2021/2022
Музыкальный романтизм в круге наук о культуре
Статус:
Общеуниверситетский факультатив
Кто читает:
Школа философии и культурологии
Когда читается:
1, 2 модуль
Охват аудитории:
для всех
Преподаватели:
Ганжа Анна Геннадиевна
Язык:
русский
Кредиты:
3
Контактные часы:
32
Программа дисциплины
Аннотация
Курс предлагает слушателям рассмотреть музыкально-романтическое движение в самом широком социальном и культурном контексте. Курс включает имена и фигуры композиторов и музыкантов второго и третьего плана, не часто встречающиеся в качестве объектов исследования.
Цель освоения дисциплины
- Знакомство с с ключевыми фигурами, идеями и концептами музыкального романтизма, а также с историческим контекстом романтических и околоромантических эстетических понятий.
- Данная дисциплина предполагает сочетание экстенсивного подхода, предполагающего максимальный охват поля романтического и насыщенного описания отдельных деятелей, имеющих прямое и косвенное отношение к музыкально-романтическому движению.
- Эта дисциплина должна помочь студентам систематизировать музыкально-исторические и эстетические пласты идей и явлений, входящие в круги романтического влияния.
Планируемые результаты обучения
- Встраивание общедоступных фактов в интеллектуальный контекст романтической эпохи.
- Знакомство с музыкальным языком романтизма, усвоение номенклатуры его основных понятий
- Получение навыка конструирования интеллектуального профиля музыкального деятеля на примере двух ярких фигур Бетховена и Шуберта
- Получение навыков сравнивания двух композиторов с гетерогенным интелектуальным и эстетическим профилем
- Понимание значения трансформации старых и утверждения новых музыкальных романтических жанров
- Понимание процессов эмансипации в музыке 19 века.
- Понимание, ка кустроен интеллектуальный романтический круг на примере биографий Мендельсона и Брамса
- Понимание, как устроены различные музыкологические периодизации, встраивающие по разным основаниям музыкальный романтизм в различные типы исторических классификаций
- Систематизация знаний о романтической опере и имплантирование этого знания в интеллектуальную историю 19 века.
- Соединение знаний о музыкальном романтизме с материалами о "средних" и "низких" жанрах музыки, производных от романтической эстетики.
- Соединение идеологии романтизма с идеологией национализма, понимание прямой и косвенной связи этих двух феноменов.
- Усвоение механизмов устройства музыкального воображения и расширение понятия "романтическая музыкальность"
Содержание учебной дисциплины
- Генезис музыкально-эстетических идей романтизма. Периодизации и классификации романтического в политических контекстах.
- Романтическая музыкальность и романтическое воображение.
- Бетховен и Шуберт: две биографии в контексте романтической идеологии.
- Романтическая философия музыки
- Карл Мария фон Вебер и Роберт Шуман: две биографии в контексте романтических идей
- Значение жанра в музыкальном романтизме
- Две биографии в контекте круга романтических идей: Брамс и Мендельсон.
- Движение национализма и музыкальная традиция
- Эмансипация музыкальных форм в романтизме
- Музыкальный язык романтизма.
- Итальянская романтическая опера
- Романтическая опера
- Тривиальное, вульгарное и возвышенное в музыкальном романтизме.
Элементы контроля
- работа на семинарахОтработки возможны, если студент пропустил занятие по болезни или другому исключительному обстоятельству.
- письменный тест с открытыми типами ответов
- эссе/рецензия
- устный экзамен
Промежуточная аттестация
- 2021/2022 учебный год 2 модуль0.2 * устный экзамен + 0.2 * письменный тест с открытыми типами ответов + 0.2 * эссе/рецензия + 0.4 * работа на семинарах
Список литературы
Рекомендуемая основная литература
- Barry Cooper. (2008). Beethoven. Oxford University Press.
- Kaiser, D. A. (1999). Romanticism, Aesthetics, and Nationalism. Cambridge University Press.
- Mark Evan Bonds. (2014). Absolute Music : The History of an Idea. Oxford University Press.
- Mary Ann Smart. (2018). Waiting for Verdi : Opera and Political Opinion in Nineteenth-Century Italy, 1815-1848. University of California Press.
- Meyer, S. C. (2003). Carl Maria Von Weber and the Search for a German Opera. Indiana University Press.
- Paul Berry. (2014). Brahms Among Friends : Listening, Performance, and the Rhetoric of Allusion. Oxford University Press.
- Peter Gammond. (2018). Offenbach: His Life & Times. G2 Rights.
- Roger W. H. Savage. (2010). Hermeneutics and Music Criticism. Routledge.
- Schwarz, D. (2006). Listening Awry : Music and Alterity in German Culture. University of Minnesota Press.
- Taruskin, R. (2009). Music in the Nineteenth Century : The Oxford History of Western Music. Oxford: Oxford University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1921037
- Vande Moortele, S. (2017). The Romantic Overture and Musical Form From Rossini to Wagner. Cambridge University Press.
- Браудо Е. М. - ИСТОРИЯ МУЗЫКИ. Учебник - М.:Издательство Юрайт - 2020 - 444с. - ISBN: 978-5-534-08686-7 - Текст электронный // ЭБС ЮРАЙТ - URL: https://urait.ru/book/istoriya-muzyki-453861
- Французский романтизм и идея культуры : аспекты проблемы, Зенкин, С. Н., 2001
Рекомендуемая дополнительная литература
- Bowie, A. (2007). Music, Philosophy, and Modernity. Cambridge University Press.
- Daniel Grimley. (2006). Grieg : Music, Landscape and Norwegian Identity. Boydell Press.
- David Ferris. (2000). Schumann’s Eichendorff Liederkreis and the Genre of the Romantic Cycle. Oxford University Press.
- Emile Gaboriau. (2018). Monsieur Lecoq. Seltzer Books.
- Eric Frederick Jensen. (2011). Schumann. Oxford University Press.
- Iris J. Arnesen. (2009). The Romantic World of Puccini : A New Critical Appraisal of the Operas. McFarland.
- Nicholas V. Riasanovsky. (1992). The Emergence of Romanticism. Oxford University Press.
- Peter Gammond. (2018). Schubert. G2 Rights.
- R. Larry Todd. (2003). Mendelssohn : A Life in Music. Oxford University Press.
- Samson, J. (2002). The Cambridge History of Nineteenth-Century Music. Cambridge University Press.
- Thomas S. Grey. (2009). Richard Wagner and His World. Princeton University Press.
- Wilson, A. (2007). The Puccini Problem : Opera, Nationalism, and Modernity. Cambridge University Press.