• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Состоялся одиннадцатый семинар НУГ «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города»

Одиннадцатый семинар НУГ «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города» состоялся 1 апреля. Екатерина Ткачева представила дизайн и инструментарий второго этапа эмпирического исследования дружелюбной образовательной среды.

Состоялся одиннадцатый семинар НУГ «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города»

На основе качественного исследования — интервьюирования учителей и сотрудников администрации в школах городов Пермского края — была создана анкета для количественного опроса. В ней на отдельные элементы раскладывались два ключевых концепта: низовые инновации в образовании и дружелюбная образовательная среда.

Дружелюбная образовательная среда включала в себя три категории элементов: структурные, когнитивные и реляционные. Каждый из элементов был подробно операционализирован и разложен на отдельные утверждения. На их основе планируется рассчитывать индекс дружелюбности.

Екатерина Ткачева

В рамках данного исследования участники НУГа также определили предикторы для формирования дружелюбной образовательной среды: 

— инновационный потенциал школы;

— ценности и стиль мышления учителей и сотрудников администрации;

— институциональный контекст (тип школы и тип города).

Научно-учебная группа создала свой подход для определения инновационного потенциала школы. Для его замера оценивается 1) фактическое наличие инноваций;  2) уровень готовности коллектива школы к инновациям; 3) доступность и качество инфраструктуры (в регионе, городе, школе); 4) удовлетворенность условиями труда
со стороны сотрудников администрации и учителей; 5) их уровень выгорания; 6) наличие социальных партнерств; 7) степень поддержки инноваций и 8) наличие барьеров.

Для определения же ценностных ориентаций используется сокращенная версия ценностного опросника Шварца, а для стиля мышления — адаптивное или инновационное мышление по Киртону.

На основе составленного опросника участники НУГа: Анастасия Андреева, член научно-учебной группы и и.о. заведующей Лаборатории инноваций в образовании НИУ ВШЭ, Ольга Мадфес, член научно-учебной группы и стажер-исследователь Международной лаборатории исследований социальной интеграции, и Максим Гурин, член научно-учебной группы и стажер-исследователь Международной лаборатории исследований социальной интеграции,  провели пилотажное исследование.

Они зафиксировали проблемные точки существующей анкеты, например, респонденты не понимали, что подразумевалось под формированием сообществ в школе и вокруг нее или им было тяжело считывать некоторые утверждения, которые представлены для оценки. Впоследствии были предложены решения, которые помогут справиться с этим.

Екатерина Ткачева

После обсуждения пилотажных интервью и выборки исследования на семинаре выступали приглашенные эксперты: Сергей Косарецкий, директор Центра общего и дополнительного образования имени А.А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ, и Никита Большаков, ведущий научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции НИУ ВШЭ. Они прокомментировали структуру и содержание представленного опросника.

Никита Большаков обратил внимание на некоторое несовершенство инструментария, на то, что вопросы анкеты не всегда соответствуют утверждениям, а также на то, что больше внимания в анкете уделяется инновациям, а не дружелюбной образовательной среде.

Сергей Косарецкий же отметил, что рамка низовых инноваций в образовании пока слабо связана с дружелюбной образовательной средой. Он также предложил дополнительно определить, кто является бенефициаром инноваций и каковые предпочитаемые сферы в области инноваций.

Мария Козлова, руководитель НУГа и главный научный сотрудник Международной лаборатории исследований социальной интеграции, пояснила, что ценности и стиль мышления подразумеваются как модераторы связи между инновационным потенциалом школы и дружелюбной средой. Они позволят зафиксировать существование инклюзивной среды в школе и определить, способствует ли она возникновению инноваций, ориентированных на создание дружелюбной образовательной среды.

На семинаре были детально обсуждены преимущества и недостатки анкеты, а также возможные области доработки. По итогам пилотажного исследования и открытого семинара инструментарий второго этапа эмпирического исследования дружелюбной образовательной среды планируется довести до совершенства.

Присоединяйтесь к следующим открытым семинарам НУГ «Дружелюбная образовательная среда: на перекрестке интересов школы и города»!

Запись семинара: НУГ семинар №11

Презентация: НУГ семинар №11

Ссылка на телеграм-канал НУГ https://t.me/edu_friendly