• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Индексы и рейтинги: как создать и оценивать границы применения

Статус: Общеуниверситетский факультатив
Когда читается: 3, 4 модуль
Охват аудитории: для всех
Язык: русский
Кредиты: 3
Контактные часы: 32

Программа дисциплины

Аннотация

Предмет формирует умения использовать один из наиболее универсальных методов оценки состояний и развития многокомпонентных ситуаций – индексы из разнородных параметров, а также рейтинги, которые основываются на таких индексах. Это метод междисциплинарный. Тысячи индексов применяются в самых разных отраслях от Антропологии до Языкознания. Общеизвестны индексы человеческого развития (HDI) ООН, качества госуправления разных стран, бирж ценных бумаг, состояния окружающей среды, здоровья населения, состояния преступности и коррупции, рейтинги курортов и т.д., и т.п. За каждым индексом стоят мировоззрение и интересы его создателей, а за индексами широкого распространения – компромиссы между разными группами интересов. Со временем изменяются и оцениваемые ситуации, и балансы интересов, что вызывает критику имеющихся индексов, а затем их изменение или создание новых. Обучающиеся поэтапно усваивают методологию с последующими выполнением учебных работ: от оценки целесообразности использования показателей индексного типа в различных бизнес и исследовательских ситуациях до составления формулы и апробации (при наличии доступной статистики) оригинального индекса (для собственной задачи или задачи, предложенной преподавателем). Для развития способностей конструктивной критики обучаемые рецензируют результат одного из промежуточных заданий коллеги, защищают подготовленный проект индекса в форме экзамена с дебатами. Изучение курса предполагает наличие знания основ общей статистики и готовности к междисциплинарной работе. Проблемы введения в индексы показателей разных отраслей знания и хозяйства обсуждаются командами из учащихся разных направлений основного обучения.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Сформировать знания и навыки использования индексов и рейтингов для принятия управленческих решений.
  • Сформировать знания и навыки создания индексов и рейтингов для принятия управленческих решений.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Выяснять историю, имеющуюся практику использования индексов для принятия схожих решений, критику их применения.
  • Отбирать частные показатели для включения в индекс и устанавливать шкалы их описания.
  • Подготавливать объяснения для лиц принимающих решения возможностей и процедур применения индекса.
  • Распознавать управленческие ситуации, в которых индексы целесообразно использовать.
  • Создавать и апробировать формулу расчёта индекса, определять границы ситуаций его применения.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Какие задачи решаются с применением индексов и рейтингов?
  • Как сформулировать конкретную задачу, при решении которой применяется индекс / рейтинг?
  • Учимся у предшественников: что можно и нужно выяснить об индексах для похожих ситуаций, созданных ранее?
  • Как в разнообразных данных найти возможные характеристики нашей ситуации?
  • Откуда взять формулу нужного индекса и отобрать в неё необходимые показатели?
  • Учимся объяснять: что нужно включить в рекомендации для пользователя нашего индекса?.
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Работа на семинаре по теме1
  • неблокирующий Тест после 1 темы
  • неблокирующий Домашнее задание к теме 2 - Текст
  • неблокирующий Работа на семинаре по теме 2
  • неблокирующий Домашнее задание к теме 3 - Обзор
  • неблокирующий Тест к теме 3
  • неблокирующий Домашнее задание к теме 4 - Расчеты
  • неблокирующий Работа на семинаре по теме 4 - Дебаты
  • неблокирующий Работа на семинаре по теме 5
  • неблокирующий Домашнее задание к теме 5 - Оценки
  • неблокирующий Работа на семинаре по теме 6
  • неблокирующий Презентация к теме 6, в статусе контрольной работы
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.05 * Работа на семинаре по теме 4 - Дебаты + 0.1 * Работа на семинаре по теме1 + 0.05 * Работа на семинаре по теме 6 + 0.1 * Тест после 1 темы + 0.1 * Домашнее задание к теме 3 - Обзор + 0.05 * Домашнее задание к теме 2 - Текст + 0.1 * Тест к теме 3 + 0.05 * Работа на семинаре по теме 2 + 0.1 * Работа на семинаре по теме 5 + 0.1 * Домашнее задание к теме 4 - Расчеты + 0.1 * Презентация к теме 6, в статусе контрольной работы + 0.1 * Домашнее задание к теме 5 - Оценки
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Mikhail Rozhkov M., & Михаил Рожков Михайлович. (2015). The Indices and Indicators of Sustainable Development as an Element of the Quality of Life of the Population of the Russian Federation ; Индексы И Индикаторы Устойчивого Развития Как Элемента Качества Жизни Населения Российской Федерации. Statistics and Economics; № 2 (2015); 113-117 ; Статистика и Экономика; № 2 (2015); 113-117 ; 2500-3925 ; 10.21686/2500-3925-2015-2. https://doi.org/10.21686/2500-3925-2015-2-113-117
  • БОРОДКИН Ф.М. (2004). Социальные индикаторы — что это такое? Мир России. Социология. Этнология, 13(4).
  • Страшнова, Ю. Г., Страшнова, Л. Ф., & Жукова, Т. И. (2021). Оценка градостроительного развития социальной инфраструктуры на основе интегрального рейтинга районов (на примере 25 районов Москвы). (Russian). Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering / Vestnik MGSU, 16(3), 279–293. https://doi.org/10.22227/1997-0935.2021.3.279-293
  • Тарадина, Л. (2014). Международные Рейтинги Университетов: Влияют Ли Они На Развитие Университетов И Стоит Ли Им Доверять? Вестник Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета. Серия 4: Педагогика. Психология, 2 (33).

Рекомендуемая дополнительная литература

  • D. Zemlianskii Yu., L. Kalinovskii V., A. Makhrova G., D. Medvednikova M., V. Chuzhenkova A., Д. Землянский Ю., Л. Калиновский В., А. Махрова Г., Д. Медведникова М., & В. Чуженькова А. (2021). Сomplex Socioeconomic Development Index of Russian Cities ; Комплексный индекс социально-экономического развития городов России. Izvestiya Rossiiskoi Akademii Nauk. Seriya Geograficheskaya; № 6 (2020); 805-818 ; Известия Российской Академии Наук. Серия Географическая; № 6 (2020); 805-818. https://doi.org/10.31857/S2587556620060114
  • Захаров Юрий Иванович, ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет им. А.Г. и Н.Г. Столетовых», Zakharov Iurii Ivanovich, FGBOU VO “Vladimirskii gosudarstvennyi universitet im. A.G. i N.G. Stoletovykh,” Орлов Юрий Анатольевич, & Orlov Iurii Anatolevich. (2018). Социологические инструменты для определения уровня социальной напряжённости общества ; Sotsiologicheskie instrumenty dlia opredeleniia urovnia sotsial’noi napriazhionnosti obshchestva. Economics and Management: Realias and Prospects; № 1; 45-48 ; Экономика и Управление: Теория и Практика; № 1; 45-48. https://doi.org/10.31483/r-11202
  • Павлова, И. А., Гуменников, И. В., Монастырный, Е. А., & Шарма, Д. (2018). Что стоит за интегральными индексами благополучия? ; What is behind composite wellbeing indices? Вестник Науки Сибири.
  • ШПИКУЛЯК, О. Г., & ІВАНЧЕНКО, В. О. (2020). Формування індексів та індикаторів сталого розвитку підприємництва в сільському господарстві: теоретико-методичні підходи. Ekonomika APK, 9, 114–122. https://doi.org/10.32317/2221-1055.202009114