• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Музыкальный романтизм в круге наук о культуре

Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 1, 2 модуль
Охват аудитории: для всех
Преподаватели: Ганжа Анна Геннадиевна
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Курс предлагает слушателям рассмотреть музыкально-романтическое движение в самом широком социальном и культурном контексте. Курс включает имена и фигуры композиторов и музыкантов второго и третьего плана, не часто встречающиеся в качестве объектов исследования.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Знакомство с с ключевыми фигурами, идеями и концептами музыкального романтизма, а также с историческим контекстом романтических и околоромантических эстетических понятий.
  • Данная дисциплина предполагает сочетание экстенсивного подхода, предполагающего максимальный охват поля романтического и насыщенного описания отдельных деятелей, имеющих прямое и косвенное отношение к музыкально-романтическому движению.
  • Эта дисциплина должна помочь студентам систематизировать музыкально-исторические и эстетические пласты идей и явлений, входящие в круги романтического влияния.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Встраивание общедоступных фактов в интеллектуальный контекст романтической эпохи.
  • Знакомство с музыкальным языком романтизма, усвоение номенклатуры его основных понятий
  • Получение навыка конструирования интеллектуального профиля музыкального деятеля на примере двух ярких фигур Бетховена и Шуберта
  • Получение навыков сравнивания двух композиторов с гетерогенным интелектуальным и эстетическим профилем
  • Понимание значения трансформации старых и утверждения новых музыкальных романтических жанров
  • Понимание процессов эмансипации в музыке 19 века.
  • Понимание, ка кустроен интеллектуальный романтический круг на примере биографий Мендельсона и Брамса
  • Понимание, как устроены различные музыкологические периодизации, встраивающие по разным основаниям музыкальный романтизм в различные типы исторических классификаций
  • Систематизация знаний о романтической опере и имплантирование этого знания в интеллектуальную историю 19 века.
  • Соединение знаний о музыкальном романтизме с материалами о "средних" и "низких" жанрах музыки, производных от романтической эстетики.
  • Соединение идеологии романтизма с идеологией национализма, понимание прямой и косвенной связи этих двух феноменов.
  • Усвоение механизмов устройства музыкального воображения и расширение понятия "романтическая музыкальность"
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Генезис музыкально-эстетических идей романтизма. Периодизации и классификации романтического в политических контекстах.
  • Романтическая музыкальность и романтическое воображение.
  • Бетховен и Шуберт: две биографии в контексте романтической идеологии.
  • Романтическая философия музыки
  • Карл Мария фон Вебер и Роберт Шуман: две биографии в контексте романтических идей
  • Значение жанра в музыкальном романтизме
  • Две биографии в контекте круга романтических идей: Брамс и Мендельсон.
  • Движение национализма и музыкальная традиция
  • Эмансипация музыкальных форм в романтизме
  • Музыкальный язык романтизма.
  • Итальянская романтическая опера
  • Романтическая опера
  • Тривиальное, вульгарное и возвышенное в музыкальном романтизме.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий работа на семинарах
    Отработки возможны, если студент пропустил занятие по болезни или другому исключительному обстоятельству.
  • неблокирующий письменный тест с открытыми типами ответов
  • неблокирующий эссе/рецензия
  • неблокирующий устный экзамен
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 2 модуль
    0.2 * устный экзамен + 0.2 * письменный тест с открытыми типами ответов + 0.2 * эссе/рецензия + 0.4 * работа на семинарах
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Barry Cooper. (2008). Beethoven. Oxford University Press.
  • Kaiser, D. A. (1999). Romanticism, Aesthetics, and Nationalism. Cambridge University Press.
  • Mark Evan Bonds. (2014). Absolute Music : The History of an Idea. Oxford University Press.
  • Mary Ann Smart. (2018). Waiting for Verdi : Opera and Political Opinion in Nineteenth-Century Italy, 1815-1848. University of California Press.
  • Meyer, S. C. (2003). Carl Maria Von Weber and the Search for a German Opera. Indiana University Press.
  • Paul Berry. (2014). Brahms Among Friends : Listening, Performance, and the Rhetoric of Allusion. Oxford University Press.
  • Peter Gammond. (2018). Offenbach: His Life & Times. G2 Rights.
  • Roger W. H. Savage. (2010). Hermeneutics and Music Criticism. Routledge.
  • Schwarz, D. (2006). Listening Awry : Music and Alterity in German Culture. University of Minnesota Press.
  • Taruskin, R. (2009). Music in the Nineteenth Century : The Oxford History of Western Music. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1921037
  • Vande Moortele, S. (2017). The Romantic Overture and Musical Form From Rossini to Wagner. Cambridge University Press.
  • Браудо Е. М. - ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. Учебник - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 444с. - ISBN: 978-5-534-08686-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-muzyki-453861
  • Французский романтизм и идея культуры : аспекты проблемы, Зенкин, С. Н., 2001

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Bowie, A. (2007). Music, Philosophy, and Modernity. Cambridge University Press.
  • Daniel Grimley. (2006). Grieg : Music, Landscape and Norwegian Identity. Boydell Press.
  • David Ferris. (2000). Schumann’s Eichendorff Liederkreis and the Genre of the Romantic Cycle. Oxford University Press.
  • Emile Gaboriau. (2018). Monsieur Lecoq. Seltzer Books.
  • Eric Frederick Jensen. (2011). Schumann. Oxford University Press.
  • Iris J. Arnesen. (2009). The Romantic World of Puccini : A New Critical Appraisal of the Operas. McFarland.
  • Nicholas V. Riasanovsky. (1992). The Emergence of Romanticism. Oxford University Press.
  • Peter Gammond. (2018). Schubert. G2 Rights.
  • R. Larry Todd. (2003). Mendelssohn : A Life in Music. Oxford University Press.
  • Samson, J. (2002). The Cambridge History of Nineteenth-Century Music. Cambridge University Press.
  • Thomas S. Grey. (2009). Richard Wagner and His World. Princeton University Press.
  • Wilson, A. (2007). The Puccini Problem : Opera, Nationalism, and Modernity. Cambridge University Press.