• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Методы филологических исследований

2023/2024
Учебный год
RUS
Обучение ведется на русском языке
9
Кредиты
Статус:
Курс обязательный
Когда читается:
1-й курс, 1-3 модуль

Преподаватель

Программа дисциплины

Аннотация

Курс адресован практикующим преподавателям средней школы, имеющим высшее профессиональное образование и опыт самостоятельного применения по крайней мере некоторых методов филологических исследований, а также опыт обучения школьников этим методам в адаптированном для школы виде. Учитывая специфику и потребности аудитории, целью курса является уточнение и обновление сведений и навыков в области филологического анализа (в соответствии с современным состоянием науки и филологической практики).
Цель освоения дисциплины

Цель освоения дисциплины

  • Изучение курса предполагает актуализацию знаний и навыков, в свое время полученных магистрантами при получении высшего образования. Отдельные темы курса находят более подробную разработку в некоторых дисциплинах, читающихся одновременно («Литература и политическая социальная история», «Языковые компетенции в курсе русской литературы»), и, соответственно, курс выступает как систематизирующий; Основные положения и навыки, полученные в результате освоения курса, могут быть использованы прежде всего в ходе работы в научно-исследовательском семинаре, при подготовке курсовых работ, а также развиты при изучении дисциплин, читаемых на 2 курсе: «Техники анализа и интерпретации в различных школах литературоведения», «Филология в системе современного гуманитарного знания».
Планируемые результаты обучения

Планируемые результаты обучения

  • использовать современные средства библиографического поиска, как в печатных источниках, так и в электронных базах, в том числе и для осуществления самостоятельной научной работы;
  • оценить характер и степень сложности текстологических проблем, ко-торые могут иметь значение для понимания классического текста (творческая история и изменение исходного замысла; творческая история и вопрос о цельности произведения; проблема выбора основной редакции, и т.п.);
  • с большей уверенностью ориентироваться в существующих критиче-ских изданиях классических текстов, в том числе и для того, чтобы рекомендовать эти издания учащимся; уточнить свои представления о современных библиотеках и архивах,
  • Применение полученных теоретико-литературных и историко-культурных знаний в научно-исследовательской и экспертной работе
  • Критическое чтение научных и критических публикаций, корректное изложение и реферирование прочитанного
  • Составление историко-культурного комментария к художественному тексту, написание научной статьи, экспертного заключения
  • Участие в научной дискуссии и ведение дискуссии; грамотной, доступной и яркой презентации своей работы.
Содержание учебной дисциплины

Содержание учебной дисциплины

  • Текстология и библиография как негерменевтические, вспомогательные дисциплины
  • Филологический комментарий
  • Точные методы в гуманитарных науках
    Споры вокруг статьи: Шапир М.И. «Тебе числа и меры нет». О возможностях и границах «точных методов» в гуманитарных науках. // Вопросы языкознания, 2005. № 1.
  • Уровневый анализ текста
  • Структурализм
Элементы контроля

Элементы контроля

  • неблокирующий Письменная работа
    1) Комментарий к поэтическому тексту, содержащему экфразу 2) Анализ текста с культурными аллюзиями
  • неблокирующий Контрольная работа
Промежуточная аттестация

Промежуточная аттестация

  • 2023/2024 2nd module
    0,5 письменная активность + 0,5 тест
  • 2023/2024 3rd module
    2 мод (0,5 письменная активность + 0, 5 тест) * 0,5 + 3 мод. (0, 5 письменная работа + 0, 5 контрольная работа) * 0,5
Список литературы

Список литературы

Рекомендуемая основная литература

  • АФАНАСЬЕВ АНТОН СЕРГЕЕВИЧ. (2016). Теория текста в работах Ролана Барта и Жака Деррида: гендерный аспект. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.DA5F6DA
  • КАЛИНИН ИЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВИЧ. (2016). Виктор Шкловский Versus Роман Якобсон: Война Языков. Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 9. Филология. Востоковедение. Журналистика, 3.
  • Самойо, Т. Ролан Барт: биография / Т. Самойо ; пер. с фр. И. Кушнарёвой, А. Васильевой ; под науч. ред. И. Кушнарёвой. — Москва : Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. — 57 с. - (Интеллектуальная биография). - ISBN 978-5-7749-1400-5. - Режим доступа: https://new.znanium.com/catalog/product/1042671
  • Суренская, М. (2010). Ю.М. Лотман О Бытовом Поведении В Русской Культуре Xviii В. Аналитика Культурологии, (18). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.14474536

Рекомендуемая дополнительная литература

  • Выготский, Л. С.  Психология искусства / Л. С. Выготский. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. — 414 с. — (Антология мысли). — ISBN 978-5-534-09445-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/471538 (дата обращения: 28.08.2023).
  • ГОЛОВКО ВЯЧЕСЛАВ МИХАЙЛОВИЧ. (2017). Актуализация Герменевтического Подхода В Философии Литературного Жанра М.М. Бахтина. Вестник Томского Государственного Университета, (416). Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.17021734
  • Гончаренко Илья Георгиевич. (2006). Автор, Сказ И Диалог В Трактовке В. В. Виноградова И М. М. Бахтина. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.91C9462C
  • Корсакова, Ю. (2012). О Развитии Текстологии. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsbas&AN=edsbas.2591ED45
  • Пешков И.В. (n.d.). Р. Барт и М. Фуко о генезисе категории авторства. Retrieved from http://search.ebscohost.com/login.aspx?direct=true&site=eds-live&db=edsclk&AN=edsclk.https%3a%2f%2fcyberleninka.ru%2farticle%2fn%2fr-bart-i-m-fuko-o-genezise-kategorii-avtorstva
  • Юрий Лотман. (n.d.). Внутри мыслящих миров.