• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Магистерская программа «Корпоративные финансы»

04
Июнь

Какие стратегические навыки нужны глазами консультанта по стратегии?

Профессия стратегического консультанта всегда требовала широкого набора навыков. Консультант должен быть готов решать любую задачу, поставленную перед ним клиентом. К обязательным навыкам относятся: структурирование сложной проблемы и решение её по частям; проведение количественного и качественного анализа в условиях дефицита и хаотичности данных; подготовка логичных, лаконичных, но при этом ярких презентаций, описывающих результаты работы и «продающие» их клиенту; проведение презентаций для больших аудиторий, иногда в несколько сотен или даже тысяч человек. Этот набор сохраняет актуальность уже несколько десятилетий, однако последние несколько лет добавили к нему несколько оттенков.

Огромную важность приобрели навыки работы с большими объёмами количественных данных. Если ещё 5 лет назад уверенного знания MS Excel консультанту хватало для решения 99% его задач, то теперь необходимо понимать, как обработать базы данных объёмом в десятки и сотни гигабайт. Консалтинговые компании отвечают на этот запрос, создавая специализированные подразделения по Data Science, однако провести базовые операции должен уметь абсолютно любой консультант.

На фоне роста важности навыка работы с данными ещё большую важность приобретает навык коммуникации с людьми. Проведение анализа, теоретически, можно автоматизировать и передать на аутсорсинг, но понять суть проблемы, стоящей перед клиентом, и подобрать правильные слова для описания рекомендации может только сам консультант. Для этого необходимы отношения доверия с клиентом, умение слушать и не сдаваться, когда клиент не согласен.

Хотя названные навыки полезны практически в любой профессии, именно консалтинг в силу сжатости во времени и постоянной смены проектов создаёт возможность проявить их в полной мере. Консалтинговые компании тратят очень много средств и времени на развитие всех названных навыков в своих сотрудниках, однако задуматься об их получении стоит ещё до старта карьеры. Тогда тренинг, получаемый на работе, ляжет на подготовленный фундамент, и консультант будет максимально успешен.