Обновления на программе «Практики кураторства в современном искусстве»: знакомим с наставниками треков
Этой зимой мы объявили об открытии онлайн-трека «Продюсирование культурных проектов». Его наставником стала Оксана Мороз. А новым наставником трека «Кураторство» стала Алиса Савицкая, главный куратор Студии «Тихая» в Нижнем Новгороде и приглашенный куратор Музея Москвы. Чтобы вы не запутались в обновлениях и персоналиях, публикуем интервью с наставниками трех треков магистратуры.
КАЖДАЯ ИЗ ВАС — ЧЕЛОВЕК СО СВОИМИ УНИКАЛЬНЫМИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМИ ИНТЕРЕСАМИ. ПОЧЕМУ ВЫ ПРИНЯЛИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ПРИСОЕДИНИТЬСЯ К КОМАНДЕ GARAGE ACADEMY И СТАТЬ НЕ ПРОСТО ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ, НО И НАСТАВНИКОМ ТРЕКА?
Оксана: Решающим фактором для меня оказалась возможность применить навыки педагогического и методического дизайна, на которые у команды академических программ и был спрос. Garage Academy — это проект, объединяющий университетские традиции, заведомо довольно устойчивые, с профессиональной оптикой в области, которая подвижна и изменчива. Бесшовное сочетание этих сущностей — большая и серьезная задача, не лишенная фана и вызова. После моего более чем десятилетнего опыта проектирования бакалаврских и магистерских отдельных курсов и целых программ я не могла упустить шанс поработать с такой гибридной сущностью. Тем более, что в основании этой сущности — стремление передать студентам опыт кураторских высказываний и менеджериальных практик, во всех их внимательности и упорядоченности. Мало какое дело в образовании сегодня может быть, на мой взгляд, полезнее, чем быть частью команды, которая таким соучастным образом учит людей думать о мире и жить в нем.
Алиса: Долгое время мне казалось, что преподавание связано с фундаментальными научными знаниями, в то время как моя кураторская деятельность — это чистая практика. Однако мои навыки в Garage Academy оказались очень кстати, ведь опыт реализации конкретных кураторских проектов для наших магистрантов не менее важен, чем история современного искусства или выставок.
Анастасия: Я человек, который не любит сидеть на одном месте. Когда появляется новый и интересный для меня проект, я с радостью присоединяюсь, особенно когда это и происходит в рамках «родной» институции (Музея «Гараж» — прим.). У меня появилась возможность добавить еще одно направление развития, научить людей тому, чему до этого никто системно не учил. Очень интересно преобразовывать те знания, которые дались сложным опытом, «потом и кровью», в последовательные и честные образовательные программы.
ЧТО НОВОГО ВАМ ДАЛ ОПЫТ РАБОТЫ НА ПРОГРАММЕ?
Оксана: Это драйвово и нескучно. Самым большим открытием стал мир профессионалов, строящих арт-пространства и их содержания. Одно дело — смотреть на искусство с позиции теоретика, и совсем другое — постепенно погружаться в его практику. И это же стало счастливым челленджем: команда Garage Academy впустила меня в этот мир, обеспечив поддержкой и доверием, а я, в свою очередь, стремлюсь сделать так, чтобы этот мир был источником таких мышления и внимания, которые далеко не всегда доступны более жестким и неповоротливым системам знания.
Алиса: Программа дала мне возможность структурировать свои знания и наблюдения в области кураторства и выставочного менеджмента. Особенно интересно было «класть на бумагу» процесс придумывания выставки: как сформулировать тему, подобрать название, выстроить отношения с художниками, сделать все — от экспликации до сметы — частью кураторского высказывания.
Кроме того, я очень ценю возможность вместе со студентами разбирать особенности российской системы современного искусства и культурного поля в целом, формулировать риски и обнаруживать в них стимулы для профессионального развития.
Анастасия: Общение с людьми моложе тебя обогащает новым взглядом на профессию и помогает не упираться в собственный опыт. Ты делишься этим опытом, а потом наблюдаешь, как на него реагируют студенты, как они сами делают выставки. Что-то они делают иначе, что-то они делают эффективнее. И ты сам начинаешь у студентов учиться и привносить новое в свою профессиональную деятельность.
ЧЕМУ ВЫ САМИ УЧИЛИСЬ В УНИВЕРСИТЕТЕ? ЧЕГО ВАМ НЕ ХВАТИЛО В ВАШЕМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ОПЫТЕ?
Алиса: Я куратор-самоучка. Окончила с отличием Академию государственной службы по специальности «Менеджмент в сфере государственного и муниципального управления». Мое образование имело практическую ориентацию, которая в дальнейшем очень пригодилась в работе в государственном музее: сметы, договоры, формальные заявки и отчеты для Минкульта до сих пор даются мне легко.
Знания, которых стало критически не хватать уже в процессе учебы — это история искусства. Надеюсь, что наши студенты не будут повторять ошибки преподавателей и с особой внимательностью отнесутся к искусствоведческим дисциплинам.
Анастасия: Я училась на искусствоведа, это максимально оторванная от реальности профессия. В то время в ней присутствовал флер советского искусствознания, в плохом смысле. Было мало литературы. Сейчас книг об искусстве намного больше, литература на иностранных языках стала доступнее, легко можно познакомиться с новыми теориями и подходами, особенно в сфере современного искусства. Я даже немного завидую — когда я училась, мы доходили максимум до 1930-х годов.
Но мне повезло в том, что в моем институте был предмет «Экспертиза», где нас учили по виду какого-нибудь стула определять не только время и технологию создания, но и допустимые способы реставрации и хранения. Этот предмет подготовил меня к той практической деятельности, которой я занимаюсь сейчас.
ВОПРОС К ОКСАНЕ — О НЕДОСТАТКАХ ОНЛАЙН-ОБУЧЕНИЯ УЖЕ СКАЗАНО МНОГО. А В ЧЕМ, НА ВАШ ВЗГЛЯД, ЕГО ПРЕИМУЩЕСТВА?
Оксана: Онлайн-обучение — это про диалог, инклюзию и эмпатию. Оно потенциально объединяет разных людей, сближает непохожие картины мира. Если в рамках такого общения люди научаются друг друга слышать и слушать, быть внимательными друг к другу, то им удается настраивать удивительные коллаборации. Если сотрудничество получается, оно нередко бывает удачнее привычных офлайн-объединений: в нем больше уважения к границам всех участников, а главное — оно четко структурировано, объединяет принципы вертикальных иерархий и горизонтальных взаимодействий.
ЧЕМУ (ГЛОБАЛЬНО) ХОЧЕТСЯ НАУЧИТЬ СТУДЕНТОВ СЕЙЧАС?
Алиса: Смелости и творческому подходу в решении любых задач. Умению делегировать задачи и при этом нести ответственность за итоговый результат. Четкости целеполагания и гибкости в выборе конкретных инструментов. Но, главное, любви к искусству и художникам. Потому что без любви ничего не получится.
Анастасия: Медитировать. Я серьезно! Сейчас есть переизбыток информации, любой: позитивной, негативной, научной, антинаучной. Поэтому кажется важным научить мозг абстрагироваться и отдыхать. Нужно уметь сделать шаг назад от своей основной профессии и переключиться. Может даже с куратора на менеджера, с работника институции на частное лицо. Это может помочь и самому выдохнуть, и понять тех, кто рядом — не только коллег, но и друзей.
Узнать подробнее об особенностях обучения на программе и задать вопросы можно, написав на почту academy@garagemca.org.