• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
2021/2022

Фейковые новости, популизм и альтернативные медиа в различных политических режимах

Лучший по критерию «Полезность курса для Вашей будущей карьеры»
Лучший по критерию «Полезность курса для расширения кругозора и разностороннего развития»
Лучший по критерию «Новизна полученных знаний»
Статус: Дисциплина общефакультетского пула
Кто читает: Институт медиа
Когда читается: 2-4 модуль
Охват аудитории: для своего кампуса
Преподаватели: Кирия Илья Вадимович
Язык: русский
Кредиты: 6
Контактные часы: 56

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках данного НИСа мы будем исследовать влияние медиа на политические режимы и связь между современной цифровой медиасредой и политическими процессами. Данный курс соединяет воедино все то, что мы до сих пор знали о различных медиасистемах и причудливых конфигурациях политических режимов, в которых эти медиасистемы существуют, о роли медиа и информационного манипулирования в легитимации власти, о роли новой цифровой гибридной медиасреды в трансформации политических отношений и пространства политического диалога. Вкратце данные изменения описываются сегодня при помощи термина «фейковые новости» и «популизм». Эти два неразрывно связанных феномена будут центральными объектами наших исследований. Студенты будут учиться создавать научные исследования по данным темам от проектирования метода до обзора литературы по теме. Значительная часть занятий будет посвящена разбору литературы и обсуждению работ студентов. Предполагается, что данный НИС будет интересен студентам, чьи курсовые работы посвящены отношениям медиа и политики в разных политических режимах, фейковым новостям, альтернативным медиа, протестам, медиаактивизму и т.п.
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Ввести студентов в контекст академической дискуссии о роли медиа в различных политических режимах, поляризации общественного дискурса и трансформации политики в связи с цифровой трансформацией медиапотребления, производства и распространения новостей
  • Научить студентов проектировать научные исследования и разрабатывать методологию для исследований по тематике НИСа
  • Помочь студентам более системно строить работу над курсовой работой и собственными исследованиями
  • Сформировать методические навыки по проведению различных методов исследований контента, контекста производства и распространения информации
  • Научить профессиональному использованию научной литературы для теоретических обзоров
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • Анализирует роль публичной сферы в разных общественных режимах
  • Высказывает критику по поводу основных подходов нормативной классификации медиасистем
  • Идентифицирует различные "переменные" модели Халлина и Манчини
  • Определяет понятие интеракций и их роль в разных политических системах
  • Относит те или иные медиасистемы к демократическим
  • Приводит примеры использования медиа в различных автократиях
  • Разбирается в исторических предпосылках роли информации в автократии
  • Разбирается в источниках данных о доверии, медиапотреблении, общих индексах медиасистем
  • Различает "западные" модели взаимоотношений медиа/политики
  • Различает и описывает основные характеристики каждой из "теорий медиа"
  • Различает источники данных в компаративных исследованиях медиасистем
  • Различает подходы к роли новых медиа и медиа вообще в процессах изменения и демократизации политических режимов
  • Различает разные подходы к роли медиа в политических отношениях
  • Умеет пользоваться основными базами данных и рейтингами политических систем
  • Формулирует основные положения нормативных теорий медиа в демократии и критических теорий
  • Анализирует динамику изменений гибридных режимах в условиях изменения медиа
  • Анализирует медиаландшафт того или иного социума на предмет основных и альтернативных медиа
  • Аналитически находит связи между отдельными недостоверными новостями и причинами, связанными с ними в контексте популизма и постправды
  • Владеет методами глубинных интервью, опроса, наблюдения для исследования контекста производства фейковых новостей
  • Выявляет причины распространения фейковых новостей в цифровом мире
  • Дает определение альтернативных медиа
  • Дает определение понятию "политический режим"
  • Дает определение понятию "популизм"
  • Дает определение понятию пост-правды и политика пост-правда
  • Знает положения теорий транзита и их критики
  • Интерпретирует отношения разных видов дискурса к тому или иному представлению о роли медиа во власти
  • Классифицирует и различает разные методы исследования контекста потребления новостей
  • Классифицирует основные методы анализа контента фейков
  • Классифицирует основные методы исследования производства фейков
  • Классифицирует, отличает политические режимы в различных традициях
  • Определяет теоретическую рамку и контекст исследований производства информации
  • Подвергает сомнению и критикует журналистское видение "новостей"
  • Применяет базовые методы для изучения контекста медиапотребления на практике (наблюдение, глубинные интервью, опросы)
  • Применяет отдельные методы анализа контента (контент-анализ, дискурс-анализ, нарративный анализ) для анализа феномена фейковых новостей
  • Применяет различные социологические теории медиаэффектов к анализу отдельных недостоверных новостей
  • Различает нормативный и альтернативный подходы к понятию "новостей"
  • Различает основные социологические теории эффективности информации
  • Различает разные теоретические рамки исследований медиапотребления: культурологическая рамка, транзакционная рамка и пр.
  • Рассуждает об актуальных событиях и проблемах в контексте проблематики фейковых новостей
  • Формулирует основные журналистские критерии новостей
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Фейковые новости как социальная проблема
  • Медиаэффекты и фейковые новости
  • Пост-правда, фейк-ньюз и популизм
  • Фейковые новости и активизм: мейнстрим и альтернативные медиа
  • Методы исследования производства фейков
  • Методы исследований контента фейков
  • Понятие "новостей" в различных традициях
  • Исследование контекста потребления фейков
  • Понятие политических режимов и методология их классификации в политических науках
  • Роль медиа в политике и властных отношениях
  • Компаративные исследования медиа в разных режимах: теоретический обзор
  • Медиа в демократических режимах
  • Медиа в автократиях
  • Медиа в гибридных режимах
  • Источники данных для исследований
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Обзор литературы
  • неблокирующий Разработка метода работы
  • неблокирующий Защита научного проекта
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2021/2022 учебный год 4 модуль
    0.3 * Защита научного проекта + 0.4 * Обзор литературы + 0.3 * Разработка метода работы
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • Atton, C. (2002). Alternative Media. London: SAGE Publications Ltd. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=268597
  • Bill Kovach, & Tom Rosenstiel. (2013). The Elements of Journalism, Revised and Updated 3rd Edition : What Newspeople Should Know and the Public Should Expect: Vol. Revised and updated. Three Rivers Press.
  • Carothers, T. (2002). The End of the Transition Paradigm. Journal of Democracy, 13(1), 5. https://doi.org/10.1353/jod.2002.0003
  • Carrington, P. J., Scott, J., & Wasserman, S. (2005). Models and Methods in Social Network Analysis. Cambridge University Press.
  • Fred Siebert, Theodore Peterson, & Wilbur Schramm. (1956). Four Theories of the Press : The Authoritarian, Libertarian, Social Responsibility, and Soviet Communist Concepts of What the Press Should Be and Do. University of Illinois Press.
  • Hallin, D. C., & Mancini, P. (2004). Comparing Media Systems : Three Models of Media and Politics. Cambridge: Cambridge University Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=164266
  • Ilya Yablokov. (2018). Fortress Russia : Conspiracy Theories in the Post-Soviet World (Vol. 1). Polity.
  • John B. Thompson. (2013). Media and Modernity : A Social Theory of the Media. Polity.
  • Kari Karppinen. (2012). Rethinking Media Pluralism. Fordham University Press.
  • Kozinets, R. V. . (DE-588)1035573849, (DE-576)310515769. (2010). Netnography : doing ethnographic research online / Robert V. Kozinets. Los Angeles, Calif. [u.a.]: Sage. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edswao&AN=edswao.310515823
  • LaGarde, Jennifer, and Darren Hudgins. Fact Vs. Fiction : Teaching Critical Thinking Skills in the Age of Fake News, International Society for Technology in Education, 2018. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=5880820.
  • McChesney, Robert W.. Rich Media, Poor Democracy : Communication Politics in Dubious Times, The New Press, 2015. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1974566.
  • Media Transformations in the Post-Communist World : Eastern Europe's Tortured Path to Change, edited by Peter Gross, and Karol Jakubowicz, Lexington Books, 2012. ProQuest Ebook Central, https://ebookcentral.proquest.com/lib/hselibrary-ebooks/detail.action?docID=1117146.
  • Melissa Zimdars, & Kembrew McLeod. (2020). Fake News : Understanding Media and Misinformation in the Digital Age. The MIT Press.
  • Post-Truth Phenomenon: The Devaluation of Fact in Media Discourse ; Феномен постправды: девальвация факта в медийном дискурсе. (2019). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.D8B8DC92
  • Ravi, B. K. (2018). Modern Media, Elections and Democracy. Sage Publications Pvt. Ltd.
  • Schmeichel, M., Hughes, H. E., & Kutner, M. (2018). Qualitative Research on Youths’ Social Media Use: A Review of the Literature. Middle Grades Review, 4(2).
  • Sloan, L., & Quan-Haase, A. (2017). The SAGE Handbook of Social Media Research Methods. SAGE Publications Ltd.
  • Treisman, D. (2018). The New Autocracy : Information, Politics, and Policy in Putin’s Russia. Washington, D.C.: Brookings Institution Press. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=1689235
  • Vanhanen, T. (2003). Democratization : A Comparative Analysis of 170 Countries. London: Routledge. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsebk&AN=105249
  • Мультимедийная журналистика, , 2017
  • Насилие и социальные порядки : концептуальные рамки для интерпретации письменной истории человечества, Норт, Д., 2011
  • Основы воздействия СМИ, Брайант, Д., 2004
  • Политическая коммуникация: опыт мультимодального и критического дискурс-анализа: Монография / Детинко Ю.И., Куликова Л.В. - Краснояр.:СФУ, 2017. - 168 с.: ISBN 978-5-7638-3468-0
  • Сравнительная политология : учебник для вузов, Гаман-Голутвина, О. В., 2015

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Nygaard, S. (2020). Boundary Work: Intermedia Agenda-Setting Between Right-Wing Alternative Media and Professional Journalism. https://doi.org/10.1080/1461670x.2020.1722731
  • Бурцев, В. А. Основные понятия французской школы анализа дискурса в терминах : словарь / В. А. Бурцев. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 121 с. — ISBN 978-5-9765-4103-0. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/121934 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Лингвосемиотика милитарно-медийного дискурса (на материале современных публикаций англоязычных СМИ) : монография / Н.Г. Склярова. — М. : ИНФРА-М, 2019. — 88 с. — (Научная мысль). — www.dx.doi.org/10.12737/monography_5bf3b8d6198855.02642558. - Режим доступа: http://znanium.com/catalog/product/968061