяльености + 0.2 * домашнее задание: Основные тренды применения ИТ решений в музее + 0.2 * - самостоятельная работа: Сценарий внедрения ИТ-решения в экспозицию/выставку + 0.2 * - домашнее задание: Особенности ранних видов ИТ в музейной деятельности + 0.2 * - домашнее задание: Примеры внедрения ИТ-решений в музейную экспозицию/выставку + 0.2 * - домашнее задание: Использование ИТ в основных направлениях музейной деятельности
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Лысикова, О. В. Музеи мира [Электронныйресурс]: учебно пособие /О. В. Лысикова — 5-изд. стер — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 130 с: Ил. – ISBN 978-5-89349-184-5. – Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1048007
  • Менеджер предприятия по рекламе и выставкам : учеб. пособие, Петелин В.Г., 2001
  • Менеджмент в музейном деле : учеб. пособие, Лорд, Б., 2002
  • Музей в мировой культуре, Юренева, Т. Ю., 2003
  • Музей и новые технологии. На пути к музею XXI века : сборник / составитель и научный редактор Н. А. Никишин. — Москва : Прогресс-Традиция, 1999. — 216 с. — ISBN 5-89826-037-4. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/77032 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Российская музейная энциклопедия. Т.1: А-М, , 2001
  • Стрелкова, И. А. (2020). Цифровизация экономики: новый формат глобализации. Economics. Taxes. Law, 13(4), 20–28. https://doi.org/10.26794/1999-849X-2020-13-4-20-28
  • Тесленко И.Б., под ред. - Цифровизация отраслей российской экономики - Русайнс - 2019 - ISBN: 978-5-4365-3153-3 - Текст электронный // ЭБС BOOKRU - URL: https://book.ru/book/933650
  • Фёдоров, Н. Ф. Музей, его смысл и назначение / Н. Ф. Фёдоров. — Санкт-Петербург : Издательство "Лань", 2014. — 56 с. — ISBN 978-5-507-39836-2. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/50661 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Шляхтина Л.М. - Основы музейного дела: теория и практика: учебное пособие - Издательство "Лань", "Планета музыки" - 2019 - 248с. - ISBN: 978-5-8114-2076-6 - Текст электронный // ЭБС ЛАНЬ - URL: https://e.lanbook.com/book/113995

Рекомендуемая дополнительная литература

  • К выставке готов! Экспотренинг: Практикум / Алексеев А. - М.:Альпина Паблишер, 2018. - 286 с.: ISBN 978-5-9614-6946-2 - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/1002497
  • Под ред. Лаврентьева А.Н. - ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ДИЗАЙНЕ. ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ, ПРАКТИКА 2-е изд., испр. и доп. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 208с. - ISBN: 978-5-534-11512-3 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/cifrovye-tehnologii-v-dizayne-istoriya-teoriya-praktika-457117
  • Сафонов А. А., Сафонова М. А. - МУЗЕЕВЕДЕНИЕ. Учебник и практикум для СПО - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 300с. - ISBN: 978-5-534-10773-9 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/muzeevedenie-456323
  • Современная образовательная среда и инновационное развитие компаний в экономике знаний. Кн.1: ., Дуканич, Л. В., 2014
  • Современная образовательная среда и инновационное развитие компаний в экономике знаний. Кн.2: ., Дуканич, Л. В., 2014