• A
  • A
  • A
  • АБB
  • АБB
  • АБB
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта
Магистратура 2022/2023

История и теория дизайна

Статус: Курс обязательный (Дизайн)
Направление: 54.04.01. Дизайн
Когда читается: 1-й курс, 1-4 модуль
Формат изучения: с онлайн-курсом
Онлайн-часы: 10
Охват аудитории: для своего кампуса
Прогр. обучения: Дизайн
Язык: русский
Кредиты: 12
Контактные часы: 144

Программа дисциплины

Аннотация

В рамках курса студенты изучают ключевые этапы развития мировой истории современного искусства, знакомятся с ключевыми теоретическими моделями, особенностями различных медиа, а также стилистическими направлениями искусства. Студенты могут получить комплексное представление об эволюции искусства XX-XXI веков, начиная с возникновения первых авангардных направлений до актуального искусства сегодняшнего дня. Студентам магистратуры предоставляется выбор дисциплин исторического блока из представленных полугодичных курсов. Необходимо выбрать не менее двух курсов за полугодие (не менее четырех курсов за весь год).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Целью освоения дисциплины «История и теория дизайна» является формирование у обучающихся базовых знаний в области истории и теории дизайна. Дисциплина призвана формировать у студентов базовое представление об эволюции их профессионального поля, а также помогает выработать навыки сбора и анализа информации из области гуманитарного знания для применения в собственных творческих работах. В ходе освоения дисциплины студенты овладеют навыками исследования проблем и тенденций развития искусства и дизайна, смогут критически соотносить стилистические поиски дизайнеров и мастеров других визуальных искусств.
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • понимает эволюцию искусства и культуры ХХ века, знает ключевые направления в визуальных искусствах и дизайне, знает наиболее важных художников и дизайнеров, а также их произведения;
  • знает специфику работы современной культурной индустрии, структуру и принципы работы культурных институций, знаком с главными мировыми и отечественными институциями, а также знакомится с ключевыми событиями арт-мире;
  • понимает устройство культурной сферы, роль художников и дизайнеров в современной культурной индустрии, а также понимает функции арт-директоров, кураторов, критиков, коллекционеров, и др., знаком с ключевыми регулярными выставками современного искусства и дизайна;
  • умеет ставить ключевые задачи в рамках исследуемой цели, формулировать гипотезу, искать оригинальный метод текстового и визуального повествования, создавать самостоятельное по содержанию и оригинальное по презентации и подаче высказывание;
  • способен систематизировать материал, совершенствует исследовательские навыки (поиск, систематизация, анализ информации, осмысление результатов исследования, формулировка выводов);
  • умеет логично и последовательно выстраивать презентацию материала, подбирать максимально наглядный и доказательный визуальный материал для аргументации собственного творческого видения или доказательства ключевых тезисов исследования;
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • История и теория искусства / История и теория дизайна (часть 1)
  • История и теория искусства / История и теория дизайна (часть 2)
  • История и теория искусства / История и теория дизайна (часть 3)
  • История и теория искусства / История и теория дизайна (часть 4)
  • История и теория искусства / История и теория дизайна (часть 5)
  • История и теория искусства / История и теория дизайна (часть 6)
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Визуальное исследование
    Визуальное исследование - итоговая работа курса, посвященного истории и теории искусства и дизайна. Это систематическое рассмотрение выбранного предмета, которое предполагает анализ в первую очередь визуальной составляющей. В зависимости от специфики курса визуальное исследование предполагает разработку студентом темы исследования и постановку ключевого вопроса, соответствующего сути курса и являющегося самостоятельным высказыванием. Студент формулирует гипотезу и находит подтверждение ей в ходе анализа и выстраивания изобразительного ряда, который и является основным содержанием работы. Важно подчеркнуть, что визуальное исследование является не рефератом, не пересказом или компиляцией других статей или сетевых публикаций, но авторским высказыванием, обладающим оригинальностью. Визуальное исследование представляется в виде лонгрида на сайте нового портфолио (hsedesign.ru) с черным тегом #визуальные исследования и тематическим тегом (#история искусства либо #история дизайна). Работа принимается только через систему «конкурсов» на новом портфолио. О времени и порядке сдачи работы студенты уведомляются преподавателем занятии, а также кафедрой через рассылки по корпоративной почте.
  • неблокирующий Проверочное задание
    Студенту дается проверочное задание, по которому определяется, насколько он усвоил основные необходимые навыки. Задание состоит из 7 задач.
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2022/2023 учебный год 2 модуль
    0.35 * Проверочное задание + 0.65 * Визуальное исследование
  • 2022/2023 учебный год 4 модуль
    0.35 * Проверочное задание + 0.65 * Визуальное исследование
  • 2023/2024 учебный год 2 модуль
    0.35 * Проверочное задание + 0.65 * Визуальное исследование
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • 926 - У.Индик - Психология для сценаристов: Построение конфликта в сюжете - 9785961432572 - Alpina - Альпина нон-фикшн - 2016 - https://hse.alpinadigital.ru/book/926
  • Алексеев А.Г. - Проектирование: предметный дизайн - КемГИК - 2017 - ISBN: 978-5-8154-0405-2 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=344223
  • Воглер К. - Memo: Секреты создания структуры и персонажей в сценарии - Альпина нон-фикшн - 2018 - ISBN: 978-5-91671-851-5 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=333716
  • Грибер Ю.А. - Градостроительная живопись и Казимир Малевич - Согласие - 2014 - ISBN: 978-5-906709-08-0 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=12287
  • Евдокимов В. А. - Массмедиа в социокультурном пространстве - НИЦ ИНФРА-М - 2022 - ISBN: 978-5-16-006932-6 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=422937
  • Жданов, Н. В.  Промышленный дизайн: бионика : учебное пособие для вузов / Н. В. Жданов, В. В. Павлюк, А. В. Скворцов. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 121 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08019-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516707 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Кремлёв, А. Г.  Теория игр: основные понятия : учебное пособие для вузов / А. Г. Кремлёв ; под научной редакцией А. М. Тарасьева. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 141 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-03414-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/492642 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Кузвесова, Н. Л.  История дизайна: от викторианского стиля до ар-деко : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. Л. Кузвесова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 139 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-11946-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/515812 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Лапенков, Д. С. Американская драматургия ХХ века: творчество Теннесси Уильямса / Д. С. Лапенков. — 2-е изд., стер. — Москва : ФЛИНТА, 2019. — 224 с. — ISBN 978-5-9765-4205-1. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/125516 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Макки Р. - Диалог: Искусство слова для писателей, сценаристов и драматургов - Альпина нон-фикшн - 2018 - ISBN: 978-5-91671-844-7 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=333314
  • Макки Р. - История на миллион долларов: Мастер-класс для сценаристов, писателей и не только - Альпина нон-фикшн - 2016 - ISBN: 978-5-91671-183-7 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=104679
  • Маховская О. И. - Изменение опыта личности: сценарии и идентичность - Спутник+ - 2009 - ISBN: 978-5-9973-0447-8 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=58138
  • Мощева, С. В., Экспрессивный потенциал текстов массмедиа. Средства аттракции (на материале рекламного дискурса). Часть 1 : учебное пособие / С. В. Мощева. — Москва : Русайнс, 2019. — 94 с. — ISBN 978-5-4365-3812-9. — URL: https://book.ru/book/933897 (дата обращения: 25.08.2023). — Текст : электронный.
  • Нестерова, О. А.  Культурология, история культуры. Практикум : учебное пособие для вузов / О. А. Нестерова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 319 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-07933-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/516437 (дата обращения: 28.08.2023).
  • Пендикова И.Г. - Графический дизайн: стилевая эволюция - Магистр - 2023 - ISBN: 978-5-9776-0373-7 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=416532
  • Флиер, А. Я. Культурология для культурологов : учебное пособие / А. Я. Флиер. — Москва : Академический Проект, 2020. — 492 с. — ISBN 978-5-8291-3490-7. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/132992 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Веселова Ю.В., Семенов О.Г. - Графический дизайн рекламы. Плакат - Новосибирский государственный технический университет - 2012 - ISBN: 978-5-7782-2192-5 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=142849
  • Романычева, Э. Т. Дизайн и реклама. Компьютерные технологии: Справочное и практическое руководство : справочное пособие / Э. Т. Романычева, О. Г. Яцюк. — Москва : ДМК Пресс, 2006. — 432 с. — ISBN 5-89818-034-6. — Текст : электронный // Лань : электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/1102 (дата обращения: 00.00.0000). — Режим доступа: для авториз. пользователей.
  • Ученова В.В., Старых Н.В. - История рекламы - ЮНИТИ-ДАНА - 2017 - ISBN: 978-5-238-01462-3 - Текст электронный // ЭБС ZNANIUM - URL: https://znanium.com/catalog/document?id=341850